Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип наглядности обучения




Принцип, систематичности и последовательности

Характеристика классических принципов обучения.

Каждый принцип обучения конкретизируется в правилах обучения, вытекающих из него и определяющих характер отдельных приемов деятельности учителя и учеников.

Реализация принципа последовательности и систематичности предполагает соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

1. Планировать систему занятий и каждое занятие; определять место каждого занятия в данной системе, связывая и с предыдущими; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

2. Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний, постоянно используя их, устанавливая связи между ними и новым материалом.

3. Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи, осуществлять интегрирование с другими предметами.

4. Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи, требующие системного использования знаний из разных предметов.

5. Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными пунктами (на этом правиле основаны опорные конспекты В.Шаталова, позволяющие учащимся восстанавливать (по содержащимся в них опорным сигналам: знакам и символам, фиксирующим ведущие понятия и факты), смысловые связи и отношения между ними).

6. При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

 

Безусловно, буквальный смысл названия принципа не отражает его содержания. Восприятие может осуществляться с помощью разных органов чувств: не только зрения, но и осязания, слуха, обоняния и т.д. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности:

· Натуральной (эталонные изделия, образцы, детали и т.д.)

· Предметно-изобразительной – плоскостной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты, муляжи).

· Условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики, таблицы, модели, опорные сигналы, компьютерная графика).

· Словесной (образное описание).

· Динамической: аудиальной (звукозаписи); визуальной (динамические плакаты, электрофицированные схемы); аудиовизуальной (видеозаписи, кинофильмы).

Необходимо также учитывать, что существуют различия у разных учащихся, связанные с преобладанием той или иной модальности восприятия – ведущим каналом восприятия, переработки и воспроизведения информации. У некоторых из них преобладает визуальный (зрительный) тип восприятия, у других – аудиальный (слуховой), у третьих - кинестетический (через прикосновение), требующий восприятия в действии, манипулировании с предметами, записи информации, составления схем и таблиц.

1. Процесс обучения должен опираться не только на внешнее восприятие средств наглядности, но и на практические действия с ними, их преобразование, обеспечивая восприятие информации каждым обучающимся в соответствии с преобладающей модальностью.

2. Сочетайте различные виды наглядности, включая при организации восприятия учебного материала как можно больше различных анализаторов: слуховые, зрительные, осязательные и др.

3. При использовании динамической наглядности тщательно готовьте технические средства к работе, чтобы не тратить время на их подготовку в ходе урока.

4. Активнее используйте на занятии наглядные средства, способствующие развитию теоретического и образного мышления: моделей, схем, пиктограмм, опорных сигналов и других символических и ассоциативных заменителей реальных объектов, абстрактных понятий и смысловых связей.

5. Привлекайте учащихся к самостоятельной разработке моделей, опорных сигналов и других кодированных знаков и символов, схем и таблиц на основе переработки учебной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.