КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное воспитание детей в Советской России 1 страница
18. 17. 16. 15. Проблема социального в педагогических теория Просве- щения. После Реформации развитие социальных подходов в воспи- тании оказалось тесно связано с новыми представлениями об обще- стве, государстве, воспитании в целом, а поскольку педагогика до XVII в. развивается в тесной связи с философией, то и социальная педагогика формируется под влиянием общественных взглядов на социальное устройство, социальную сущность человека. Началом Нового времени обычно считают XVII век, когда капиталистические отношения прочно утверждаются в экономи- ке, благодаря развитию мануфактур и включению сельского хо- зяйства и городского ремесла в сферу организованного на капи- талистических принципах товарообмена, и оказывают значитель- ное влияние на социально-политическое устройство западноев- ропейского общества (Английская буржуазная революция сере- дины XVII в., абсолютная монархия в континентальной Европе) и на его мировоззрение. Вместе с тем эта эпоха характеризуется противоречивым сочетанием старого и нового во всех областях общественной жиз- ни. Развитие капитализма было сложным и мучительным, оно со- вершалось в условиях господства феодальных и полуфеодальных порядков в подавляющем большинстве европейских стран и со- провождалось обнищанием значительной части населения, вы- тесненного из сельского хозяйства и не нашедшего применения в недостаточно развитой промышленности. Эти социально-политические процессы находят выражение в сфере идеологии, где постепенно совершается переход от бого- словско-религиозной к светской, юридической аргументации, ут- верждающей, что государство является воплощением «общего блага». Государственный абсолютизм во имя «государственной пользы» подавлял личность, ставил ее перед необходимостью беспрекословного подчинения. Вместе с тем, заявляя свое ис- ключительное право на господство над личностью, он тем самым в той или иной мере высвобождал её из семейных и сословных рамок и связанных с ними надличностных установок, рационали- зировал отношения между личностью и обществом. Поэтому XVII век, век абсолютизма, был одновременно веком крайнего рационализма и индивидуализма. С особой силой эта вторая важ- нейшая особенность эпохи сказалась в Англии, где капитализм получил наибольшее развитие и где одним из последствий бур- жуазной революции середины XVII века было становление поня- тия индивидуальной свободы (Билль о правах 1688 г.). Происходило становление нового общества, формирующего новый тип личности. В середине XVII в. распространение связан- ного с мануфактурным производством и растущим обществен- ным разделением труда рационалистического представления о природе и обществе привело к становлению нового, механисти- ческого мировоззрения. Его сторонники воспринимали природу не как чувственно постигаемую реальность (точка зрения Ф. Бэкона, Я.А. Коменского и др.), а как гигантский механизм по- знания законов, действия которого недоступны чувствам и могут быть поняты лишь разумом. Новый взгляд на природу и человека (который должен был привести и привел к пересмотру педагоги- ческой аксиоматики) с наибольшей силой выразился в филосо- фии Рене Декарта. Ее отправная точка очень характерна для Но- вого времени – это мыслящий индивидуум. Человек в трактовке Декарта – это, прежде всего, отдельная личность, а не собира- тельный (универсальный) общественный человек. Этот анализ неразрывно связан с критикой чувственного восприятия и дове- ряющего ему обыденного опыта. Обманчивость чувственных впечатлений, которые утверждаются в человеческой душе в дет- стве благодаря слабости разума, укрепляются и превращаются в убеждения и, в конечном счете, служат основным источником человеческих заблуждений. Идея «естественного права», ставшая основной в эпоху Просвещения, декларировала равенство всех людей, их свободу выбора. Отдельный человек – творец всей культуры, в том числе и общественных отношений. Общество, по мнению просветите- лей – творение великих законодателей, превративших несоциаль- ную жизнь в социальную путем соглашения с себе подобными («общественный договор»). Общая тенденция Просвещения фор- мировала новую «естественную педагогику», основанную на ес- тественных свободах человека. Философы эпохи Просвещения (Монтескье, Дидро, Гельвеций), вступая в дискуссию с религиоз- ной философией и продолжая идеи античной культуры, придают идее социального воспитания сугубо светский характер. Для французских просветителей религиозная идея или полностью от- рицалась, или играла некую вспомогательную роль в процессе воспитания, как один из традиционных элементов культуры. Зато социальные вопросы у них выступали на первый план. Для них главной задачей общественного воспитания стано- вится задача научения человека жить с другими людьми, быть хорошим гражданином. Здесь явно доминировали рационалисти- ческие мотивы, приоритет человеческого разума, за счет которого (путем его «просвещения») надеялись разрешить все жизненно важные вопросы, в том числе и в социальной сфере. Стандарт личности, задаваемый условиями наступающего Нового времени, актуализировал новые качества личности: знание и выполнение законов государства, соответствие социальным ролям общества, неравнодушие к общественным проблемам. Ш. Монтескье на основании анализа законов и обычаев раз- личных государств – от античности до XVIII в. – попытался най- ти некие закономерности государственного строительства и оп- ределить влияние традиций и законодательной базы государств на их социальное развитие. Один из разделов книги «О духе за- конов» носит пространное название «О том, что законы воспита- ния должны соответствовать принципам образа правления». Здесь автор попытался доказать, что государственные законы, обосновывающие задачи и принципы общественного воспитания, должны отражать социально-политическое устройство каждой страны. В целом это утверждение сводилось к следующему по- ложению: «... законы воспитания должны быть различными для каждого вида правления: в монархиях их предметом будет честь, в республиках – добродетель, в деспотиях – страх» [50]. Дается здесь и оригинальное определение задачи социального воспита- ния – «научить искусству жить с другими людьми» [51]. Ниже Монтескье расширяет ее – необходимо воспитать хорошего гра- жданина, «чуткого к общественным бедствиям». Хотя Монтескье и полагал, что государственное воспитание необходимо и должно обеспечиваться специальными законами, будучи младшим современником Дж. Локка, он уже не был горя- чим приверженцем платоновской системы полного подавления личности, как это наблюдалось у Т. Мора и Т. Кампанеллыニキミ・___ニキ. Инте- ресной и вполне подпадающей под современное определение со- циального воспитания является мысль Монтескье о том, что при монархической форме правления социализация детей (здесь, глав- ным образом, дворянских) происходит не столько в семье или учебном заведении, сколько в «свете», т.е. в процессе обществен- ной жизни, в военной или придворной службе. По его мнению, в конечном счете, именно социальная группа оказывает домини- рующее воздействие на формирование человеческой личности. Благодаря идеям представителей Просвещения в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются созидательно-преобразующим фактором развития об- щества, а человек должен быть всегда целью, а не средством раз- вития в соответствии с ценностями свободы, равенства и братст- ва. Расширяется и уточняется понимание феномена социального и расширяется представление об «обществе», его соотношениях с «государством». По мере утверждения буржуазных порядков и осознания по- знавательной и экспериментально-практической деятельности человека как фактора общественного развития реанимируется из- вестная идея Платона об обучении человека «от колыбели до мо- гилы», появляются концепции прагматического воспитания. Это в значительной степени мотивировалось тем, что «непросвещен- ные» родители не смогут должным образом подготовить детей к взрослой жизни. Хорошее профессиональное обучение как усло- вие успешной социальной жизни можно получить только в госу- дарственных и общественных учебных заведениях. В педагогиче- ских сочинениях Я.А. Коменского развивается концепция пампе- дии — непрерывного овладения каждым человеком на протяже- нии всей жизни пансофией. Я.А. Коменский (1592 – 1670), с именем которого связыва- ют зарождение научной педагогики, рассматривал процесс ста- новления личности во всей совокупности факторов, влияющих на человека. Рано потеряв родителей, Коменский получил «об- щинное воспитание», его деятельность оказалась тесно взаимо- связана с борьбой чешского народа. Идея народности, патрио- тизма определяют и его педагогические подходы. Народ был, есть и будет первым и главным субъектом социализации [52]. Воспитание понимается им как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивации потенций, заложенных в нем от природы, с другой – как средство формиро- вания в нем человечности, гуманности, определяющей стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение. Ко- менский стремился сделать человека счастливым и с точки зре- ния его индивидуального, и с точки зрения его социального бы- тия. Цельность и гармоничность личности не противоречат цельности и гармоничности общества. Идея гармонизации инте- ресов отдельного человека и общества в целом базировалась на основе обеспечения полнокровного свободного развития. Человек – существо социальное: он рождается и развивается в социуме и предназначается для жизнедеятельности в нем. Сле- довательно, он «продукт» этого общества и должен «подходить» этому обществу: узнать и принять его требования, нормы, прави- ла общественной жизни: «Особенно необходимы юношеству ви- ды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде. Так как жизнь придется проводить в общении с людьми и в дея- тельности, то нужно научить детей не бояться человеческого ли- ца и переносить всякий честный труд, чтобы они не стали нелю- димыми или мизантропами, тунеядцами, бесполезными бременем земли» [53]. Этому следует учить с детства, развивая ум, нравст- венность, чувства и волю ребенка. Родители и взрослые должны «попечительствовать» и любить детей: «...смотри не на то, како- вы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию». Его социально-педагогические идеи и взгляды просты и понятны: для того, чтобы человек стал человеком, ему необходи- мо воспитание, в воспитании нуждаются все, оно раскрывает способности и возможности индивида, создавая тем самым глав- ное условие для его самоутверждеиия и самореализации; воспи- танный и образованный человек легче адаптируется в системе общественных отношений, регулирует свои взаимоотношения и взаимодействие с окружающей социоприродной средой. Человек должен разумно строить свою социальную жизнь: почитать своих родителей и власть; служить народу и быть созидателем; вести себя с достоинством и святостью; понимать, где и до какого пре- дела нужно уступать ближнему; управлять своими внутренними и внешними действиями. Эти принципы присутствуют в «Вели- кой дидактике», которая обращена к нуждам и потребностям че- ловека и общества. Предлагая модель школы, Коменский обра- щает внимание на ее социальную миссию. Она дает основы науч- ных знаний и социального опыта взаимодействия учащихся друг с другом и с обществом, т.е. выполняет социализирующую роль. «Человек должен быть воспитан для человечности!» – таков де- виз Коменского. Для этого образование должно быть всеобщим обязательным, на родном языке: оно будет вооружать народ зна- ниями, которые ему необходимы для материального и духовного благосостояния, поэтому школа должна быть «мастерской муд- рости»; воспитание готовит к самостоятельной жизни и труду. Систему школ Коменский соотносил с четырьмя социаль- ными ступенями жизни человека – дошкольник, младший школь- ник, подросток, юноша. Каждому социальному статусу – своя школа: материнская (от рождения до 6 лет); народная, или школа родного языка (6 – 12 лет); гимназия, или латинская школа (12 – 18 лет); университет, или академия (18 – 24 года). Их главная за- дача __________– сделать из детей настоящих людей: воистину верующих, владеющих родным языком, искусных в работе, мудрых умом, знающих права и благочестивых. Его «Материнская школа» – это не образовательное учреждение, а форма организации семейного воспитания (родительская «школа» в каждом доме, где главным воспитателем является мать). Педагог рассматривал эту ступень воспитания как первую и важнейшую часть социальной подго- товки подрастающих поколений. Она – фундамент для всей по- следующей системы социального воспитания молодежи. В ней закладываются основы физического, нравственного, умственного развития. Коменский предлагает рассматривать семью как важ- нейший фактор социализации, выделяя различные функции се- мьи в социальном становлении, механизмы и средства семейной социализации и семейного воспитания. Впервые в педагогике по- ставлена проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании молодежи: семья готовит детей к школе; школа своим советом и примером помогает родителям в вопросах воспитания. С педагогики Коменского социально-педагогическое на- правление начинает развиваться на научной основе в русле обще- педагогического знания. Это связано с разработкой принципов воспитания, которые отражают закономерности воспитания и обу- чения, выполняя нормативную функцию и по отношению к соци- альной педагогике. Это касается, прежде всего, принципа приро- досообразности, который исходил из понимания сущности приро- ды человека – социальной и индивидуальной. Учет этой законо- мерности предполагал рассматривать развитие индивида как цело- стный процесс, включающий в себя и социализацию человека. Как отмечают, «глубокий смысл идеи природосообразности состоит в том, что она определяет социальное воспитание и развитие чело- века, общества и народа как непрерывный эволюционный про- цесс, целостный по своей сущности и требует соотносить воспита- тельные и образовательные задачи с потребностями и возможно- стями природы, общества и личности с учетом их уровня разви- тия, времени, культуры и комплекса индивидуальностей» [54]. Джон Локк (1632 – 1704) стал одним из немногих выдаю- щихся европейских педагогов, отрицавших необходимость соци- ального воспитания, по крайней мере в отношении детей наибо- лее преуспевающих и образованных граждан. Он полагал, что воспитание (детей представителей высшей части общества) должно быть семейным с привлечением тщательно отобранных домашних учителей. В основу подобных представлений во мно- гом легли два положения, тесно связанные с философско-религи- озными убеждениями этого мыслителя. Во-первых, это эмпири- ческий подход Локка к проблеме познания. Он придерживался известного высказывания Аристотеля, согласно которому ум ре- бенка представляет собой «tabula rasa», т.е. «чистую доску»; ни- каких врожденных идей у ребенка нет, а получить Божью благо- дать путем участия в Таинствах (это отрицали протестанты) он не может. Во-вторых, он в определенной степени переносил крайне-протестантскую идею «избранности» Богом отдельных лиц и общин на воспитательный процесс. Поэтому Локк, сравни- вая достоинства и недостатки воспитания семейного и социаль- ного, отдавал полный приоритет первому из-за боязни порчи нравов ребенка под воздействием дурного внешнего влияния. Признавая необходимость определенной «социализации__________» детей, он предлагал решить эту проблему путем их общения со взрос- лыми – «проверенными» друзьями отца. Она распространялась лишь на детей «джентльменов». Однако, даже отрицая необхо- димость общественных усилий по воспитанию человека, в книгах и идеях Локка присутствует идея связи воспитания, образования и социальной среды. В книге Дж. Локка «Мысли о воспитании» в соответствии с нарождающейся системой буржуазных ценностей излагается программа обучения и воспитания будущего джент- льмена, содержание которой носит реальный характер и облегча- ет ему вхождение в жизнь. Необходимость учета в воспитании факторов социальной среды присутствует отныне во всех педагогических концепциях. Правда, ответы на вопрос: какое звено в связке «образование – воспитание – среда – личность» является главным, – давались раз- ные. Так, обращение к теории естественного воспитания Ж. - Ж. Руссо позволило уточнить роль и место среды в развитии личности Ж. - Ж. Руссо (1712 – 1778) негативно относится к влия- нию грядущей индустриальной цивилизации на человека, но при- знавал за воспитанием выдающуюся роль: «все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием. Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами» [55]. Такое понимание основывалось как философской позицией Руссо, так и характером социализации во Франции XVIII в. Руссо противопоставлял общественное вос- питание естественному. Признавая значительную роль цивилиза- ции вообще, гражданского общества в частности, он считал, что общественное воспитание только усугубляет несправедливость по отношению к природной сущности человека. Идеалом является не гражданская позиция человека (как у философов Просвещения) как результат общественного воспитания, а «человеческая» как ре- зультат естественного природосообразного воспитания, которое должно было реализоваться либо в семье, либо частным образом. Данная концепция, обладающая колоссальным гуманистическим потенциалом, оказала огромное влияние на развитие педагогиче- ской теории, стала основой целого направления в педагогике, но и обнаружила серьезные противоречия. Некоторые из них способст- вовали развитию рефлексии социально ориентированной педаго- гики. Так, заявив, что природосообразное воспитание должно го- товить ребенка к вхождению в систему общественных отношений и выполнению гражданских обязанностей вне этих отношений и общественной жизни, Руссо нарушал закономерность существова- ния воспитания. Изолированное от общества воспитание не может эффективно выполнять своей социализирующей функции. Лишив Эмиля общества, педагог резко сузил его личностное образова- тельное пространство, противореча тем самым собственной кон- цепции: искренне восхищаясь природой и потенциальными воз- можностями ребенка, провозглашая его личностью и всеми силами стремясь создать самые благоприятные возможности для его все- стороннего развития, он создал концепцию, не дающую ребенку такой возможности и даже тормозящую его социальное развитие. Руссо игнорировал одну из центральных закономерностей социально-педагогического процесса: чем шире и содержатель- нее круг общения ребенка, разнообразнее и педагогически целе- сообразнее организована его деятельность, тем благоприятнее возможности личностного роста ребенка и процесса его социали- зации. Чем теснее «деловые» и многосторонние личностные взаимосвязи ребенка с государственной и общественной жизнью, чем полнее и правдоподобнее они моделируются в социально- педагогическом процессе, тем более благоприятные условия соз- даются для его социализации в процессе воспитания. Для развития социально-педагогического направления так- же актуально положение о социальной миссии воспитания как средства разрешения социальных противоречий и напряжений современного ему общества. Руссо провозгласил ведущую роль воспитания в становлении и развитии личности, в процессе ее со- циализации: оно должно дать обществу людей и граждан. Крити- куя современное ему воспитание, он указал на пути устранения главных социальных недугов – достойный труд и человеческие качества. Педагог утверждал принцип единства воздействия и взаимодействия всех субъектов воспитания (природа, вещи, лю- ди) как условие эффективного воспитания. В конце своей жизни он пришел к выводу: справедливое общественное устройство возможно лишь в условиях народовластия, дающего равное и всеобщее право гражданам на воспитание и образование в «шко- ле республики». Вопросы воспитания в социальных теориях XVIII -- XIX вв. Новые социально-экономические отношения дали мощный толчок развитию социального знания: социальной философии, социологии. «От интересов индивидуального благоустроения … человеческое сознание обращается к социальному благоустрое- нию. Рождается в европейской общественной мысли как бы но- вое сознание, имеющее своим (объектом) не интересы личности и индивидуально-особенного развития, а интересы рода, интересы человеческого общества и развития целого… Не теоретический, не познающий разум составляет главную ценность человеческой природы и жизни, а волевой, практический разум или просто во- ля с ее внутренним, нравственным законом», – отмечал отечест- венный педагог П.А. Соколов [56]. В центре формирующегося социально-философского знания конца XVIII – начала XIX вв. оказалась проблема воли как основы человеческой общности, на- правляющей человеческие силы на созидание общего блага, воли как условия осознания человека как элемента целого, связанного со всеми в общество. Основным представителем этого «социаль- но-волевого» направления в философии социального воспитания можно считать немецкого философа И. Канта (1724 – 1804). Для Канта воля – это высший, всеобщий и необходимый принцип человеческой деятельности. Деятельный, волевой чело- век никогда не забудет, что он член всеобщего целого, что он не один со своими интересами и желаниями, помимо него сущест- вуют другие центры и «я». Следует обратить внимание и на вос- питание нравственности. Человек должен не только быть пригод- ным для всякого рода целей, но и выработать такой образ мыс- лей, чтобы избирать добрые цели. «Добрые цели есть такие, ко- торые по необходимости одобряются всеми и могут быть в то же время целями каждого», – писал Кант [57]. Каждый в каждом случае должен поступать так, чтобы не презирать интересы и достоинство других человеческих личностей. Осуществление этого принципа в жизни обеспечило бы истинно человеческую гармонию или общность интересов как высшую форму нравст- венно-социального государства. Учение о нравственном законе указало незыблемое внутреннее обоснование нравственности и добродетели. Основа нравственности – внутренний нравственный закон – неизменна. В силу этой онтологичности нравственность, добродетель могут быть фундаментом жизни и воспитания. Выясняя далее сущность нравственной основы, Кант под- черкнул ее общественный, социальный характер. Суть нравст- венности – в социальном поведении, в деятельном объединении своей воли с интересами целого, человечества. Поэтому и воспи- тание в своей основной нравственной задаче должно иметь в ви- ду не только совершенствование отдельных личностей, но всего целого, всего человеческого рода. Оно поэтому должно охваты- вать, прямо или косвенно, всех, все слои народа. Наконец, учением об отношении нравственного закона к свободе воли и об истинно-нравственных мотивах нравственно- свободной деятельности Кант дал обобщенное понятие о добро- детели. Долгу и добродетели надо служить свободно, единствен- но по внутренним побуждениям, по сознанию и уважению к их высоте. Отсюда понятно, к чему должно стремиться воспитание нравственной воли. Система Tj-0.12 Tвнешних вспомогательных средств (дисциплина) присутствует в педагогике Канта, но, во-первых, она играет второстепенную роль и, во-вторых, несет не положи- тельную, нравственно-воспитательную функцию, а отрицатель- ную – укрощение естественной дикости. Предшествующая Канту педагогика эпохи Просвещения ви- дела главную цель в подготовке человека, прежде всего, к лично- му счастью, к личной счастливой жизни. Кант, соответственно своим этическим взглядам на волевую личность и основу ее дея- тельности, ставит иную задачу перед воспитанием. Поскольку че- ловек по силе своего нравственного закона есть существо нравст- венное, в нравственной деятельности заключено его предназначе- ние свыше, то основная задача воспитании – «развить в человеке его истинно человеческую природу, т.е. подготовить его к нравст- венной деятельности». Но задача усовершенствования касается не только индивида, она распространяется на все человечество. «Кант полагал, что цели человеческого духа не достигаются и не могут быть достигнуты в индивидуальном существовании.… По- этому и настоящее, идеальное __________воспитание, имея дело с усовер- шенствованием отдельных людей и поколений, однако, должно связывать его с совершенствованием всего человеческого рода и поколения будущих» [58]. Таким образом, Кант подходит к анали- зу воспитания и задач педагогики с социологических позиций, его идеи нашли продолжение в немецкой педагогике П. Наторпа. Усиление социального направления в педагогике связано с идеями еще одного немецкого философа – И.Г. Фихте (1762 – 1814). Для него воспитание – орудие изменения общества. Но чтобы стать таким, оно должно вылиться в форму трудовой вос- питательной общины. Воспитательная среда трактуется им как педагогическая провинция и экономическая община одновремен- но. Здесь в детях развивают нравственную свободу в условиях трудовой экономической самостоятельности. Фихте выводит идею воспитания из социальной и индивидуальной целесообраз- ности. Новое воспитание (как противоположность естественного воспитания эпохи французского Просвещения) связано с верой в национальные культурные ценности. Общечеловеческая культу- ра, усовершенствование всего человеческого рода достигается через посредство самобытного развития, культуры наций. Следо- вательно, воспитание, направленное на высшее развитие лично- сти, должно прививать ей любовь к «неумирающему целому», в котором и которым личность живет. Воспитание высокой нравст- венной личности должно поэтому, по мнению Фихте, совпадать с воспитанием национальным. Новое воспитание социально, т.к. на место «той любви или, точнее, себялюбия, на чем не может осно- вываться ничего истинно хорошего, должно поставить новую любовь, любовь к добру ради самого добра» [59]. Такое воспита- ние, как образующее идеальных граждан, следовательно, ценное для государства, должно быть бессословным, демократичным и всеобщим, а также осуществляться на средства и под контролем государства. «Через наше воспитание, – писал Фихте, – государ- ство получает работающие сословия, которые приучены к раз- мышлению о своем занятии с юности и умеют и готовы помочь сами себе. Если же, сверх этого, государство оказывает им под- держку, они понимают его с полуслова и с благодарностью при- нимают его наставления» [60]. При этом главным условием и ор- ганизационной формой реализации такого воспитания Фихте
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |