Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая служба в системе образования: проблемы и перспективы




1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии

Роль психологической службы в интеграции научно-психологического знания и его использование в образовании. Становление психологической службы в системе образования за рубежом и в России. Научные предпосылки создания психологической службы. Задачи психологической службы. Документы и нормативно-методические материалы по психологической службе. Нормативно-правовое обеспечение деятельности практического психолога образования (КЗоТ РФ от 07.02.2013 г., Конвенция о защите прав ребенка, ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Орловской области от 22.08.2005 № 533-03 «Об образовании в Орловской области»).

 

2. Социальная роль, профессиональная позиция и статус педагога- психолога

Этический кодекс, права и обязанности психолога. Личность педагога-психолога. Квалификационные требования к специалистам, работающим в разных звеньях психологической службы. Сотрудничество педагога-психолога с другими специалистами: социальным педагогом, социальным работником.

 

3.Основные направления в работе психолога системы образования

Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа. Структура психологической службы. Концепция психологической службы образовательного учреждения. Модели деятельности педагога-психолога, основные принципы определения приоритетов в его работе. Характеристика оптимальных моделей взаимодействия школьного психолога с педагогическим коллективом. Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога.

4. Психологическое обследование детей и подростков

Понятие возрастной психодиагностики, ее цели и задачи. Принципы возрастной психодиагностики. Методы возрастной психодиагностики: тестовое и клиническое обследование. Процесс психодиагностики. Обследование ребенка, общие требования к его организации и проведению. Этапы психодиагностического обследования. Особенности психодиагностики детей раннего и дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подростков.

 

5. Понятие и виды психологического консультирования

Понятие психологического консультирования. Консультирование как одна из форм работы психолога. Виды консультирования. Отличие профессиональной позиции консультанта от позиции психодиагноста. Консультирование и психотерапия. Специфика психологического знания, используемого психологом - консультантом.

 

6. Модель профессиональной деятельности психолога - консультанта

Этический кодекс психолога-консультанта. Принципы психологического консультирования. Личностные характеристики, желательные для психолога-консультанта. Отличие квалифицированной от неквалифицированной консультативной работы. Место Я-концепции консультанта в профессиональной деятельности. Понятие о личностной и профессиональной рефлексии консультанта. Обобщенная теория психолога-консультанта.

 

7. Возрастно-психологическое консультирование: понятие, принципы

Возрастно-психологическое консультирование в системе психологической службы. Теоретические подходы к возрастно-психологическому консультированию (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец). Актуальные проблемы и задачи возрастно-психологического консультирования. Этапы работы психолога-консультанта. Особенности взаимодействия с родителями, воспитателями, учителями. Этические принципы работы. Принципы, определяющие выбор конкретных способов работы: принятие клиента, анализ подтекста, принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем, отказ от готовых рекомендаций, недопустимость заочного консультирования.

 

8. Структура возрастно-психологического консультирования

Основные этапы и процедуры возрастно-психологического консультирования: первичный прием, его функции. Основные формы работы с клиентом на данном этапе. Анализ структуры жалобы клиента. Локус жалобы, виды жалоб по субъективному и объективному локусу. Самодиагноз. Проблема. Запрос, виды запросов. Скрытое и явное содержание жалобы. Анализ поведения клиента. Психологические синдромы, которые могут проявиться у клиента при первой встрече.

Психологическое обследование ребенка в практике консультирования. Специфика диагностической работы применительно к задачам возрастно-психологического консультирования. Психологическое обследование ребенка. Общие требования к процедуре проведения и обстановке обследования. Приемы установления контакта с ребенком и анализ форм обучения и сотрудничества, доступных ребенку.

9. Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия,

принципы, цели и виды психокоррекции

Психолого-педагогическая коррекция как форма психологической деятельности. Понятие психокоррекции и психотерапии, их различия. Взаимосвязь развития и коррекции в коррекционном процессе. Единство процессов развития и коррекции. Основные принципы психолого-педагогической коррекции. Этические принципы работы практического психолога.

Основные направления и области постановки коррекционных целей. Требования к формулировкам целей психолого-педагогической коррекции. Виды психокоррекции: критерии их классификации. Понятие психокоррекционной ситуации, ее основные элементы. Основные этапы психолого-педагогической коррекции.

 

10. Программа психолого-педагогической коррекции: принципы составления, реализация, оценка эффективности

Способы получения психологической информации для организации психологической коррекции, особенности ее использования. Особенности составления психокоррекционных программ. Понятие психокоррекционного комплекса, его основные блоки. Основные принципы построения программ психолого-педагогической коррекции. Проблема оценки эффективности психологической коррекции в работе практического психолога. Способы проверки эффективности коррекционного воздействия. Условия повышения эффективности коррекционной программы.

 

11. Основные методы и средства психолого-педагогической коррекции,

общая классификация методов коррекции

Метод игротерапии. Возможности использования игры в коррекционно-развивающих целях. Виды и формы игротерапии. Требования к оборудованию игровой комнаты. Игрушки и игровые предметы. Правила их подбора. Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции. Требования к составу группы игровой коррекции и правила ее комплектования. Характеристика общей структуры игрового занятия.

Метод конгруэнтной коммуникации. Основные принципы организации конгруэнтного общения. Техника активного слушания. Техника «Ты-высказываний» и «Я-высказываний».

Метод арттерапии. Виды арттерапии: музыкотерапия, изотерапия, сказкотерапия. Показания к применению арттерапевтических методов в коррекционной деятельности психолога.

 

12. Психотерапия: основные понятия, цели и принципы психологического воздействия

Истоки возникновения и развития психотерапии. Медицинская и психологические модели психотерапии. Связь психотерапии с другими областями научного знания, разграничение понятий «психотерапия», «психокоррекция» и «психоконсультирование». Задачи, возможности и ограничения психотерапии. Психотерапевтический процесс и его фазы. Понятие психотерапевтического альянса. Психотерапевтические отношения и их основные характеристики. Основные психотерапевтические методы и техники.

 

13. Основные направления психотерапии

Базовые теории личности как основы психотерапии. Психоанализ и транзактный анализ. Гештальттерапия и клиентцентрированная психотерапия как теория и практика личностного роста. Модификация поведения и образов в когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Основные техники работы с детьми: возможности использования арттерапии, игротерапии, психодрамы, сказкотерапии.


Примерные вопросы к государственному экзамену по специальности «Педагогика и психология»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.