Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поурочное планирование и проведение уроков по математике/информатике




 

Урок является формой организации обучения с целью овладения обучающимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Из этого следует, что учитель должен хорошо владеть научной методикой обучения и стремиться к тому, чтобы обучающиеся достаточно хорошо осмысливали и усваивали изучаемый материал непосредственно на уроке, а дома лишь углубляли и упрочивали свои знания. Именно в этом состоит реализация обучающей функции учебных занятий в целом и каждого урока в отдельности.

Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по математике/информатике во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучающихся.

В процессе подготовки к урокам студенту-практиканту необходимо:

· определить уровни развития у обучающихся умений учиться и мотивов учебных действий (собеседование с учителем-методистом, классным руководителем);

· сформулировать цели урока (обучающую, развивающую и воспитывающую);

· осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока, выделив основные понятия (термины), основы теории и прикладные знания, ведущий и второстепенный (фоновый) материал, межпредметные и внутрипредметные связи; подобрать дополнительный материал; наметить вид познавательной деятельности (репродуктивная, конструктивная, частично поисковая, поисковая);

· определить методы, средства и организационные формы обучения, методы воздействия учителя и классного коллектива на обучающихся;

· продумать характер фронтальной, групповой, коллективной, парной и индивидуальной работы обучающихся;

· наметить методы контроля за деятельностью обучающихся и обучения их самоконтролю и самоанализу в процессе работы;

· определить основные этапы урока, их содержание и дозировку времени.

Далее студент приступает к поурочному планированию, которое осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта учителя, сложности темы, и основывается на информативном подходе, предполагающем, что на каждом уроке учитель объясняет новый материал.

Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовленный урок – основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя.

Составление поурочного плана позволяет обеспечить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это достигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обучения. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогической деятельности.

 

Примерная схема конспекта урока

 

1. Общие сведения: наименование образовательного учреждения; класс; дата проведения урока; время проведения урока; тема урока; тип урока

2. Определение целей урока: формулируются три вида целей урока (обучающая, развивающая и воспитывающая). Количество обучающих целей определяется содержанием и особенностями учебного материала. Поэтому их может быть несколько. Стремиться к большому числу развивающих и воспитывающих целей из-за ограниченного объема времени для их реализации на уроке не следует. Можно ограничиться одной развивающей и одной воспитательной целью.

3. Учебно-материальное оснащение урока (оборудование урока): его количество должно быть достаточным для организации полноценной учебной работы обучающихся. Здесь приводится наименование и количество средств обучения, наглядных пособий, приборов, приспособлений и т.п., используемых на уроке.

4. Список использованной литературы (учебной и учебно-методической литературы), Интернет-ресурсов.

5. Ход урока (план-конспект). Примерную схему конспекта учебного занятия можно представить в виде следующей таблицы:

 

Основные этапы урока Деятельность учителя (содержание и приемы работы) Деятельность обучающихся (содержание и приемы работы)
1.Организационный момент. Дозировка времени (мин.). Организация класса. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока. Подготовка обучающихся к началу урока. Запись в рабочих тетрадях темы урока.
2. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся (или повторение с целью актуализации знаний). Дозировка времени (мин.) Тема и содержание проверки, ее план. Система вопросов и заданий обучающимся. Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся. План или текст предполагаемых ответов обучающихся по теме проверки. Форма самостоятельной работы обучающихся.
3. Изучение нового материала. Дозировка времени (мин.) Содержание нового материала и мето­дика его изучения. Приемы и средства изучения нового, проблемно-познава­тельные задания обучающимся. Выделение понятий, подлежащей усвоению. Записи в рабочих тетрадях. Результаты выполнения обучающимися проблемно-познавательных заданий.
4. Закрепление и повторение. Дозировка времени (мин.) Организация первичного закрепления: содержание, объем, приемы закрепления. Содержание закрепления. Предполагаемые ответы обучающихся. Содержание повторения.
5. Итог урока. Домашнее задание. Дозировка времени (мин.) Подведение итогов урока: обсуждение результатов познавательной и самостоятельной деятельности обучающихся, выставление отметок. Выдача и разъяснение домашнего задания, методические советы по его выполнению с учетом усвоения знаний на уроке. Запись в дневнике домашнего задания с указанием главы учебника, параграфа, страниц. Запись в рабочих тетрадях о том, как выполнять домашнее задание (по необходимости).

 

Предложенная структура урока весьма подвижна и может варьироваться в зависимости от типа самого урока и его формы проведения.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.

3. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991.

4. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – Спб., 2001. – 256 с

5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.

6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., Российское педагогическое агентство, 1995.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2001.

8. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИГПС. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.

9. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Москва – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000.

10. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: СГУ, 2005.

11. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М.,2006.

12. Нечаев М.П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.

13. Пашкевич Г.Н., Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Учебно- методическое пособие. – М.: Изд-во «Сигнал», 1999.

14. Педагогика. Часть П. Общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория и методика воспитания. Основы управления педагогическими системами: Программы, методические материалы и рекомендации. Авторский коллектив: И.П. Андриади, С.Н. Ромашова.- М.:МГПУ,2005.

15. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведе­ний. - М.: Просвещение, 1999.

16. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.

17. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1998.

18. Положение о педагогической практике студентов в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова. – Псков: ПГПУ, 2007.

19. Положение об учебных и производственных практиках студентов Московского государственного областного института. Сборник нормативных положений и рекомендаций по учебной работе. Выпуск 1. М.; Издательство МГОУ, 2005

20. Сергеева В.П., Нестерова О.А. Дневник педагогической практики по специальности «Управление учебно-воспитательной деятельностью в образовательном учреждении». Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива,2008.

21. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

22. Скок Г.Б. Как анализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

23. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.,2001.

24. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика и технология. – М., 1999.

25. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

26. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.,2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.