Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические аспекты образования личности




Психическое развитие в онтогенезе. Становление личности

Психология личности

Теоретический аспект

1. Личность: общепсихологический и социально-психологический подход.

2. Личность в общении.

3. Мотивационно-потребностная сфера личности.

4. Эмоциональная сфера личности.

5. Психология воли.

6. Индивидуальность личности.

7. Самосознание как составляющая психического облика личности.

 

1. Методология и методы психолого-педагогических исследований.

2. Основные теории психического развития ребенка (начало и середина 20 века)

3. Культурно-историческое направление в возрастной психологии.

4. Детско-родительские отношения как условие психического и личностного развития ребенка. Влияние детско-родительских отношений на личностное и когнитивное развитие ребенка.

5. Проблема развития личности в педагогике и психологии и периодизации психического развития в отечественной психологии.

6. Проблема периодизации развития личности в зарубежной психологии.

7. Неравномерность и гетерохронность психического развития.

8. Психическое развитие в младенческом возрасте.

9. Психическое развитие в раннем возрасте.

10. Развитие личности в дошкольном возрасте.

11. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте.

12. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе. Диагностика психологической готовности к школе.

13. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

14. Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

15. Психологические особенности подростка.

16. Психология юности.

17. Психология взрослости.

18. Старение и старость.

 

1. Различные аспекты образования и воспитания личности в современном обществе.

2. Педагогика: единство науки и практики.

3. Методология педагогических исследований проблем образования.

4. Понятие и характеристика целостного педагогического процесса.

5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.

6. Психологические аспекты воспитания.

7. Методы, средства и формы воспитания.

8. Организация воспитательной деятельности.

9. Сущность и характеристика педагогической технологии.

10. Обучение в целостном педагогическом процессе.

11. Методы, средства и формы обучения.

12. Психологическая характеристика учебной деятельности.

13. Контроль и оценка результативности учебного процесса.

14. Психолого-педагогическая концепция П.Я. Гальперина о поэтапном планомерном формировании умственных действий.

15. Психологические основы концепции В.В. Давыдова о содержательных обобщениях в обучении.

16. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.

17. Понятие и характеристика педагогической деятельности.

18. Психологическая характеристика педагогического общения.

19. Психология педагогического коллектива.

20. Социально-психологическая характеристика конфликтов в педагогических группах.

21. Методы активного социально- психологического обучения.

22. Дискуссия и различные виды игр как методы активного социально- психологического обучения.

23. Психологическая служба в системе образования: проблемы и перспективы.

24. Социальная роль, профессиональная позиция и статус педагога- психолога.

25. Основные направления в работе психолога системы образования.

26. Психологическое обследование детей и подростков.

27. Понятие и виды психологического консультирования.

28. Модель профессиональной деятельности психолога-консультанта.

29. Возрастно-психологическое консультирование: понятия, принципы.

30. Структура возрастно-психологического консультирования.

31. Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия принципы составления, реализация, оценка эффективности.

32. Программы психолого-педагогической коррекции: принципы составления, реализация, оценка эффективности.

33. Основные методы и средства психолого-педагогической коррекции.

34. Психотерапия: основные понятия, цели и принципы психологического воздействия.

35. Основные направления психотерапии.

 

Список литературы по основной специальности

 

1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое развитие человека. – М., 2007.

2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М., 2006.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1999.

4. Андреева Г.М. Социальная психология – М., 2005.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб, 2000.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. – М.: УРАО, 2002.

7. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. Пособие. – М.-СПб.-Н.Новгород: Питер, 2008.

8. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно- психологоческое консультирование. – М.,1991.

9. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М., 2007.

10. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; под. ред. А.С. Роботовой.- 3-е изд. – М., 2006.

11. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, и др.; под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. - 3-е изд.– М., 2007.

12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений в 6 томах.Т.5. – М., 1984.

13. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.– М.,1984.

14. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.2000.

15. Гусинский Э.Н. Современные образовательные теории: Учеб.- метод. пособие для вузов. – М., 2004.

16. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М.,2004.

17. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. – М., 2004.

18. Денисова Т.П. Психологическая характеристика малой группы. – Орел,1998.

19. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М.,1994.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2010.

21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов- на –Дону, 2010.

22. К. Грейс. Психология развития. – СПб, 2000.

23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды в 2- томах. Т.2. – М., 1983.

24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. – М., Изд-во Московского Ун- та, 1981.

25. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. вузов / Г.М. Коджаспирова. – М., 2010.

26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2011.

27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.,1999.

28. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования.М..2000.

29. Педагогика / Под ред. Б.Г. Лихачева. М., 2001.

30. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Спб, 2004.

31. Психология взаимоотношений родителей и детей/ под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М., 2003.

32. Психология личности в 2- томах / под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2000.

33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб, 2000.

34. Савина Е.А. Введение в психологию. – М., 1998.

35. Савина Е.А. Техники консультирования и психотерапии. Учебное пособие. – Орел, 2000.

36. Сапогова Е.Е. Психология развития. – Спб, 2011.

37. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

38. Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.

39. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М., 2003. – Ч. 1.

40. Слободчиков В.И. Исаев, Психология развития. – М., 2000.

41. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

42. Харламов И.Ф. Педагогика. Краткий курс: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

43. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.1994.

44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология/ Учебник. – М., 2004.

45. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., «Логос», 1994.

46. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону, 2002.

47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под ред. В.В. Давыдова, В.П.Зинченко. – М.,1989.

48. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,2005.

49. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996.

50. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века. – М.,1997.

 

Содержание

программы государственного экзамена по дополнительной специальности «Специальная психология»

1. Физиологические механизмы психических процессов

Высшая нервная деятельность - понятие, характеристика, основные механизмы. Условные и безусловные рефлексы. Понятие о положительном и отрицательном подкреплении. Высшая нервная деятельность человека. Вторая сигнальная система. Рефлекторный принцип работы всех уровней НС. Основные законы деятельности НС. Принципы структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражителей внешней и внутренней среды. Нейрофизиологические механизмы компенсации утраченных функций.

2. Нейропсихологические аспекты нарушений психических функций

Теория системной динамической локализации ВПФ. Расстройства восприятия, нарушение внимания, памяти. Специфика нарушений мышления и эмоциональной сферы при различной локализации поражения головного мозга. Нарушения произвольных движений и действий, нарушения произвольной регуляции ВПФ и поведения в целом.

Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

3. Современная система специальных образовательных услуг

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями (структура). Система государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями.

Система специального образования в России, современные приоритеты. Задачи создания системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Развитие интеграционных процессов в России и их особенности. Модели интегрированного обучения (частичная, полная, временная, постоянная).

4. Специальная психология как раздел психологического знания

Объект специальной психологии; классификация групп детей с отклонениями в психическом развитии. Предмет специальной психологии, его сложность и динамичность. Структура современной специальной психологии. Основные методологические положения и принципы специальной психологии. Связь специальной психологии с другими отраслями научного знания и практики. Основной категориальный аппарат специальной психологии: понятие дефекта, компенсации, коррекции, социальной адаптации, реабилитации, абилитации.

5. Понятие отклоняющегося развития

Представление о норме психического развития: функциональная, статистическая, социокультурная, идеальная норма. Условия нормального развития. Понятие отклоняющегося развития, его психологическая характеристика. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития (трудности приема и переработки информации, проблема речевого опосредования, замедление процесса формирования представлений и понятий; риск возникновения социальной дезадаптации). Факторы отклоняющегося развития (по характеру патогенного воздействия, по времени патогенного воздействия). Представления Л.С. Выготского об отклоняющемся развитии.

6. Общая характеристика психического дизонтогенеза

Понятие дизонтогенеза в специальной психологии. Параметры, определяющие вид психического дизонтогенеза: этиология, локализация нарушений в ЦНС, степень тяжести нарушения, время возникновения нарушения, длительность патогенного воздействия, социальные условия развития ребенка. Психологические параметры психического дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, взаимоотношение первичного и вторичного дефектов; нарушение межфункциональных связей. Классификация видов психического дизонтогенеза.

7. Общая характеристика видов отклоняющегося развития

Классическая и современная классификации видов отклоняющегося развития.

Психическое недоразвитие: понятие, основные закономерности, этиология, ведущий дефект, общие признаки, характерная модель. Задержанное психическое развитие: понятие, основные признаки, этиология, ведущий дефект, характер общего исхода, отличие от психического недоразвития, характерная модель. Поврежденное развитие: понятие, характерные признаки, отличие от психического недоразвития, ведущий дефект, этиология. Дисгармоничное и искаженное развитие: понятие, характерные особенности, этиология, основные признаки, характерная модель. Дефицитарное развитие: понятие, характерные особенности, первичный и вторичный дефекты; основные проявления асинхронии.


  1. Проблема компенсации в специальной психологии

Понятие компенсации, основные виды компенсации. Физиологические основы и механизмы компенсаторных процессов. Явление сверхкомпенсации. Декомпенсация. Идеи Л.С. Выготского о био-социальной природе компенсации. Биологические и социальные факторы компенсации. Общие принципы компенсаторных процессов. Специфические особенности компенсаторных процессов (на примере любого вида отклоняющегося развития).

9. Психолого-педагогическая диагностика особенностей детей с

отклонениями в развитии

Организация и проведение психодиагностического обследования ребенка с отклонениями в развитии, его этапы. Проблема постановки психологического диагноза, виды психологических диагнозов. Специфика методов специальной психологии.

10. Психологическая коррекция как одно из направлений практической деятельности специального психолога

Понятие психологической коррекции и ее связь с другими отраслями практической психологии. Цели и задачи психологической коррекции. Основные теоретические направления психологической коррекции. Проблема коррекции психического развития ребенка в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Принцип осуществления психолого-педагогической коррекции. Основные виды коррекции в зависимости от направленности психологического воздействия, от формы ее организации. Основные принципы и правила составления коррекционно-развивающей программы.

11. Организация психокоррекционной работы с разными категориями детей

с отклонениями в развитии

Особенности психолого-педагогических технологий для детей с отклонениями в развитии. Основные блоки психокоррекционных технологий. Показания к проведению индивидуальной и групповой психокоррекционной работы для детей с отклонениями в развитии.

Специфика комплектования групп. Основные методы и формы психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии. Специфика применения методов психологической коррекции в работе с разными категориями детей с отклонениями в развитии.

12. Общая характеристика умственной отсталости как варианта

тотального недоразвития

Понятие умственной отсталости, основные признаки, современные представления. Выготский Л.С. о психологии умственной отсталости. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности. Основные законы умственной отсталости (Сухарева Г.Е.). Отличие от сходных состояний. Особенности ВНД при умственной отсталости. Проблема классификации видов и форм умственной отсталости (Сухарева Г.Е., Певзнер М.С., Исаев Д.Н., Семаго М.М.). Ведущий дефект, общие признаки. Разнообразие клинической картины интеллектуальных нарушений при умственной отсталости.

13. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью

Общая характеристика познавательных процессов. Стойкое нарушение познавательной деятельности как характерный признак умственной отсталости. Своеобразие внимания, основные причины его недоразвития. Особенности восприятия и памяти. Основные проявления нарушений мышления при умственной отсталости: нарушение мыслительных операций, нарушения динамики мыслительной деятельности, особенности мотивации мыслительной деятельности, темп онтогенетического развития мышления.

Диагностика познавательных возможностей детей с умственной отсталостью. Психокоррекционная работа: цели, задачи, основные формы и методы.

 

14. Основные нарушения речи и их влияние на психическое развитие

Понятие речи в психологии, основные виды речи. Физиология и анатомия органов речи. Патология органов речи у детей. Причины нарушений речи. Механизмы их возникновения. Структура речевого дефекта. Вторичные нарушения при речевом недоразвитии. Классификация нарушений речи. Диагностика, коррекция и профилактика разных видов нарушений речи. Логопедическая работа с детьми, имеющими разные виды нарушений.

15. Особенности познавательной сферы лиц с нарушением речи

Соотношение проявления речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Специфика восприятия при разных нарушениях речи, фонематическое восприятие. Особенности внимания детей с разными нарушениями речи. Трудности распределения внимания между


 

речью и практическим действием. Особенности памяти, соотношение механического и логического запоминания, образной и логической памяти.

Мышление при тяжелых нарушениях речи: соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Профилактика нарушений интеллектуального развития детей с речевой патологией.

Диагностика и коррекция в работе с детьми, имеющими разные нарушения речи.

16. Основные нарушения зрительных функций и их влияние на психическое

развитие

Представление о чувственном познании и сенсорной депривации. Значение зрения для жизнедеятельности и психического развития человека. Строение зрительного анализатора и основные принципы его функционирования. Основные зрительные функции глаза, классификация их нарушений. Влияние снижения остроты зрения на жизнедеятельность человека. Нарушения периферического зрения и их последствия. Поле зрения и поле взора, светоощущение и нарушение световой чувствительности. Цветоощущение и его значение для жизнедеятельности человека, нарушение цветоощущения. Нарушение бинокулярного зрения. Нарушение механизмов глазодвигательной координации.

17. Особенности познавательной сферы лиц с тяжелым нарушением зрения

Влияние тяжелых нарушений зрения на психическое развитие ребенка. Общие закономерности сенсорного развития в условиях нарушенного зрения. Восприятие слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве. Специфика внимания и памяти при тяжелых нарушениях зрения. Особенности формирования основных видов мышления. Речь слепых и слабовидящих. Компенсаторная роль речи, памяти и мышления при тяжелых нарушениях зрения. Специфика диагностики особенностей познавательных процессов детей с тяжелыми нарушениями зрения. Основные направления и средства коррекции нарушений познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей.

18. Общая характеристика ДЦП как вида нарушений опорно-двигательного

аппарата

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Понятие ДЦП. Этиология. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Нарушения мышечного тонуса, параличи и парезы, синкинезии, несформированность реакций равновесия и координации движений, нарушение кинестезии, насильственные движения, позотонические рефлексы. Проблема ранней


диагностики ДЦП. Возможности и средства коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

Классификация форм ДЦП. Психолого-педагогические характеристики детей по степени тяжести двигательной патологии. Специальные образовательные потребности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

19. Основные нарушения слуховой функции и их влияние на психическое

развитие ребенка

Роль слуха в познании окружающего мира. Анатомия и физиология органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Патология органов слуха. Классификация нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждении органов слуха. Общие и специфические закономерности психического развития при нарушениях слуха. Классификация групп детей с нарушением слуха.

20. Особенности познавательной сферы лиц с нарушением слуха

Своеобразие в развитии познавательных процессов при нарушениях слуха. Особенности внимания, восприятия, памяти. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления, Типы соотношения понятийных и наглядных форм мышления (Т.В. Розанова). Речевое развитие при нарушениях слуха; разные виды речи и особенности их становления.

Диагностика познавательных особенностей детей с нарушением слуха. Содержание и направления коррекционно-развивающей работы.

21. Особенности психического развития детей со сложными нарушениями

Понятие сложных недостатков в развитии. Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития». Многообразие сложных дефектов развития, их классификация. Этиология. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития. Профилактика вторичных нарушений. Психологическое изучение детей со сложными нарушениями в развитии и проблемы дифференциальной диагностики. Организация психологической помощи детям со сложными недостатками в развитии и работа с семьей. Проблема обучения, воспитания и социальной адаптации лиц со сложными нарушениями развития.

22. Задержка психического развития как вид отклоняющегося развития

Общее понятие ЗПР, основные причины возникновения ЗПР. Современное представление о сущности задержанного психического развития. Проблема классификации ЗПР в отечественной специальной психологии (Власова Т.С..


 

Певзнер М.С., Лебединская К.С., Семаго М.М.). Отличие ЗПР от умственной отсталости легкой степени. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Понятие о минимальной мозговой дисфункции. Психолого-педагогические характеристики детей с разными формами ЗПР.

23. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР

Общие закономерности психического развития детей с ЗПР. Проблема произвольности познавательных процессов. Особенности внимания, проявление синдрома дефицита внимания. Особенности памяти. Специфика мыслительной деятельности у детей с ЗПР: особенности операционального и динамического компонентов мыслительной деятельности. Формирование готовности к школьному обучению при ЗПР. Психолого-педагогическая диагностика в работе с детьми с ЗПР, особенности коррекционно-развивающей работы.

24. Ранний детский аутизм (РДА) как специфическое нарушение развития

РДА как особый вариант искаженного развития ребенка: специфика РДА, триада основных симптомов (аутистическая отгороженность, стереотипии, речевые расстройства). Особенности когнитивного, эмоционального и социального развития детей с РДА. Игровая деятельность аутичных детей.

Этиология и патогенез РДА: биологические факторы, РДА как вторичный дефект (К.С. Лебединская, О.С. Никольская). Вопрос дифференциации РДА: сходство и отличие РДА от шизофрении, умственной отсталости и последствий депривации.

Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА и их семьями.

25. Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ)

Специфика синдрома (время проявления в онтогенезе, нарушение произвольности познавательной деятельности и поведения). Типичные проявления СГДВ: симптомы гиперактивности, импульсивности, дефицита внимания (Д8М - IV). Диагностические признаки СГДВ в поведении ребенка. Причины СГДВ (биологические и социальные) и механизм формирования психопатологии. Особенности когнитивного, социального и личностного развития детей с СГДВ. Возрастная динамика расстройства и прогноз развития.

Коррекционная работа с детьми, страдающими СГДВ (организация среды, система карточек, метод «жетонной экономии»). Рекомендации для педагогов и родителей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.