Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка учителя к уроку




Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Она состоит из двух этапов: планирование системы уроков по теме и планирование каждого конкретного урока.

Планирование системы уроков по теме, или тематическое планирование, должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образования, а также учебного плана. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.

Поурочное планирование. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта, или планирование поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развернутой, которая наиболее приемлема для них. План для учителя — это опора, руководство к действию. Он не должен ско­вывать учителя: при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План составляется так, чтобы по воз­можности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным таким образом, чтобы при необходимости в любой момент урока им мож­но было легко воспользоваться. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока, затем подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию мате­риала урока.

При использовании технических средств необходимо проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстри­руемого с ученических мест в классе. При показе опытов и демон­страций следует их заранее выполнить, зафиксировав затрачиваемое время, добиться хорошей воспроизводимости опыта и достаточной видимости для всех учащихся. Для хорошей видимости опытов надо использовать подставки, дополнительное освещение, указатели, фоновые и затеняющие экраны и т.п.

Примерная структура плана-конспекта к уроку:

1. дата проведения, название темы урока, тип урока, вид урока;

2. цель урока; образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;

3. оснащение урока средствами наглядности, дидактическим материалом, техническими средствами обучения, оборудованием;

4. структура урока по этапам с указанием распределения времени;

5. содержание учебного материала в продуманной последовательности и с ука­занием применяемых основных методов обучения и видов деятельности школьников;

6. домашнее задание с указанием характера и объема, инструктаж к нему;

7. список литературы для учителя и для учащихся.

Отдельно следует продумать и даже набросать вариант распреде­ления записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выде­лить в плане-конспекте красным карандашом.

Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока: лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Дать домашнее задание во время звонка — это оз­начает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в на­чале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика: еще не изучили новый материал, а уже дают по нему задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. Наиболее приемлемым является предъявление домашнего задания и инструктаж к нему после того, как учащиеся восприняли новый материал и готовы услышать задание для домашней работы. Предъявление домашнего задания должно проходить в развернутой форме на основе инструктажа по выполнению работы дома, с обязательным показом по развернутому учебнику, какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить.

Важным моментом при планировании урока является учет воз­можностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора мето­дов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.

В план-конспект следует включать перечень вопросов для контро­ля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть доста­точное количество, чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в парал­лельных классах, которые значительно отличаются по уровню под­готовки и общего развития.

Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится от­дельный конверт большого формата, в который помимо плана-конспекта вкладывается различный дидактический и дополнитель­ный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости за­менять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в конверте накапливается довольно много дидактического материала, который можно с успехом использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклас­сной работе.

Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление учеников с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ ее перспектив, на будущие результаты.

Анализ проведенного урока. После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что — нет. Наметить ме­ры для устранения допущенных недостатков как в своей дея­тельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выраже­нию В.Ф. Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним: все, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанали­зировать свою работу с позиций приобретенного опыта, сделать выводы.

В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих во­просах:

1) Была ли достигнута цель урока?

2) Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмот­ренным при планировании? Как удалось разрешить возникшие проблемы?

3) Какие были допущены ошибки и просчеты, неудачные действия? Чем они были вызваны? Как их можно было избежать? Каким образом теперь можно исправить ситуацию?

4) На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать? Чем это можно объяснить? А каким образом следовало отреагировать на вопросы или действия учеников?

Учителю можно рекомендовать для анализа и самоанали­за урока развернутую схему. В данном случае приведем схему Т. А. Ильиной с незначи­тельными изменениями и сокращениями

  1. Общая структура урока. К какому типу относится данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены основные элементы урока и правильно ли определена дозировка времени?

2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требо­вания программы по данной теме получили отражение на уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомле­нии с новым материалом (восприятие, внимание, познава­тельный интерес)? Имела ли место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка качества зна­ний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащих­ся, принцип вызова и т.д.)? Имел ли место дифференциро­ванный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематиза­ция)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной само­стоятельности учащихся? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития учащихся? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использова­ны воспитательные возможности содержания учебного мате­риала? Какая работа велась по формированию мировоззре­ния: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добросовестного отноше­ния к труду, учению? Каково было воспитательное воздейст­вие личности самого учите Соблюдение основных принципов дидактики. Соблюдались ли в ходе урока основные принципы дидактики: научность, до­ступность, наглядность, систематичность и последователь­ность, прочность.

5. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод ознакомления с новым материалом? Привлекались ли не­обходимые технические средства обучения? В полной ли мере использовались средства наглядности? Достигли ли демонстрации поставленных целей? Достаточно ли разно­образными были методы и приемы закрепления знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место постепен­ное нарастание степени самостоятельности при выполне­нии упражнений? Рационально ли были выбраны методы и средства контроля? Правильно ли был организован индиви­дуальный, фронтальный, комбинированный опрос и пись­менный контроль? Была ли организована работа над ошиб­ками? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?

6. Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготов­лено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался кон­спектом на уроке? Каково было соотношение организующей деятельности учителя на уроке и познавательной деятельно­сти учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся при выполнении ими самостоятельной работы и др.)? Какие приемы исполь­зовались для организации работы учащихся? Достиг ли учи­тель контакта с классом и с отдельными учащимся? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде учителя, его прическе излишне привлекать внимание уча­щихся, отвлекая их от урока?

7. Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность уча­щихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски и со слов учителя, самостоя­тельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру учебного труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке? Какие приемы поддержания дис­циплины использовал учитель? Все ли из них были адекват­ными? Достигли ли они цели? Если нет, то почему? Каково было отношение учащихся к предмету и учителю?

8. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на ход занятий окраска стен, панелей, учебных столов? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Рассажены ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? Ка­ково место данного урока в недельном расписании и в рас­писании данного дня? Как была проведена перемена, пред­шествовавшая данному уроку? Не были ли задержаны уча­щиеся на данном уроке после звонка?

  1. Некоторые специальные задачи. В ряде случаев учителю необ­ходимо проанализировать свой урок с точки зрения той на­учной проблемы, над которой работает школа, или в связи с решением педсовета, методического объединения. Этими специальными задачами могут быть следующие: соблюдение единства требований к ведению ученических тетрадей; культура речи учащихся; освоение новых технических средств обучения; обеспечение межпредметных связей; обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Разумеется, учитель может проводить анализ урока лишь по не­которым его аспектам и использовать для этого другие схемы, но этот анализ ему особенно необходим в начале своей работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.