Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы семьи в истории челов. общества 2 страница




Между тем специалисты считают, что зарплата работника наемного труда должна учитывать не только материал. и духовные потребности самого работника, но и соответствующие потребности его детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

Анализ соц.-эконом. причин и факторов, снижающих воспитат. потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как соц. депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения полноценного образования, лечения и отдыха.

Так, в рез-те опроса 62,7% отметили, что их семья живет "более-менее прилично", 28,2% "едва сводили концы с концами" и лишь 9,2%, что их семьи не испытывают материал. трудностей. Наибольшие затруднения в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей - более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать "сложно" и "очень сложно", оценили свое материал. положение на 3 балла и менее (по 10-балльной шкале).

Снижение воспит. потенциала семьи как следствие материал.трудностей подтверждают и результаты исследования др. исследования. При ответе на вопрос "Какие проблемы в наибольшей степени осложняют жизнь Вашей семьи?", лидируют или материал. проблемы (67% из неполных семей и более 35% из полных), либо сопряженные с ними - трудности в приобщении детей к спорту, музыке (76% матерей из неполных семей и 25% из полных), проблемы с мед. обслуживанием (около 35% из полных и неполных семей), трудности в организации быта.

Материал. положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитат. потенциал. Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать доп. источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. Постоянное отсутствие родителей, физическое и психолог. переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают сем. конфликты, влекут за собой искажение соц. и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.

21. Демографический фактор воспитательного потенциала семьи

Структура и состав семьи (кол-во детей, наличие обоих родителей, др. родственников и т. п.) также определяют особенности воспитания.

Совр. состояние семьи как в Беларуси, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как соц. институтом своей репродуктивной функции.

Формирование новых моделей демограф. поведения связано с изменениями ценностных ориентаций. Традиц. взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной на автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате увеличивается численность специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная (материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при законной жене, либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера).

В демограф. поведении наблюдается ориентация к снижению нормы брачности. В обществе складывается лояльное отношение к незарегистрированным бракам и девальвируется статус традиц. семьи как зарегистрированного союза. При этом все большее одобрение получает мнение, что для развития ребенка не обязательно наличие обоих родителей, а женщина, если она этого желает, вполне может вырастить ребенка одна.

Наряду с мнением о необязательности заключения брака для создания семьи все шире распространяется оправдание разводов. Часто они воспринимаются как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. С положением, что сохранять брак с нелюбимым человеком не стоит даже из-за детей, согласились 27,2% жен и 22,1% мужей. Среди респондентов из неполных семей этот вариант ответа выбрали 38,9%. Процент разводов по отношению к бракам постоянно растет.

Либерализация брачной морали способствует дальнейшему росту внебрачной рождаемости. Развод родителей, а также воспитание ребенка в неполной семье, преимущественно матерью, значительно снижает воспитат. потенциал семьи, искажает образцы сем. ролей в сознании ребенка. Тот факт, что более 3/4 детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все эти дети получают нормальное воспитание. Немалую часть составляют сводные семьи (не менее 10%). Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.

Негативные моменты, например, недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка пед. способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из неполных семей в отличие от полных отмечали почти в 2 раза чаще. Соц. девиации в поведении детей более х-ны для неполных семей. Судя по ответам матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще вызывают в школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25,7% замужних. Среди последних каждая третья (33,4%) сталкивается с крайне неприятной ситуацией: дети пьют, курят, употребляют наркотики. Однако в семьях незамужних матерей эта проблема встречается еще чаще (43%).

Соврем. ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и дедушками. Нередко расширенный состав связан с материал. проблемами и жилищными трудностями. Отношения со старшим поколением в основном базируются на взаимопомощи, причем чаще ее оказывают именно бабушки и дедушки. Наиболее часто респонденты отмечали помощь в уходе за детьми - более 44%. На отсутствие помощи и проблемы от контактов с родителями указали 12 - 14%, причем чаще других (как и в случае с взаимопомощью) - респондентки из неполных семей.

Число детей в семье. В кризисных соц.-эконом. условиях усиливается ориентация родителей на одного ребенка - однодетная семья становится все более типичной. По мнению исследователей, ребенок в ней становится центром притяжения "всех и вся", исчезают особые свойства многодетной семьи, позволяющие успешно выполнять функцию социализации.

Если принять за 100% все семьи с несовершеннолетними детьми, то среди них более чем 2/3 (67,7%) - однодетные. Двухдетные составляют лишь немногим более 1/4 (26,9%), а семей с 3 и более детьми лишь 5,4%. Родительская роль в совр. обществе не имеет высокой ценности.

22. Технико-гигиенический фактор воспитательного потенциала семьи

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах города.

По воспитательным возможностям различаются сельские и городские семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор образовательных учреждений для ребенка, широкие возможности для посещения различных учреждений культуры, для занятий спортом и т.д. Однако воспитание городских детей осложняется ввиду его томности, недостаточной связи с окружающими людьми: сосед по квартире не всегда поможет ребенку дотянуться до дверного звонка, не то чтобы принять участие в его воспитании. На селе - преимущества в воспитании по сравнению с городом. Оно открыто влияниям окружающих людей, которые и похвалят, и пожурят, и остановят ребенка от плохого поступка, не деля детей на своих и чужих. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естественно включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с природой.

Обеспеченность или необеспеченность семьи жильем, качество его обустроенности - существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие ее испытаниям на прочность. Это ведь только «с милым рай и в шалаше», а когда появится ребенок, нужно благоустроенное жилище, в котором удобно жить, где каждый Член семьи чувствует себя защищенным, имеет свою «заповедную ищу», в которой обитают игрушки, стоит любимое бабушкино кресло, письменный стол старшего брата и т.д. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жилье необходимо сделать максимально удобным, чистым, уютным, функционально оправданным, имеющим свою индивидуальность. Помните народную мудрость: «Каково в дому, таково и самому»?

23. Внутрисемейные отношения как ведущий компонент воспитательного потенциала семьи

Внутрисем. отношения являются основным элементом сем. воспитания, поскольку они, как определенная соц. общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хоз.-эконом., правовые, нравств., эмоц.-психол. и др. связи. Внутрисем. отношения также взаимосвязаны с национ. и бытовыми отношениями.

Значение внутрисем. отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым образцом обществ. отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения.

Ведущая роль сем. отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала семьи.

Всякое серьезное отклонение внутрисем. отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитат. возможностей.

Внутрисем. отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеч.о опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

В системе внутрисем. отношений главенствующими выступают отношения между супругами. От х-ра и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоц. климат семьи, а, следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравственно-эмоц. полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Демократический тип семьи обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, что в таких семьях выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую соц. ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений.

Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. В семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им св-но более адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеч. достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается.

Отношение родителей, которое х-ся отрицат. эмоц. окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Сл-но, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в сем. воспитании.

24. Место и роль матери в семье

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психич. развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли "мамы" выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать сем. пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психич. развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло, её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоц. влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое др. Социологами подсчитано, что дом. средняя нагрузка женщины в 2 раза больше средней дом. нагрузки мужчины, а её общая труд. нагрузка больше на 15-20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на про-ве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Проф. и сем. функции матери сочетаются с большим напряжением.

Роль матери в семье важна, особенно в воспитании детей. Роль матери должна основываться на любви и доверии, что служит в жизни малыша важным основанием для развития уверенности и правильной самооценки ребенка.

Качество отношений матери и дитя определяет умственное и эмоц. развитие. Мама – самый важный человек в жизни малыша, независимо от того, какой его возраст, вплоть до 14 лет, а то и старше. Важность матери прямо пропорциональна чувству беспомощности ребенка. Чем больше ваш ребенок нуждается в уходе, тем больше выражена роль матери.

Любая мама обязана воспитывать своих детей. А значит, – создавать эмоц. климат для чувственного и теплого отношений, что в свою очередь отражается на соц. развитии подрастающего поколения. Особенно важной задачей для мамы является сохранение сем. связей и традиций. Ведь женщина заботится о своей семье, дает свою любовь, отвечает биолог. и психолог. потребностям детей, учит правильно пользоваться чувствами. Немаловажно и общение с детьми.

Мама д. б. образцом для подражания своих детей. Если она проявляет уважение и демонстрирует интерес, терпение по отношению к др. людям, – дети это замечают. Матери обеспечивают эталон женственности, как девочкам, так и мальчикам.

Существуют различные типы материнства. К сожалению, традиц. ценности, связанные с «миссией материнства», такие, как любовь, чистота, верность, благородство, бескорыстие, вера в Бога, мудрость, терпение, послушание мужу, не пользуются популярностью из-за кризиса и неблагоприятных изменений в обществе в целом, в том числе в семье.

Изначально в женщине заложена забота про очаг и сем. уют. Матери должны давать, быть щедрыми на безусловную любовь к своим деткам. Отсюда и рождается взаимность со стороны ребенка, который в свою очередь любит ее именно за то, какая она есть!

25. Функции и роль отца в семье

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиц. модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, обществ. жизни. В традиц. обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиц. виды хоз. деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е гг., когда резко возросла труд. и проф. занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за матер. обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только дом. обязанностей, но и воспитат. функций.

Уже в 1980-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоц. контакт с ребенком. Появление совр. модели отцовства связывают с демократ., гуманист. тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье.

С распространением городского образа жизни, фактически все чаще сем. жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в сем. делах. В совр. квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Однако, все равно отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.

В д/с и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в сем. отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени обычного общения. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, д. б. другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее кол-во неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Но роль отца не сводится только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хоз-ве, снабжение продуктами и т. д. - это, прежде всего обязанность отца. В наст. время, в силу сложных соц.-эконом. условий, отец в семье чаще является источником финн. поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитат. функции жене, членам семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.