КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи социальной психологииСоциальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения. Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как: • психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности; • проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей; • психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия; • психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления. Основные объекты ее изучения: — личность в группе (системе отношений); — взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и др.); — малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.); — взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер — ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, ученик — школьный класс и пр.); — взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.); — большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.). Задачи исследований социально-психологических феноменов многогранны, среди них: 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов. 2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов. 3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов. Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других — вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает понять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей. ========= История становления социально-психологической мысли. Становление мировой социально-психологической мысли и науки представляет собой длительный во времени процесс. Условно можно выделить несколько этапов. Предыстория социально-психологической мысли Первые социально-психологические знания мы находим в трудах древнегреческих и древнекитайских ученых (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит и др.). Они описали ряд социально-психологических особенностей характера людей и их предназначения в обществе, некоторые психологические закономерности социального поведения индивидов, мотивы объединения их в группы и т.д.. Переход к современной социальной психологии В середине XIX в. появились первые социально-психологические теории: «психология народов» (Германия), «психология масс» (Италия, Франция), «социальных инстинктов» (Англия, США). Современная социальная психология в Европе и Америке В конце XIX в. термин «социальная психология» использовался при изучении социальной природы индивидуума. При этом обнаруживалось два полярных акцента: по мнению одних ученых (McDougll, 1908; Simmel, 1908), социальная психология должна заниматься личностью и внутриличностными процессами, другие считали, что необходимо сосредоточиться на социальном контексте (Linder, 1871; Lukes, 1973; Ross, 1908). Главным достижением в 30—40-х гг. XX в. стало изучение и в основном измерение установок с упором на концепции их изменения. Конечно, на социально-психологические исследования повлияли события первой и второй мировой войны, когда в ответ на агрессию и террор нацистов и фашистов социальные психологи свободных стран не только старались помочь своим народам выиграть войну, но и влияли на умы и настроение людей из демократических сообществ. В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии (EAESP), которая вскоре стала ядром научного общества социальных психологов Европы. Представители европейской социальной психологии (Г. Тэджфел, С. Московичи) отстаивали в большей мере позиции социологической социальной психологии. В начале третьего тысячелетия социальная психология стала занимать одно из ведущих положений в изучении группы, окружающей среды, организации и т.п. Отечественная социальная психология Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX вв. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии. Первый период (60-е гг. XIX—начало XX вв.) Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой интерес представляет психологическая школа в социологии (П. Л. Лавров, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, Н. К. Михайловский и др.). Второй период (20-е гг. — первая половина 30-х гг. XX в.) Период 20-30-х гг. XX в. для социальной психологии в России был поиском своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: в дискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии, а также путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути социально-психологических явлений. Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х гг. XX в. было исследование проблемы коллективов. В детальной разработке теории коллективов, их классификации, изучении разных коллективов, проблем их развития участвовали многие социальные психологи Б. В. Беляев, Л. Н. Войтоловский (1924), А. С. Затужный (1930), М. А. Рейснер (1925), Г. А. Фортунатов (1925) и др. В 1930 г. состоялся I Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, сыгравший важную роль в научно-организационном становлении социальной психологии в России. В специальном постановлении съезда были отражены теоретические и методологические задачи по изучению коллектива. Третий период (вторая половина 30-х — вторая половина 50-х гг. XX в.) Во второй половине 30-х гг. XX г. ситуация резко изменилась: началась изоляция отечественной науки от западной психологии, перестали публиковаться переводы трудов западных авторов, внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие: — теоретическое обоснование ненужности социальной психологии (поскольку все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и науку, их изучающую); — идеологические расхождения в понимании общественных явлений; — практическая невостребованность результатов исследований (изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того — крайне опасны). Но и в это время социально-психологические исследования продолжались. Идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития, заложенные Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, создавали теоретический фундамент социальной психологии. Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х гг. XX в.) Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука. Критериями этой самостоятельности выступили: характеристика места этой науки в системе других наук; определение предмета и объектов ее исследований; выделение и определение основных категорий и понятий; формулирование законов и закономерностей; институционализация науки; подготовка специалистов. Пятый период(первая половина 70-х гг. XX в. по настоящее время) В 70-х гг. завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г. организована первая в стране лаборатория социальной психологии в Ленинградском государственном университете; в 1968 г. открыта первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в Московском государственном университете. Сегодня социальная психология востребована во всех сферах жизнедеятельности людей. Важной чертой социального знания является ее связь с социальными и политическими проблемами общества. Социальная психология решает задачи, предложенные конкретным обществом. ================
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |