Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема психического развития. Периодизация психического развития




Возрастные периоды развития личности. (см. файл Таблица)

Кризис новорожденности и младенческий возраст (до 1 года).(10 мин)

Комментарии: Младенческий возраст начинается с кризиса новорожденности.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности – физиологические, рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания Психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни.

Комментарии: Ребенок рождается беззащитным, ему не знаком наш мир, он очень нуждается в своих родителях. Слов дитя еще не поймет (но речь очень важна в этот период, нехватка общения у ребенка в первый год жизни приводит к проблемам психического развития его в будущем). Ребенок чувствует доброту в делах, поступках по отношению к нему. До годика ребенок должен быть твердо уверен, что он любим и дорог для своих родителей. Через это формируется положительное отношение и доверие к миру. Родителям понадобится много физических сил потратить на ребенка и при этом сохранять теплую атмосферу в семье. С самого рождения ребёнку необходимо помогать совершенствовать двигательную моторику. Необходимо учить ребёнка плавать, подолгу лежать на животе, больше двигаться. Наряду с двигательными навыками важно в этот период развивать у малыша функции зрения и слуха. Именно через эти два канала в мозг ребёнка поступает основное количество информации. Чем интенсивнее идут занятия по обучению понятий с помощью карточек с картинками, тем быстрее у ребенка формируется речь. Чем больше фактов ребёнок воспринимает, тем интенсивнее работает его мозг, что очень важно для развития мышления в целом.

На первом году жизни основными задачами являются:

- развитие сенсорики ребенка, т. е. формирование ощущений и восприятий: зрительного, тактильного, слухового; развитие предметных действий; развитие движений; развитие речи детей.

Итак, сформулируем ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания ребенка данного возраста: ориентация ребенка в окружающем мире, любовь и забота родителей.

Кризис 1 года и раннее детство

Комментарии: Переходный возраст между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться. Проявлениями кризиса одного года являются:

- всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и действий, а, следовательно, у него появляется много целей)

- появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.

- усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Комментарии: Годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, уже многое может: он ходит или пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативная и многозначная, непонятная большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. Не доверяйте в этот период времени воспитание ребенка няням, поскольку он как губка впитывает речь, привычки того человека, который с ним проводит большее время.) На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

В раннем детстве происходит формирование первоначальных навыков учебной деятельности, т. е. умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы и освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности. Важно не забывать о необходимости расширения словарного запаса детей.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания ребенка данного возраста: приучение к самостоятельному обслуживанию свои базовых потребностей, развитие предметной деятельности.

3.4. Кризис 3 лет и дошкольный возраст

Комментарии: Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка, это разрушение, пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет:
1) негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
2) упрямство - ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
3) строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лёт;
4) своеволие - проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
5) протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
6) симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
7) деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует.

(Посмотреть в таблице основные характеристики данного возраста)

Комментарии: Этот возраст особо отличается своею любознательностью. Постоянно вопросы: «Что?» и «Почему?». Физически дети уже могут многое и даже выражать свое мнение. Тут главное проявить терпение и постараться отвечать на все вопросы (часто они задают одни и те же вопросы, будьте спокойны в таких случаях). Еще у ребенка меняется окружение: дети во дворе и детский садик. Появляется любимая музыка, мультфильм, занятие. Вам, как родителям, необходимо следить за всем и объяснять вещи с точки зрения морали. Ребенок должен осознавать, где добро и зло – где хорошо, а где плохо. В этом возрасте дети впитывают в себя невероятное количество информации.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда - со сверстниками).

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания ребенка данного возраста: поддерживать познавательный интерес, обучать взаимодействовать со сверстниками, формировать произвольную сферу ребенка (умение контролировать свои «хочу» и «надо»).

3.5. Кризис 7 лет и младший школьный возраст

Комментарии: На границе дошкольного и младшего школьного возраста ребенок проходит через очередной возрастной кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Кризис семи лет считается самым спокойным среди всех детских кризисов. Оно и понятно: ребенок уже не тот дошкольник, у которого все эмоции на поверхности. Он уже умеет владеть собой, подчиняется определенным правилам. Вместе с тем, именно в возрасте шести-семи лет многие дети начинают бунтовать, оспаривая каждое указание взрослых. Кризис семи лет - это очередной виток в становлении детской самостоятельности. Ребенок осваивает новую для себя роль школьника. По его мнению, он теперь совсем взрослый и имеет право на принятие собственных решений.

Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Комментарии: На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

Необходимо поощрять умение выполнять простые практические и теоретические задания, достигать наглядной цели, следить за ходом мысли педагога, усваивать общие правила построения практических и теоретических задач. Большое значение имеет стремление развивать творческие способности и воображение. Дошкольнику важно уяснить, что он переходит на более сложную ступень социальных взаимоотношений, где ему будет отведена роль не воспитанника детского сада или кружка, а ученика. Эта роль требует более сложных форм общения (личностного, делового) и более серьезного отношения к своим обязанностям.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания ребенка данного возраста: приучать ребенка к ответственности и самостоятельности.

3.6. Кризис 13 лет и подростковый возраст

Комментарии: Кризис 13 лет еще называют подростковым кризисом. Начаться он может и в 10, и в 14 лет, а длиться в среднем от 3 до 5 лет. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

2. Негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

(Посмотреть в таблице основные характеристики данного возраста)

Комментарии: Это самый буйный возраст. Это связано с физиологическим взрослением ребенка. В этот период ребенок требует свободу действий. Но при этом он очень легко поддается внешнему влиянию. Однозначно будет правильно позволить ему быть более самостоятельным, но при этом познакомите его со всеми последствиями его действий. А так же в некоторых вопросах вы должны быть настойчивыми и ставить некоторые вещи под запретом. Вы несете ответственность за ребенка и никто другой. Постарайтесь больше общаться с ребенком и интересуйтесь его настроением, делами в школе, друзьями. Не критикуйте ничего, учитесь слушать. Скажите, что вы будете рады помочь ему, если будут какие-то проблемы. Проявите интерес к его планам на будущее. Подростки обычно строят грандиозные планы на свою жизнь.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания ребенка данного возраста: постарайтесь сохранять доверительные отношения с подростком, учитесь обсуждать проблему, направляйте желание подростка проявить свою взрослость в социально одобряемое русло.

3.7. Юношеский возраст

Комментарии: Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией, то есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве. В этот момент идет перестройка всей личности. Происходит открытие возможности собственного авторства в творении своей жизни, обнаружение себя в качестве его главного героя – полноценное открытие собственного «Я». С другой же стороны, начинается осознание важности роли другого человека в формировании собственной личности (это могут быть друзья, первая любовь, родители, учителя). Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Комментарии: Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых. Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, резко меняется социальная позиция и условия жизни (например, когда ребенок уезжает на учебу в другой город).

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО обучения и воспитания: родителям важно понять, что ребенок стал взрослым и, следовательно, нужно изменить стиль общения, учиться слушать своего ребенка и поддерживать его самостоятельность.

=============




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.