Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное воспитание детей в Советской России 3 страница




Таким образом Вентцель отрицает всякую школьную организацию. Сформулировал ряд принципов, один из которых - принцип самоценности детства, который исходил из огромной роли детства в жизни человека. Весь учебно-воспитательный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал: с одной стороны, что соц. среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Самой важной и трудной областью воспитания считал нравственное, цель которого пробудить в человеке лучшие стремления. Основу нравственного воспитания видел в воспитании воли, потому что ребенок должен научиться не только сознательно ставить цели, но и достигать их.

Особое внимание уделял производительному, творческому труду, как средству развития воли, как условию, при котором наибольший расцвет получают умственные, физические и нравственные силы ребенка.

Станислав Тиофилович Шацкий (1878-1934)

Представитель концепции свободного воспитания.

Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из огромной роли детства в жизни человека. Сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Подчеркивал, с одной стороны, что соц. Среда несет в себе мощные факторы становления личности и оказывает влияние на ее расцвет, с другой - может накладывать жесткие рамки на этот процесс, не только направляя, но и ограничивая его.

Сторонники свободного воспитания рассматривали ребенка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса:

  • требования среды законны,
  • необходимо дать им свободно проявиться в процессе воспитания и обучения,
  • учебновоспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на ее приспособление к узким социальным рамкам жизни,
  • школа может и должна участвовать в преобразовании среды.

Шацкий начал свою активную пед. деятельность в 1905 году, когда организовал общество "Стелемент". Цель этого общества: распространение культурных образцов, поиск новых путей, социальное воспитание детей. После закрытия организовал новое общество "Детский труд и отдых", продолжением которого стала деятельность колонии "Бодрая жизнь".

Этапы деятельности:

1. подход к ребенку как к высшей ценности,

2. стремление рассмотреть пед. процесс как "Детское царство", где свободно развивается природа ребенка, а педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Как и Вентцель, создавая выездные детские организации, пытался хотя бы временно изолировать детей от среды. Указывал, что влияние среды на ребенка проявляется во всех его работах: в словах, в почерке, выражениях и т.п.

Через всю теоретическую и практическую деятельность Шацкого проходила идея детского труда. На раннем этапе этот труд должен быть связан с искусством и игрой. Труд, игра, искусство - три элемента детской жизни неотделимы друг от друга и являются обязательным условием социализации и развития личности ребенка.

Событие, произошедшее в России в октябре 1917 г., явилось одним из величайших событий XX века. В результате Октябрьской революции мир раскололся на две политические системы. В России происходит создание принципиально нового, основанного на социалистических началах общества. Главные черты этого общества в течение более трех столетий разрабатывали многие мыслители, начиная с социалистов-утопистов и кончая классиками марксизма. Не обойдены были в этих теоретических изысканиях вопросы детства, образования и воспитания подрастающего поколения. Никогда еще в мировой истории не было случая, чтобы общество строилось по заранее намеченному плану. При всем благородстве замыслов теоретиков, мечтавших построить общество всеобщего счастья, многое в их научных разработках было не до конца ясно. Представления людей о социализме были не только самыми общими, расплывчатыми, но нередко противоречивыми. К тому же, это идеальное общество предстояло создавать из того наследства, из того человеческого материала, который остался от предшествующей эпохи. Придя к власти, большевики превратили детство в сферу особого государственного интереса и повышенного внимания, полагая, что в ребенке можно воспитать те качества, которые больше всего значимы для строительства социализма. В первое послереволюционное десятилетие в основе всех проектов детства в той или иной степени лежало формирование «нового» советского человека. Всю работу по реорганизации сферы детства возглавил Наркомат просвещения – Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения был А.В. Луначарский (1875-1933), который возглавлял Наркомпрос до 1929 г. Совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др. он разрабатывал важнейшие теоретические проблемы народного образования, общую стратегию советской школы. Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация образования понималась им как триединая программа: как содержание образования, тесно связанное с жизнью, реальным трудом; как обучение через труд, связанное с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.); как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских. Однако на практике у советских ученых отсутствовало четкое понимание того, как воплотить этот и другие проекты в жизнь, поэтому революционный идеал всесторонне развитой, гармоничной личности, а вместе с ним образ активного маленького строителя нового общества корректировались вместе с политическим, социально-экономическим развитием государства и общества. Необходимость создания особой детской культуры, учреждений, занимавшимися вопросами детства, понимали не только в верхах, но и среди представителей российской общественности. Поэтому создание «советского детства» сложно назвать исключительно государственным вмешательством в жизнь детей. Скорее это было встречное движение государственных и общественных интересов и действий. Так, в 1920-е гг. экспериментальная работа ведется в опытно-показательных учреждениях, которые создавались по инициативе опытных педагогов-энтузиастов: М.М. Пистрака (школа-коммуна), С.Т. Шацкого (Первая опытная станция), А.С. Толстова (Гагинская станция), Н.И. Поповой (Вторая опытно-показательная станция), А.С. Макаренко (трудовая колония им. М.Горького и детская коммуна им. Ф.Э. Дзержинского) и др. В своих своеобразных исследовательских лабораториях они осуществляли поиск и проверку новых учебных программ, форм и методов обучения и воспитания. Серьезное внимание воспитанию советских детей уделял С.Т. Шацкий. В начале 1919 года он внес в Наркомпрос предложение создать систему опытно-педагогических учреждений – дошкольных, школьных, внешкольных как в городе, так и в деревне. Наркомпрос поддержал это предложение и в мае утвердил «Положение о первой опытной станции по народному образованию» в составе двух отделений: сельскохозяйственного – в Калужской губернии и городского – в Москве. В Калужское отделение входило 15 школ I ступени, две школы II ступени (школа-колония «Бодрая жизнь»). Социально-педагогические исследования велись там в трех направлениях: рассматривали воспитательный процесс с зависимостью от экономики и быта среды; детально изучали педагогику семьи, взаимоотношения различного типа, которые возникали между членами семьи и их влияние на ребенка, его жизнь и деятельность в семье; наблюдали за поведением детей в детских коллективах, изучали их духовные интересы и пр. Особый интерес С.Т. Шацкого и его последователей вызывал раздел «семейной педагогики». Исследование велось в двух направлениях: изучались отношения семьи к ребенку, к вопросам воспитания, к трудовой, умственной, эстетической, общественной, игровой деятельности ребенка; а также меры воздействия семьи на детей. Особую ценность среди целой плеяды педагогов-новаторов представляет педагогический опыт советского педагога А.С. Макаренко, осуществлявшего воспитание детей-правонарушителей. Работу ему пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. В основу жизни колоний были положены интересы детского коллектива и производительный принцип. «Создание правильного коллектива, создание правильного влияния коллектива на личность», – писал педагог [2, с. 140]. Деятельность А.С. Макаренко уникальна, как впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. Так, многие воспитанники детских учреждений А.С. Макаренко прославились во время Второй мировой войны. Например, В.И. Клюшник (в произведениях Макаренко «Вася Клюшнев».) Коммунар-дзерджинец, 1929-1934 гг. воевал на Калининском фронте был заместителем командира полка по технической части. Награжден орденом Красной звезды, Отечественной войны II степени, обладатель одиннадцати медалей. Прославились в войне и послевоенные годы также такие выпускники А.С. Макаренко как С.А. Зелендинов, И.А. Ветров, Н.А. Голицын, М.М. Гагулин и др. Видный макаренковед В.В. Кумарин пишет: «Макаренко осуществил грандиозный социальный эксперимент по созданию новой модели общественного устройства, где организационным ядром стал коллектив колонистов, а главным персонажем – отдельно взятый человек» [1, с. 18]. Существовали опытно-показательные учреждения до 1937 г., до выхода постановления СНК РСФСР, согласно которому, они были преобразованы в обычные нормальные школы. В первые годы существования Советской России большую роль в социализации подрастающего поколения занял театр. В дореволюционное время театральные впечатления черпались в незамысловатых родительских представлениях, разыгрываемых дома или в стенах учебных заведений, а в Советской России уже весной 1918 г. Музыкально-театральная секция отдела народного образования при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов создала детский театр, который возглавила Н.И. Сац. Вскоре детские театры появились во всех крупных городах СССР. Демократичность, желание сделать театр общедоступным, отсюда и бесплатный показ спектаклей и система передвижной работы являлись важной чертой советского театра. Вторая черта – педагогическая направленность, выразившаяся в поисках репертуара, понятного детям, и в настойчивом стремлении уловить их подлинные интересы, вникнуть в особенности их художественного восприятия. Была и еще одна черта, характерная для всех этих театральных организаторов, отличавшая их от дореволюционных опытов и проектов детского театра: дело взяли в свои руки профессиональные художники. Пусть среди них было много неопытной молодежи – большинство коллективов составляли ученики студий и театральных школ, – но работали они под руководством актеров и режиссеров профессионального драматического театра. Это значило, что театр для детей перестал быть разновидностью внешкольной работы, он становился ветвью нового, советского сценического искусства, вбирая в себя опыт и художественное наследие, которыми располагала русская театральная культура. Экспериментирование в средствах и методах воспитания детей прекратилось к концу 1920-х гг., когда бурно развивающаяся экономика стала нуждаться в законопослушных, грамотных, дисциплинированных кадрах. Для формирующегося сталинского политического режима воспитание в ребенке таких черт, как революционная активность, энергичность, самостоятельность становились социально менее значимыми. В 1930-е гг. происходит идеологическая и институциональная достройка модели советского «счастливого детства». Поэтапно и непрерывно, независимо от пола, национальной, социальной принадлежности ребенок должен был пройти все ступени социализации: детские ясли и сады, где профессионалы следили бы за всесторонним его развитием; школу и общественно-политические организации, где он превращался в грамотного идейного индивида. Доктрина «счастливого детства» предполагала ещё один вариант советской социализации. Сироты начинали свой путь в доме ребенка, затем оказывались в детском доме, где жизнь их должна была быть интересней и насыщенней, чем дома. Предполагалось, что дети-сироты будут учиться в обычных школах вместе с домашними детьми, тем самым без проблем интегрироваться в советское общество. В результате деятельности всех этих учреждений сирота должен был превратиться в «нормального» законопослушного и преданного партии советского гражданина. Ни годы войны, ни период послевоенной реконструкции кардинально не изменили сущность государственных проектов детства, поскольку Великая Отечественная война подтвердила их эффективность. Поколение 1930-х гг., воспитанное «по-советски», активно участвовало в войне. Поэтому в послевоенный период модель лишь корректировалась и обновлялась. Но советское общество, вышедшее из войны, изменилось, а вместе с ним – и дети. «Детский» вопрос в 1940-е гг. не отходил на периферию государственного внимания, но по объективным причинам дети были меньше всего защищены от тягот военной и послевоенной жизни, что порождало детскую девиацию – беспризорность, безнадзорность, преступность. Поэтому в 1940-1950-е гг. особое внимание отводилось усовершенствованию профилактической и карательно-репрессивной системы защиты детства. В то же время на международной арене с началом холодной войны «советское счастливое детство» превратилось в витрину достижений советской власти, эталон, который экспортировался в страны соцлагеря. Реализация модели советского детства происходила как внутри рамок семейной и официальной социализации, так и вне – улица и двор. Домашнее пространство, будучи первым социальным миром, с которым сталкивался ребенок, по своей природе было компромиссным во всем, начиная с уклада и заканчивая семейными межпоколенными взаимоотношениями. В школе, помимо усвоения знаний и официальной идентичности оказывали существенное влияние кружковые и клубные занятия, физкультурно-массовая деятельность (спортивные игры, кроссы, туристические походы, спартакиады и т.д.). Очень популярны у школьников были военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», и др. Благодаря разнообразию педагогических методов и форм у детей и подростков формировались основные навыки общения и взаимодействия, завязывалась дружба, товарищество. Вне школы на социализацию детей оказывали улица и двор. Они предоставляли ребенку в зависимости от пола и возраста ещё большее количество сценариев усвоения идентичности. В результате из всего разнообразия официальных и неофициальных норм, ролей и моделей поведения ребенок интегрировал и впитывал наиболее социально значимые из них. Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания максимально благоприятных условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшими задачами советской политики в сфере детства. Однако уже в первые годы советской власти стало понятным, что самостоятельно, без привлечения общественности оно не в состоянии было реализовать проекты советского детства. В целом система социального воспитания детей в громадной степени опиралась на незаметное повседневное, не отраженное в отчетах участие советских педагогов, которые стремились осуществлять воспитание «нового» советского человека в духе гуманизма и творческого подхода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.