Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отсутствие компетентности в предмете преподавания 2 страница




· Содержание и направленности воспитательных задач.

· Возраст учащихся.

· Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

· Особенности детского коллектива и его традиций.

· Особенности и традиции региона.

· Технические и материальные возможности школы.

· Уровень профессионализма учителя.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

· по целевой направленности;

· по позиции участников воспитательного процесса;

· по объективным воспитательным возможностям.

Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад".

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

 

33. Профессионализм и саморазвитие педагога.

Ответ: Профессиональное саморазвитие педагога представляет собой целостный, разворачивающийся во времени многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности педагога по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования.

Для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал — индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Саморазвитие - это результат профессионального творчества.(В. А. Сухомлинский)

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений — от дилетантства (т. е. поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) до формирования жестких профессиональных стереотипов (иногда вплоть до профессиональной деформации личности).

Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу "Я" и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими "самопроцессами" и опирается на них.

34. Инновационная деятельность педагога.

Ответ: В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики.

Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях. Ведущей формой инновационной деятельности выступает опытно-эспериментальная работа.

Нельзя забывать, что существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности.

Инновационная деятельность педагога становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога.

35. Основные реформы образовательной политики XIX-XX в.в.

Образовательная политика - это политика предоставления возможностей человеку получить образование и в то же время поддержка перспективных направлений, в которых государство заинтересовано.

XIX век: К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801—1825 гг.): В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. Появилось 6 университетов, появились лицеи. Новые принципы в системе образования:

· бессословность учебных заведений,

· бесплатность обучения на низших его ступенях,

· преемственность учебных программ

При Николае I (1825—1855): В 1828 г. — школьный устав. В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами. В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать. В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии. Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений.

При Александре II (1855—1881): В 1863 г. издается новый Университетский устав. В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Конец XIX века — 1917 г. (правление Николая II): К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них:

· 80801 ведомства МНП,

· 40530 ведомства православного исповедания

· 2414 других ведомств

36. Образовательные системы прошлого в России и за рубежом. Авторские педагогические системы.

Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая про­фессиональная школа, различные системы повышения квалификации и перепод­готовки кадров и др.

Системы образования в древнегреческих городах-полисах: Сложившаяся в них культура оказывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афины. В них сформировались различные воспитательные системы. Афины были другим по своему характеру государством, с иными идеалами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной культуры.

Образование в Древнем Риме: Опыт формирования и развития образования в Древнем мире стал поистине бесценным для человечества. Особо значимы следующие, прошедшие через века, достижения:

· появление школы как учреждения, имеющего целью образование человека;

· складывание цельного образования, основанного на нравственных ценностях, исповедуемых обществом, и включавшего в себя основополагающие знания, востребованные современными для того времени условиями жизни;

· формирование научных взглядов на воспитание детей, обоснование возможности их гармоничного развития, обеспечения связи содержания воспитания и его средств с возрастом детей.

Понятие авторской педагогической системы. Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы педагогов классиков и современных педагогов-новаторов - руководителей образовательных учреждений.

37. Самосовершенствование человека как сущность его жизнедеятельности, профессионального бытия.

Самосовершенствование это:

1) самопознание – осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон

2) самопобуждение – использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования и саморазвития профессионала и личности

3) программирование профессионального личностного роста – формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности

4) самореализация – осуществление программ самосовершенствования

Предметом профессионального самосовершенствования является познание закономерностей становления профессиональной личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

38. Компетентность, конкурентоспособность, педагогическая позиция личности по отношению к самой себе – системообразующие характеристики личности ХХI века. Их сущность, структура.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни. Конкурентоспособность – это «Двигатель» личного профессионального роста педагога, достижение нового качества образования и, как мне кажется, одно из приоритетных направлений модернизации образовательной системы.

Деятельность человека направляется его отношением к действительности, в первую очередь к своему статусу, и стремлением либо сохранить, либо изменить этот статус. Такое отношение называется позицией личности.

В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. (А.К. Маркова, А.А. Леонтьев, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский и др.).

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить, по крайней мере, две субпозиции: учителя и воспитателя. Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

39. Карьера педагога как условие и уровень его самореализации.

Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется.

Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала. Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связаны с личностной сферой мотивами и потребностями.

Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:

- Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад воспитателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры воспитатель видит возможности повышения собственного дохода.

- Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.

- Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.

40. Отечественные педагогические воззрения в современном мире.

Воззрение – это образ мыслей, точка зрения. Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции. В настоящее время научное сопоставление педагогических систем и теорий в разных странах имеет две главные функции. Первая состоит в получении эмпирических данных и теоретической информации, которая помогает международным организациям принимать решения по развитию образования в разных странах, оказывать помощь, координировать научную деятельность разных стран. Вторая задача в изучении зарубежной педагогики и школы состоит в обеспечении переноса опыта на родную почву. Ученые считают, что знание педагогической практики и науки разных стран, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей педагогической системы.

41. Виды карьеры (по Драйверу). Самовоспитание и личностный рост.

Конфигурация карьеры по Драйверу. В процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

· Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

· Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

· Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

· Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

· Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса.

Личностный рост - это развитие составляющих индивида как носителя общественных отношений: способностей, темперамента, характера, задатков, воли, направленности.

 

42. Творчество как педагогическое явление. Субъективное и объективное творчество.

Творчество - творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы, методы и средства. Творчество обнаруживается в личностном росте, который характеризуется такими понятиями: «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание», «довооружение себя» и др.

Для педагогики значимо как объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (новыми теориями, научными открытиями, произведениями искусства), так и субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.

43. Педагогическое мастерство как система.

Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировозрения и способностей.

Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

44. Основы профессионально-личностного становления и развития педагога: проектирование образовательного маршрута.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога. В основе выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. Профессиональное становление педагога - рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога. С нашей точки зрения, если рассматривать профессиограмму с позиции системного подхода, структура ее будет следующей:

- знание профессии учителя, понимание ее социальной сущности;

- профессионально-педагогическая подготовка;
- совокупность основных признаков, характерных для профессии учителя;

- виды деятельности педагога;
- особенности педагогической профессии;
- условия труда педагога;
- основные требования к профессии учителя;

- перспективы профессионального роста.

45. Основы речевого мастерства.

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.

Речевая личность - человек, в речи которого проявляются его интеллект и нравственная позиция.

Речевое мастерство - умение выбирать наиболее точные, выразительные, уместные языковые средства для выражения собственной мысли.

Речевое мастерство, ораторское искусство – это совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

46. Профессиональная этика педагога.

ЭТИКА (греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии, объектом изучения которой является мораль, нравственность. (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.)

Педагогическая этика — это еще молодая наука, изучающая нормы поведения преподавателя в условиях целенаправленного учебного процесса. Она несомненно тесно связана с психологией и педагогикой, а составными частями педагогики, как вы помните, являются воспитание, образование и обучение как средство воспитания и образования. Следовательно, можно, вероятно, условно говорить о педагогической этике образования и педагогической этике воспитания.

Требования к педагогической этике:

· научить студентов самостоятельно искать ин­формацию, работать в библиотеке, научить их читать (скорость чтения у студентов низкая);

· научить понимать прочитанное, выделять глав­ное, составлять конспект;

· работать над усвоением выделенного содержания

47. Феномены самости в формировании личности педагога.

Самость - уникальный феномен. Категория самость рассматривается в философии, социологии, педагогики и психологии в работах А. Адлера, Б.Г. Ананьева, У. Джеймса, Д.Д. Леонтьева, А.Ф. Лосева, А. Маслоу, К. Роджерса, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, К. Юнга и др.

Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность феномена самости как системы и результата. В связи с этим самость, на наш взгляд, представляет собой интегральное качество личности. Итак, к феноменам самости, обуславливающим развитие личности современного дошкольника относятся: самопознание, закрепляет интерес к своему Я, обучая способам познания своих личностных качеств и способностей; самоопределение, создает в различной деятельности ситуации выбора, принятия собственного решения; самореализация, помогает проявить свой творческий потенциал в игре, учебной и внеучебной деятельности; саморегуляция, обучает управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий, самосовершенствование, предполагает воздействие на самого себя, опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству). Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, но при этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

48. Педагогические технологии в исторической ретроспективе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др.

Тщательно изучение и анализ педагогических технологий прошлого, выявление важнейших их структурных элементов, осмысление процессов возникновения и функционирования, а также исчезновения этого сложного многофункционального явления все это составляет ценнейшее для современности педагогическое знание, помогающее более глубоко проникать в сущностные характеристики педагогических технологий, осознавать закономерности их становления и развития.

49. Образование как многоаспектный феномен.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Также: образование - специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий.

Также: образование - процесс и результат развития, обучения и воспитания человека.

Два аспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Как явление: с точки зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи соц. опыта последующим поколениям. В таком качестве, как общественное явление, образование становится объектом изучения науки об обществе - социологии. По отношению к человеку, которого обучают и воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические же науки рассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательную деятельность. Цели образования:

· развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

· умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основных правовых норм), умение использовать возможные права системы гос-ва;

· готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

· толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы.

50. Профессиональный имидж педагога.

Имидж - образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.

Имидж может быть положительным или отрицательным, кроме личностного имиджа может быть профессиональным (это по роду деятельности). Например, профессиональный имидж политического деятеля, врача, педагога. Имидж может быть групповым, как обобщенная социальная характеристика. Существует и возрастной имидж.
Таким образом, понятие «имидж» может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любой школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.