Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы целостного учебно-воспитательного процесса




Лекция 5. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса

1. Педагогический процесс как целостное явление

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю.

Целостный педагогический процесс не сводим к простому единству обучения и воспитания или к единству умственного, эстетического, нравственного и других видов воспитания.

Целостность педагогического процесса обеспечивается через разрешение противоречия между целостностью личности ученика и специально организуемыми влияниями на него.

Основные аспекты целостности педагогического процесса:

Целостность обеспечивается:

в содержательном плане во взаимосвязи компонентов (по Лернеру И.Я.):

  • знаний;
  • умений, навыков;
  • опыта творческой деятельности;
  • опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к миру;

в организационном плане:

  • умением учителя отобрать содержание образования;
  • умением трансформировать его с целью адаптации для учащихся;
  • доступно и эффективно представлять содержание образование учащимся;
  • оптимальным взаимодействием педагога и учащихся по поводу содержания образования;
  • взаимодействием педагога и учащегося на основе личностного отношения; переходом от образования к самообразованию и самовоспитанию.

 

Основной закон целостного педагогического процесса – специально организованное усвоение социального опыта младшим поколением. Специфические законы целостного педагогического процесса:

  • обусловленность цели и содержания педагогической деятельности
  • уровнем социально-экономического развития общества и господствующей в ней идеологией;
  • эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.);
  • зависимость результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром;
  • результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую включен воспитанник;
  • соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям ученика.

 

По мнению В.А.Сластенина, целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. В той связи ученые выделяют две группы принципов педагогического процесса.

Принципы организации целостного педагогического процесса:

  • гуманистическая направленность,
  • связь с жизнью и производительным трудом,
  • соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу,
  • научность,
  • ориентированности на единство знания, умений, сознания и поведения,
  • обучение и воспитание в коллективе,
  • преемственности, последовательности и систематичности,
  • наглядности,
  • эстетизации (эстетического отношения) всей детской жизни, прежде

всего обучения и воспитания.

Принципы управления деятельностью школьников в целостном педагогическом процессе:

· сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников,

· сознательности и активности,

· уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему,

· опора на положительное, на сильные стороны личности ребенка,

· согласованность требований школы, семьи, общественности,

· сочетание прямых и параллельных педагогических действий,

· доступности и посильности,

· учет возрастных и индивидуальных особенностей,

· прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

 

3.Методы и формы целостного учебно-воспитательного процесса

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

1.Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация, лабораторные работы,

репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы.

3.Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения:

соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,

поощрение, наказание и др.

4.Методы контроля эффективности педагогического процесса:

специальная диагностика, устный и письменный опросы, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.

 

Рассматривая формы обучения в целостном педагогическом процессе, вспомним, что «форма» в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения – это внешняя сторона организации образовательного процесса, отражающая способ организации деятельности учащихся. Существует множество форм обучения, которые классифицируют по-разному. Нами выделены три группы форм (по Железняковой):

  • формы организации обучения: учебное занятие (в школе-урок), экскурсия, семинар, нетрадиционные занятия – (в школе - урок КВН, соревнование, смотр знаний, вопросов и ответов и т.д.), а также другие формы;
  • формы взаимодействия субъектов процесса обучения: индивидуальная, групповая, парная, единство которых при определенных условиях может трактоваться как коллективная форма (КСО), а может и не быть ею (традиционное обучение);
  • формы организации познавательной деятельности учащихся: несамостоятельная познавательная деятельность (нСПД), самостоятельная познавательная деятельность (СПД), индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность (иСПД).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.