Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа-коммуна (А.С. Макаренко)




Болшевская коммуна являлась в свое время всемирно известным учреждением для перевоспитания молодых правонарушителей.

С целью увеличения числа воспитанников в коммуну были приняты молодые правонарушители из Бутырской и других московских тюрем, а также из трудовой колонии Соловецкого концлагеря. Правонарушителям предлагали добровольно прибыть в коммуну для работы, что для них "было ново и неожиданно, и они подозревали "ловушку" со стороны ГПУ".

Как и у А.С. Макаренко, в основу деятельности Болшевской коммуны были положены такие принципы, как добровольность пребывания в ней, доверие, производительный труд на благо общего хозяйства, полная самодеятельность коммунаров в единстве с руководством учреждения и персоналом.

Два основных принципа производственного и теоретического обучения: "1) Самодеятельность во всем: и в управлении, и в организации внутренней жизни; 2) Добровольность и доверие к набранным ребятам. В этом - секрет удачности опыта.

Условиями для приема правонарушителей в коммуну служили: разрыв всех контактов с бывшими "дружками", отказ от алкоголя, наркотиков и азартных игр, готовность трудиться, принимать решения органов самоуправления.

Высшим органом самоуправления и последней инстанцией коммуны было общее собрание ее членов. Исполнительным органом служила "активная комиссия" из 5 человек.Существовали и другие комиссии, например конфликтная

В Болшевской коммуне случаи побегов воспитанников были достаточно редки, хотя ограждение и караул отсутствовали. Через несколько месяцев со дня открытия коммуны прекратились и кражи. Как и в колонии им. М. Горького, ребятам вручались ключи от всех складов, каждый чувствовал себя хозяином своего учреждения.

Нарушения общего порядка строго преследовались, для чего использовались разнообразные санкции. Исключение применяли как крайнюю меру. Данное наказание практиковалось и в "дзержинке" - иногда и в более строгой форме: "без денег, без вещей

Большинство болшевцев было в возрасте от 16 до 21 года. В первое время коммуна предназначалась лишь для юношей, но с начала 1927 г. в ней появились и девушки. Срок пребывания в Болшево составлял 2-3 года, но многие оставались после его окончания и даже обзаводились семьями. Так воспитательное учреждение, каким коммуна была вначале, стала производственным предприятием с общежитием для малосемейных.

В первые месяцы болшевцы, как и дзержинцы, вовлекались и в сельскохозяйственные работы. Со временем "прачечная была перестроена в столярную мастерскую, свинарник - в слесарную мастерскую и клуб, сарай - в колесную мастерскую, конюшня - в механическую обувную мастерскую". К ним затем присоединились деревообделочные мастерские. Все это позже превратилось в промышленный комплекс из трех фабрик - трикотажной, обувной (спортивная обувь) и коньковой. Стимулом труда служила, хотя и небольшая, зарплата, которая начислялась по тарифной сетке от 1-го до 5-го разряда.

В беседе с немецким педагогом Л. фон Кербер (1932) один из воспитателей Болшевской коммуны, отмечая эффективность ее работы, говорил: "Наша попытка перестроить молодых уголовников с помощью ответственной работы на производстве в большинстве случаев удалась. Тот, кто увлекся работой, смог создать основу для личной перестройки. Самое важное здесь - найти индивидуальный подход, потому что работа может выполнять воспитательную роль лишь в том случае, когда она отвечает природным способностям молодого человека. А если, к тому же, у него есть подходящая работа, тогда коллектив воздействует на него гораздо интенсивнее" Постепенно члены коммуны были восстановлены в гражданских правах, ранее вынесенные приговоры аннулированы по ходатайству учреждения.

Основная задача коммуны - дать бывшим правонарушителям "необходимую квалификацию, выровнять их".Школа при этом играла второстепенную роль. В первое время школьные занятия велись ежедневно лишь по 2 часа. В коммуне работали хоровой (уже с 1924 г.), духовой и струнный, драматический и литературный кружки, радиокружок и многие спортивные секции. Следует отметить, что струнный оркестр болшевцев до 1930 г. дважды занимал первые места на всесоюзных конкурсах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.