КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, задачи, методы психологии. История становления предмета психологической науки
Термин психология состоит из двух древнегреческих слов: «psuche» – душа, «logos» – наука, учение. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека. Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении человеком объективного мира в процессе его взаимодействия с внешним миром. Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития. Становление предмета психологической науки 1 этап. Развитие представлений о психических явлениях в рамках учения о душе (с древности до XVII в.). В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (линия Платона). 2 этап. Развитие представлений о психике в философских учениях (XVII в. до второй половины XIX в.). Для ученых XVII в. научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т.д. как фактов внутреннего опыта. Открытия XVIII в.: понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации, аффекте, мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Однако они были построены на умозрительном представлении об организме как «машине тела». К началу XIX в. были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки: • Идеалистическая методология понимала сознание как замкнутую в себе сущность. Единственным адекватным для его изучения методом являлась интроспекция. • Материалистическая методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психики применялись методы, используемые естественными науками. 3 этап. Развитие психологических знаний в системе психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в. до настоящего времени). В зарубежной психологии ХХ в. были сформированы различные подходы и направления в изучении психики и сознания: • бихевиоризм, изучающий поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды; • психоанализ – одно из наиболее влиятельных направлений в психологии, внесшее огромный вклад в познание бессознательных механизмов поведения человека; • когнитивный подход, определяющий закономерности получения человеком информации, ее переработки и влияния на поведение человека; • гуманистическая психология, изучающая творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (самореализации). В настоящее время психологи придерживаются эклектического подхода, то есть отбирают и используют в каждой из существующих теорий те концепции, которые дают больше знаний о психических явлениях. Отечественная психология развивалась естественно-научным путем. Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857–1927) – основатель первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885). Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862–1936) – создателю первого в России Психологического института (Москва, 1912). Основные концепции начала ХХ в.: - культурно-историческая концепция (Л. С. Выготский); - теория деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). С начала 60-х годов XX в. активно разрабатываются теоретические и прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной, военной психологии и др.. С 90-х г. XX в. начинается новый этап развития отечественной психологии, обусловленный политическими и экономическими реформами в нашей стране. Наблюдается повышенное внимание к зарубежным разработкам и возможностям их использования в нашей стране. Одной из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем психологии конца XX столетия стали вопросы методологии исследования психики человека (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Б. Ф. Ломов), пересмотра ряда фундаментальных методологических положений психологической науки (А. В. Брушлинский). Предмет психологии: - психические процессы познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение), эмоционально-волевые (воля, эмоции и чувства); - психические состояния личности: активность, устойчивый интерес, сомнения, пассивность, уверенность, творческий подъем и т.д.; - психические свойства личности: направленность, мотивы личности, темперамент, характер, способности. Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, теоретическими идеями, а с другой – достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверять эти идеи. Методы исследования в психологии
Основные задачи современной психологии: • изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов; • анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом; • изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений; • содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику. ======= 12. Эволюционное развитие психики. Формирование психики в онтогенезе.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |