Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема личности в социальной психологии




Проблема взаимосвязи личности и общества является ключевой для социально-психологического знания. Особенно в современной ситуации стремительных цивилизационных изменений социальная психология обращена к исследованию проблемы личности. По мнению Г. М. Андреевой, в зарубежной психологии выделяется как минимум два подхода к личности:

1) попытки определения специфики социально-психологического исследования личности «от противного». Трудность этого подхода заключается в том, что только в зависимости от понимания личности в той или иной конкретной концепции можно понять специфику ее как предмета в социальной психологии. В психологии разработано множество теорий личности, поэтому проблема имеет множество решений;

2) особенности социально-психологического решения проблемы личности могут быть очерчены описательно — через анализ феноменов, в которых она проявляется (например, конформизм, социальное реферирование и др.).

Феноменологическое основание выделения проблематики личности связано с тем фактом, что человек как социальный субъект формируется в процессе выполнения различных социальных ролей, в рамках различных социальных групп, через расширение социальных связей с миром в процессах общения и взаимодействия.

Понятие «личность» имеет в психологии два разных смысла. В одном смысле, личность — это субъект, подчиняющий свое поведение общественным правилам и нормам, в чем-то противостоящим логике его физиологических потребностей и инстинктивных действий. В этом смысле личностью является всякий человек, способный подчиняться общественным требованиям. Такая личность может

не иметь своих особых взглядов и позиций, отличающих ее от окружающих, может быть полностью подчинена общественным стереотипам.

В другом смысле личность выступает как достаточно поздний исторический продукт и частично находит отражение в понятии «индивидуальность». Такая личность обладает способностью принимать решения на основе своих собственных взглядов и представлений, нередко не совпадающих с мнением и требованиями ближайшего окружения.

Критериями выделения социально-психологических механизмов формирования личности на разных стадиях развития общества выступают исторические особенности социальной ситуации, уровень противостояния личности социальному окружению, разрешение личностью детерминирующих и внутренних противоречий, система переориентировки в социальной ситуации.

Л. С. Выготский, опираясь на идеи К. Маркса о социальной детерминации сознания человека, раскрыл психологические представления о «социальной ситуации развития» и о «социальной детерминации» психики и личности. Разрабатывая эти идеи, В. К. Шабельников отмечает, что ребенок рождается на свет, не имея ни системы личностных ценностей, ни своих взглядов, ни сложившихся потребностей, ни мировоззрения, ни способов мышления и понимания мира. Однако все эти черты его будущей личности определенно уже существуют в той конкретной социальной ситуации, частью которой он и является. Черты будущей личности существуют в виде образцов и возможностей будущего поведения, в сложившихся способах деятельности и мышления, во взаимоотношениях родителей и других людей, в противоречиях и напряжениях социальной ситуации.

Все черты личности ребенка, еще до его рождения невидимо распределенные в окружающих людях или в «социальной ситуации развития», затем переходят в актуальные качества личности, локализуются в человеке в виде его «формы». Сущностью и механизмом формообразования личности является ее активное взаимодействие с окружающим миром, выполнение человеком своих функций по отношению к миру и к людям.

===========




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.