КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дальтон-план или лабораторная система обучения
В историю педагогики известна еще одна форма обучения, которая и сегодня привлекает внимание педагогов, это - дальтон-план ( возник в н. XX в. в американском городе Дальтон, автор - Елена Паркхерст). Е. Паркхерст (1887—1973) — американский педагог, последовательница М. Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920—1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е. Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков. Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способностям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника. В начале учебного года ученики получают задание по каждому предмету, которое рассчитанно для выполнения на целый год: по месяцам, неделям и дням с указанием сроков выполнения и отчетов, а также - все необходимые учебные пособия и письменные инструкции по выполнению заданий. В обучении нет жесткого расписания, учащиеся сами выбирают в каком темпе, чем и когда заниматься. Предусмотрены и общие уроки-конференции по одному часу в день, а также групповые занятия гимнастикой, музыкой, домоводством. Контроль за выполнением учебного плана проводится регулярно; на каждого учащегося заводится специальная карточка и учитель ежемесячно вывешивает таблицу с результатами выполнения заданий.
В СССР дальтон-план широко применялся в 1920—1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обучения. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллективно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контрольным функциям. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с заданиями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались. К недостаткам дальтон-плана следует отнести и то, что знания Метод проектов. Эту систему обучения создал в США профессор У.Х. Кшпатрик (1871 —1965) — американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи, сторонник прагматистской педагогики. Он разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Основные положения системы:
1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы; 2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить работу и учебу детей; 3) проекты увязываются с интересами детей и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности. Метод проектов получил достаточно широкое распространение в 20-х г.г. 20 века в советской школе. В основе системы лежала идея педагогической концепции Дж. Дьюи: «обучение путем делания». Идея У.Х. Килпатрика состояла в организации активной деятельности учащихся в социальном окружении. Вместо традиционных учебных предметов введены были проекты. Знания и умения учащиеся должны получать в ходе планирования и выполнения проектов, темы которых брались из жизненного окружения (например «Как миссис Джонс выращивает такие прекрасные Розы») и учитывали интересы учеников. В США в 1920-е гг. на основе метода проектов обучалось до 35 тыс. детей в каждом американском штате. Однако уже тогда этот метод подвергся критике за то, что его абсолютизировали, хотя многие проекты не имеют образовательной ценности. В советской школе метод проектов наряду с бригадно-лабораторным методом обучения был достаточно распространен в довоенное время и увязывался с практическими потребностями школы и учащихся (проекты еще называли комплексами). В ходе разработки того или иного проекта учащиеся получали сведения по разным учебным предметам. Например, работая над проектом «Отопление», они знакомились с существующими способами отопления жилых и производственных помещений, с видами топлива, изучали некоторые вопросы теплофизики, гидравлики, химии горения, черчения, геометрии и др. А такой проект, как «Электрификация коровника», требовал изучения вопросов не только из курса физики, электротехники, но и биологии, зоологии, ветеринарии и др. Основной недостаток такой системы обучения — это то, что приобретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы. В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.
Йена – план - шуле — система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся, разработана в 1920-х годах профессором Йенского университета П. Петерсеном (1884—1952). С конца 40-х годов 20 века открываются такие школы и детские сады сначала в ГДР, а затем в ФРГ, а затем складывается школьное педагогическое движение в Западной Европе. Особенности школ состоят в следующем: 1) классно-урочная система заменена «воспитательной общиной», в основе которой лежит уважение к личности ребенка в сочетании со свободой и самостоятельностью; 2) вместо классов созданы «штамм-группы» из детей четырех возрастов, каждая из которых имеет численность до 40 человек. В такой штамм-группе каждый год происходит ротация — старшие дети переходят в следующую штамм-группу, где они снова станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учебы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект; 3) В расписании занятий предусмотрено чередование уроков математики, музыки, немецкого языка, рисования, родиноведения, обществоведения. Через каждые 2—3 урока, проведенные в кабинетах и лабораториях, вся штамм-группа собирается вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий, обсуждение и выполнение домашних заданий, обмен впечатлениями; 4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно. Виды домашних заданий: решение задач и примеров; сочинения, подготовка рассказов, изготовление поделок, рисунков. Часть заданий объединена единой темой, например «Осень в городе», имеются и задания-проекты; 5) внутри штамм-группы создаются микрогруппы по интересам, а также группы для парной взаимопроверки получаемых заданий; 6) учебный день состоит из учебных занятий, выполнения трудовых заданий, бесед, игр, подготовки к праздникам и т.п.;
7) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформленный календарь на год с описанием состава группы, плана работы на год, увлечений и интересов детей. Кроме обычных методов обучения в такой школе широко применяются: исследовательский метод, дидактические игры, групповая учебная работа, совместная работа детей разного возраста. Содержание и методы обучения направлены на организацию развивающего обучения. Коллективная система обучении: от А.Г. Ривина до Л. Трампа.. В 1918 г. учитель А. Г. Ривин в сельской школе под Киевом провел интересный опыт коллективного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали их, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретенных знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив какую-либо тему, ученики объясняли ее другим членам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было. В результате такого обучения за один год каждый ученик успел освоить программу трех-четырех классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учителя способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать. А.Г. Ривиным были разработаны следующие методики работы в условиях коллективной системы обучения: • изучение текстового материала; • взаимообмен заданиями; • решение задач и примеров по учебнику; • взаимные диктанты; • разучивание стихотворений в сменных парах; • выполнение упражнений в парах; • изучение иностранного языка. Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда своевременно замечен и оценен. В наше время коллективный способ обучения разрабатывает и успешно использует профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования В.К. Дьяченко. Им была разработана технология коллектвного способа обучения. Наибольший педагогический эффект достигается при следующем соотношении способов обучения: 60— 70% — коллективные способы и 30—40% — групповые. Групповое обучение может происходить в парах; в группах учеников, сидящих вместе; в маленькой команде; при выполнении заданий для всего класса. Технология группового обучения включает в себя следующие моменты: 1) организация групп с учетом уровня знаний, взаимоотношений, темперамента, навыка общения, наличия лидера в группе и т.п.; 2) групповая работа учеников должна выполняться по определенным правилам, которые следует строго выполнять всем ученикам; 3) распределение заданий по группам с указанием времени на их выполнение; 4) при работе в группе каждый ученик должен знать свою роль, полученную задачу, цель всего урока; 5) после выполнения заданий учитель комментирует их выполнение, подводит итоги работы на уроке. Групповое обучение позволяет эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке за счет изменения позиции и роли ученика в учебном процессе. Групповая работа перестраивает позицию ученика, изменяет его установки, ориентиры и цели учения. Он переходит на новый уровень своей учебной деятельности и новые формы взаимоотношений с учителем и другими учениками. Новые формы работы не позволяют ученику оставаться пассивным в процессе обучения, стимулируют сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие. Сам В.К. Дьяченко считает, что групповая система обучения — наиболее демократична, позволяет успешно решать все болевые проблемы существующей системы образования. В середине 50-х годов XX в. в США профессором Л. Трампом был разработан новый способ использования высококвалифицированных учительских кадров и максимальной стимуляции индивидуальной работы учащихся, получивший название «План Трампа». Он еще имеет название «Обучение в коллективах». По этому плану в школе вводятся три формы организации учебной работы: · индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях · групповая — по 10—15 человек; · лекционная — для 100—150 человек. На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в группах — 20%, для индивидуальной работы в кабинетах и лабораториях — около 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется. Лекции читаются профессорами и высококвалифицированными преподавателями с использованием современных технических средств обучения. Затем материал лекции прорабатывают и обсуждают в небольших группах учащихся и на семинарах под руководством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учебных кабинетах и лабораториях. Широко применяется сочетание индивидуальной работы учащихся с коллективной и массовой. Таким образом, попытки педагогов создать форму организации обучения, альтернативную классно-урочной системе обучения, приводили к появлению ряда организационных форм обучения, известных сегодня в педагогической теории и вызывающих интерес школьных учителей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 13608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |