КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная. по дисциплине «Социальная педагогика»
Основная ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ по дисциплине «Социальная педагогика»
Тема: «Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет»
Составил: Лаврентьева З.И.
Новосибирск 2012 г. Цели: - представить социальную педагогику как науку и практику; - рассмотреть становление и развитие идей социальной педагогики; - раскрыть основные научные категории социальной педагогики - продемонстрировать дискуссию о предмете социальной педагогики; - показать соотношение социальной педагогики и социальной работы.
Учебный поток: 3 курс, 6 семестр, факультет социальной работы, очная форма обучения – квалификация «бакалавр».
Время: 2 академических часа (90 минут).
Учебно-материальное обеспечение:
1. Мультимедийный проектор. 2. Слайды.
Литература для самостоятельной работы студентов по теме лекции: 1. Василькова,Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика": рек. УМО вузов РФ / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2010. - 240 с. 2. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие для вузов / А.В. Иванов. – М.: Дашков и К., 2011. – 424 с. 3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник для вузов, обучающихся на гуманитарных факультетах: рек. УМО вузов РФ / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. - 376 с. 4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": рек. УМО вузов РФ / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2013. - 240 с. 5. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Психолого-педагогическое образование": доп. УМО вузов РФ / [О. С. Андреева и др.]; под ред. В. И. Загвязинского и О. А. Селивановой. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 405 с. 1. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. – М.: Аргус, 1994. – 208 с. 2. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учебник для вузов: рек. УМО вузов РФ / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Владос, 2008. - 447 с. –
1. Учебные вопросы и расчет времени:
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ:
1. Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики. Истоки и предпосылки возникновения социальной педагогики находятся в произведениях великих мыслителей, классиков педагогики всех времен и народов. Древнекитайский философ Конфуций (551 – 479гг. до н.э.) считал, что идеальный человек должен согласовывать свое поведение с требованиями общества. Он разработал концепцию идеального человека и воспитания ребенка в семье: почитай родителей, не бросай их.Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение – результат незнания. Сократский метод воспитания – метод самопознания, метод обучения путем вопросов и ответов побуждает учеников самим находить ответы. Идея гармоничного развития личности принадлежит Платону. От него дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах. От Платона пришла программа обучения в школах – «семь свободных искусств».От Аристотеля ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой в качестве основной цели воспитания. Демокрит выделял как главное в воспитании – знания природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть труд. Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. Научный подход начинается с Я.А. Коменского, с книги «Великая дидактика», где впервые были сформулированы принципы, методы, формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания.Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) пишет о воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело. К. Гельвеций (1715 – 1771) представляет идеал воспитания человека как патриота и гражданина, и здравомыслящей личности.Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778) ставит перед воспитанием цель воспитать не судью, не солдата, не священника, а человека. Кроме того, развитие социальной педагогики связано с осмыслением практики воспитания. В. Да-Фельтре (1378-1446) создал одну из первых в истории школ интернатного типа «Дом радости». Первую в мире школу для слепых основал ВалентиноГаюи в 1784 году. В этот период времени активно развивается общественная благотворительность. 17-19в. характеризуются развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. Видные ученые в этот период искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. В конце 19 века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это связано с именами немецких ученых А. Дистерверга и П. Наторпа. Развитие социальной педагогики в России. Петр I начал первым педагогическую деятельность в сфере помощи военным инвалидам. Л.Н. Толстой организовал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. В середине 19в в отечественной педагогике после публикации трудов Ушинского и Толстого усилилось внимание к проблемам влияния окружающей среды на развитие и воспитание ребенка. Ушинский создал теорию истинно христианского народного воспитании.Лесгафт написал в 80хг работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», которое пользуется всемирным признанием до сих пор. В.П. Вахтерев писал о важности создания социальной среды для воспитания ребенка, утверждая, что в детском коллективе свобода ребенка не нарушается. П.Ф. Каптерев писал о школе, как о среде детского общения, которая положительно влияет на ребенка. Новым этапом развития отечественной социальной педагогики стали 90-е годы 20 века. Под руководством В.Г. Бочаровой создается временный научно-исследовательский коллектив «Микрорайон – школа», который внес существенный вклад в разработку теоретических идей общественного воспитания. Среди ученых, которые в настоящее время занимаются проблемами теории социальной педагогики следует назвать А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева, В.А. Сластенина, Ю.В. Василькову, Л.Е. Никитину, С.А. Расчетину, Т.А. Ромм, А.В. Иванова и других.
2. Основные категории социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики – это общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. Социум – окружение, в котором формируется человек. Иными словами это социальная среда. Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Социальная запущенность – несформированность у ребенка социальных чувств, интересов, навыков и умений. Педагогическая запущенность – состояние, обусловленное недостатком в учебно – воспитательной работе с детьми. Социальная работа – вид профессиональной деятельности, оказание государственного и не государственного содействия человеку с целью обеспечения культур социального и материального уровней его жизни. Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального работника и воспитуемого, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Социальное развитие личности – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое. Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы.
3. Дискуссия о предмете социальной педагогики. В качестве предмета социальной педагогики называют то социальное воспитание (А.В. Мудрик), то социально-педагогическую деятельность (С.А. Расчетина), то целенаправленную организацию взаимодействия человека и социума (В.Г. Бочарова). Предлагаю познакомиться с мнением ученых по данному вопросу (Приложение№1). 4. Соотношение социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика и социальная работа как новые специальности была введена в современной России одновременно – в 1991 году. Социальная педагогика рассматривается как более широкое понятие, т.к. включает в себя целенаправленную деятельность со всеми категориями населения. Социальная работа сосредоточивается на работе с проблемными группами населения. Вместе с тем и социальная работа предполагает деятельность по предупреждению нарушений в развитии и поведении людей. Более того, она формирует и реализовывает социальную политику. Все это свидетельствует о том, социальная работа характеризуется не столько широтой, сколько глубиной деятельности. Различия социальной педагогики как выражения социокультурной деятельности и метода социальной работы отражают, прежде всего, различия между человеком вообще и его личностью как социальным качеством человека. Социальная работа ориентирована прежде всего на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности человека и его личности. Социальная педагогика имеет дело с процессом становления и развития личности через социализацию индивида, ее воспитание, образование, духовное развитие. При этом формы и методы социально-педагогической деятельности во многом зависят от того, что понимается под личностью или социальными качествами человека: совокупность общественных отношений, в которые он включен, эффект межгруппового взаимодействия, духовная суть человека, выполняемые им социальные роли и функции, соотношение сознательного и бессознательного начала, самосознание человека или что-то другое. В связи с этим в развитии социальной педагогики всегда отводилась определяющая роль социологии воспитания, социологии образования, педагогической социологии, этносоциологии и т.д., которые были призваны ответить на эти вопросы. Именно они определяли соответствующие формы и методы социально-педагогической деятельности. Поскольку в нашей стране этим видом деятельности занимаются в основном школьные учителя, имеющие главным образом психолого-педагогическую подготовку, а социологи имеют слабую подготовку в области педагогической деятельности и практической социальной работы, возникают серьезные проблемы не только в определении адекватных ситуаций, времени, форм и методов, но и в развитии теории и практики этой науки. Имея разные предметы деятельности, социальная педагогика и социальная работа тесно переплетаются. Ресурс социальной педагогики для специалистов по социальной работе заключается в обогащении содержанием, методами и формами, выработанными в педагогической науке и практике. Наиболее полно этот ресурс представлен в педагогическом опыте социализации, социального воспитания, а также в теории и практике социально-педагогической деятельности с такими категориями детства, как дети группы риска, дети, оставшиеся без попечения родителей и несовершеннолетние правонарушители. Именно данные направления социальной педагогики и будут положены в основу наших занятий.
Доцент кафедры теории и технологии социальной работы _____________ З.И. Лаврентьева
«___»______ 2012 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)
Факультет социальной работы
Кафедра теории и технологии социальной работы
УТВЕРЖДАЮ Заведующая кафедрой д.социол.н, доцент Гуляевская Н.В.
«____»__________2012 г.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |