Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние сиблингов на развитие ребенка в семье 1 страница




В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка.

Порядок рождения. Число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка, а также непосредственно на их взаимоотношения.

Согласно А. Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он - единственный ребенок в семье. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Рождение второго ребенка, по Адлеру, драматично меняет положение первенца и его взгляды на мир. Скоро ребенок осознает, что родители слишком заняты или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Адлер полагал, что старший ребенок вырастает консервативным, стремящимся к власти и предрасположенным к лидерству.

Средний ребенок одновременно является и старшим и младшим. Темп развития среднего оказывается часто более высоким, чем у первенца (может начать раньше разговаривать, ходить). Средний ребенок все время находится в неустойчивой позиции: он выступает то в роли старшего, то в роли младшего сиблинга, ему часто приходится менять свое поведение, подстраиваясь под ситуацию, что может вызывать чувство неуверенности и нестабильности.

Младший ребенок, так же как и единственный, не был травмирован появлением следующего (еще одного ребенка). Ему прощается гораздо больше, чем старшему, который в сходном возрасте обычно считается уже «большим». Ричардсон пишет, что, поскольку младший ребенок для родителей не новость, у них есть уже опыт воспитания детей, они менее озабочены тем, как они справятся со своими обязанностями, и меньше требуют от него.

Идеи Адлера, Тоумена и Ричардсона воплотились в теории сем. систем М. Боуэна: появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией.

Большое значение имеет также длительность интервалов между рождениями детей. Так, если в семье растут двое детей-погодков (с разницей до 2 лет), то у них особенности старшего и младшего детей будут выражены очень слабо, они не успели осознать разницу в отношении родителей. Старшему ребенку в этом случае не приходилось играть роль «опекуна» младшего, заботиться о нем.

Разница между детьми в 4-5 лет: к старшему ребенку в этом случае уже предъявляются требования: «Ты старше, уступи», «Как тебе не стыдно, ты же большая»; в то время как этот ребенок сам еще мал. Часто в этом случае у старшего может проявляться ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему.

При разнице между сиблингами около 10 лет возможны 2 варианта. В 1-м случае первенец долгое время воспитывается как единственный ребенок. При появлении младшего у старшего есть уже свои интересы и он оказывается в некоторых случаях абсолютно индифферентен к младшему. Др. вариант: при занятости матери на работе на старшего сиблинга ложится вся тяжесть забот о младшем - посещение д/с, школ и т. п. В этом случае у первенца (особенно девочки) формируются черты старшего в резкой, даже чрезмерной форме.

При существенной разнице (15-20 лет между сиблингами) старший ребенок фактически вырастает как единственный. В соврем. условиях такая разница между детьми в семье бывает часто в двухдетных семьях, обычно дети бывают от разных браков. Старший м. б. уже «в эшелоне родителей», играть роль дяди (тети) - дарить подарки, баловать, но взаимодействие между сиблингами незначительное, редкое.

Совр. психологи оценивают влияние статуса сиблинга на развитие личности каждого ребенка несколько более скептически. Какая-то часть личного опыта связана с порядком рождения, в то время как др. его часть, связанная с болезнью, изменением финансового положения семьи, переменами в отношениях со сверстниками в школе, не имеет никакого отношения к порядку рождения.

Отношения между сиблингами. Основным св-вом этих отношений является конкуренция за родительскую любовь и внимание. Конкуренция больше выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте (от 1 года до 3-4 лет), у близнецов. Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми.

Дети 4-6 лет проводят в компании своих братьев и сестер в 2 раза больше времени, чем с родителями. Хотя во взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия, маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре; проявляя участие, понимание и привязанность; подражая друг другу; пытаясь помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети оказывают существенное влияние на развитие друг друга.

Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более чистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет. Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры.

Во взаимоотношения сиблингов, старшие стремятся доминировать, часто даже с применением физической силы. Однако младший сиблинг не занимает абсолютно подчиненную роль. С возрастом они становятся равноправными партнерами. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует интеллектуальное и соц. развитие.

У близнецов существует определенное своеобразие в развитии и отношениях с др. людьми. Все близнецы, как правило, необычайно близки друг к другу и, если они одного пола, часто действуют как один.

28. Проблема типизации семьи в науке

Типы семей классифицируются:

а) по количеству детей: - многодетная, - малодетная, - однодетная, - бездетная.

б) по составу: - однопоколенная (только супруги), - двухпоколенная (родители + дети), - межпоколенная (дети, родители и родители родителей), - неполная (только один из родителей воспитывает ребенка), - внебрачная (мать воспитывает ребенка, не зарегистрировав брачные отношения с его отцом).

В педагогике рассматривается классификация семей и по х-ру взаимоотношений. В этом случае Ю.П. Азаров делит семьи на 3 типа: - идеальная, - средняя, - негативная или скандально-раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей: - гармоничная, - распадающаяся, - распавшаяся, - неполная.

М.Н. Капралова выделяет следующие типы сем. отношений: - согласованные гармоничные, - урегулированные компромиссные, - неустойчивые, но в целом положительные, - урегулированные с низкой общественной направленностью, - внешне благопристойные, но внутренне неблагополучные при низкой направленности членов семьи, - резко конфликтные, - неполные семьи.

У педагогов-практиков деление семей принято на «неблагополучные» и «благополучные», Их признаки таковы.

а) В «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материал. положение, занимаются вопросами воспитания детей.

б) «Формально-благополучные» - благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными. Семья не занимается воспитанием детей.

в) «Неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания - постоянные окрики, наказание детей. Это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным, он не может найти свое место в семье, а потом и в жизни.

г) Рождается новый тип семьи «новых русских» - высокообеспеченные и сверхобеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в сем. отношениях и воспитании детей.

29. Пед. классификация семьи

В нашей стране воспитание детей в семье рассматривается как важнейшее гос. дело и гражданский долг родителей. Однако родител. ответственность не сводится только к юридической. Родители выполняют свои обязанности, прежде всего потому, что это является их нравств. долгом. Родител. ответственность представляет собой особое нравственно-психолог. состояние личности родителя, х-щееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Как нравственно-психолог. феномен, родител. ответственность включает в себя эмоц. и рацион. сторону. Если эмоц. сторона родител. ответственности складывается преимущественно под влиянием родител. любви, то ее рацион. сторона в основном формируется вследствие осознания объективного содержания родител. ответственности, которая представляет собой комплекс требований к родителям, обусловленных обществ. потребностями, а также конкретной ситуацией, складывающейся в рамках семьи. Именно от чувства и осознания родител. ответственности зависит мера пед. активности родителей.

В зависимости от состояния, уровня развития рассмотренных и др. компонентов воспитат. потенциала выделяются различные в соц.-пед. отношении типы семей: 1. воспитательно-сильная семья; 2. воспитательно-устойчивая; 3. воспитательно-неустойчивая; 4. воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними; 5. воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой; 6. воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой; 7. маргинальная; с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.; 8. правонарушительская; 9. преступная; 10. психологически отягощенная.

Воспитат. возможности в семьях первого типа близки к оптимальным. Структурная и материал.-бытовая х-ки таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитат. трудности, но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитат. позиция родителей, х-р их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля.

Второй тип обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на опред. трудности и конфликты в сем. взаимодействии, затруднения в выборе ср-в общения, в сохранении психолог. близости, которые преодолеваются с помощью др. соц. институтов (д/с, школа).

Третий тип определен по признаку наличия неправильной пед. позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.), которая в то же время замыкается и корректируется. Поэтому воспитат. потенциал подобных семей довольно высок, но результаты сем. воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.

Четвертый тип стал выделяться сравнительно недавно. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, пед. культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка, контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением, контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально.

Остальные типы семей, х-ки которых, как и уровень воспитат. потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в соц.-пед. действительности.

30. Понятие благополучной семьи в педагогике

В эту категорию семей могут входить и молодые, и среднестатистические, и пожилые семьи. Благополучной м. б. и бездетная, и малодетная, и многодетная семья. Благополучие семьи составляет не только материал. обеспеченность, но и соц.-психолог. компонент жизнедеятельности. С этой точки зрения, благополучной является семья, в которой супруги и др. члены семьи высоко оценивают друг друга.

Под сем. благополучием понимается достижение супружеской интеграции при полном развитии личности обоих супругов и обеспечении их субъективного благополучия. Супружеская интеграция – это единство двух личностей, развивающих и реализующих себя в процессе супружеского взаимодействия. Она предполагает наличие, во-первых, согласованности всех процессов совместной жизнедеятельности супругов и, во-вторых, супружеской совместимости. Супружеская совместимость – это эффект общения, который х-ся максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пары. Совместимость предполагает наличие не обязательного сходства, а взаимопонимания супругов во всех сферах события и является динамическим, а не статическим феноменом.

В здоровых, полноценно функционирующих, благополучных семьях оба супруга оптимально сочетают 2 тенденции – тенденцию близости, единства со значимым другим и тенденцию быть отдельным, личностно идентичным. Удовлетворенность отношениями, или чувство субъективного благополучия в семье, возникает тогда, когда качество взаимодействия устраивает каждого из супругов.

Понятие «благополучие в семье» представляет собой х-ку удовлетворенности индивида его сем. жизнью, индивидуально определенный феномен сем. благополучия, удовлетворение семьей (в семье) потребностей индивида. С позиций разных индивидов данное понятие также имеет разное содержание.

Конфликтов практически нет, возникающие разногласия ссорами назвать трудно: супруги скоро договариваются, как сделать лучше, чтобы решить возникшие проблемы. Все члены благополучных семей уверены, что другие им всегда рады, уверены во взаимности друг друга, готовы помочь, не ожидая просьбы. В таких семьях образуются и сохраняются собственные сем. традиции и ритуалы, делающие сем. жизнь более интересной. Для благополучной семьи х-н высокий уровень психолог. здоровья. В то же время даже самая благополучная семья не может существовать автономно от социума, а наоборот, чаще является его активной преобразующей силой и подвергается, как и любая семья, воздействию множества факторов совр. общества.

В тех браках, где супруги вышли из социально благополучных семей, риск сем. неблагополучия будет меньшим, а вероятность сем. благополучия большей, чем в др. семьях.

31. Неблагополучная семья, ее х-ка

Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные сем. функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в рез-те чего появляются «трудные» дети.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитат. ресурсов (неполные семьи).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства. Однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечелов. моральными ценностями. Это внутренне неблагополучные семьи (скрытая форма).

Семьи с открытой формой неблагополучия. Семьи с алкогольной зависимостью. Дети, родители которых были алкоголиками: часто сами заболевают хрон. алкоголизмом; склоны ко лжи; занижена самооценка; слабо развито чувство юмора; затрудняются принять самостоятельно какое-либо решение; в дальнейщем у них трудности в интимных отношениях и т. д. Эмоц. развитие резко тормозится, появляется опустошенность. равнодушие, вялость, апатия, рождается агрессия, склонность к немативированным поступкам, разочарование в жизни.

Конфликтные семьи. Ребенок становится постоянным свидетелем родител. размолвок, ссор и скандалов; он может стать своеобразным орудием разрешения родител. споров. Каждый пытается перетянуть его на свою сторону; ребенок боится высказывать свое мнение; он становится объектом эмоц. разрядки конфликтующих родителей.

Семьи со скрытой формой неблагополучия. Внутренне неблагополучные семьи. Оказывают психотравмирующее воздействие и неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка. Это недоверчивая семья (с повышенной настороженностью к окружающим); легкомысленная (семья живет по инерции. Гл. развлечения - телевизор, застолье. Дети вырастают слабовольными, неорганизованными); хитрая (ценит предприимчивость ловкость в достижении жизненных целей. Дети вырастают авантюристами, нравств. оценки сдвинуты).

Семьи, ориентированные на успех ребенка. Ребенок начинает чувствовать, что все его положит. связи с родителями зависят от его успехов. Он заранее уверен в том, что его ждут наказания если ему не удалось достичь ожидаемых успехов.

Семьи известных и состоятельных людей. Такие дети с раннего возраста считают себя чем-то особенным, полагая, что заслуга родителей переходит и на них, и не задумываются что ее надо заслужить. Такие дети вырастают эгоистичными.

Пограничные семьи. Семьи с недееспособными членами. Это семьи с инвалидами или хронически больными. Сем. обстановка в такой семье стрессовая, дестабилизируются межличностные отношения. Семья испытывает большие материал. затруднения. Болезнь может надолго лишить родителей возможности заботиться о ребенке.

Семьи с нарушением структуры сем. ролей. Это семья-крепость, семья-санаторий, семья-театр и т. д.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с 1-м или несколькими несовершеннолетними детьми. Разновидности: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся, неполные семьи с усыновленными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Проблема состоит в том, что дети растущие в подобных семьях неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты. Их используют с выгодой для себя. И какая бы роль не была при этом положительная или отрицательная она негативно сказывается на формировании личности ребенка, его взаимоотношениях с окружающими.

На Западе термин «неблагополучная семья» не имеет чёткого определения. Употребляется широкий спектр синонимов: «социально уязвимая семья» – семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основ. сем. функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»; «неблагополучная семья», «дисфункциональная семья», семьи группы риска, «негармоничная семья», «проблемная семья».

Неблагополучная семья подразумевает следующие соц. незащищённые группы населения: малообеспеченные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих родител. обязанности, и/или имеющие историю психол. расстройств; семьи, нуждающиеся в соц. поддержке; семьи в развивающихся странах.

32. Показатели неблагополучия ребенка в семье

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует мн-во семей, о которых ничего плохого не скажешь с форм. точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Встречаются внешне хор. отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не х-ют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка - в смысле дисгармонии созревания эмоц.-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. В подавляющем числе случаев различные психич. расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их соц. деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Психолог. особенности детей при алкоголизме в семье: Дети знают, что люди осуждают пьянство. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате ребенок становится подозрительным и злобным. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Воистину дети становятся родителями своих родителейОни не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с наличием больного алкоголизмом. Считается, что последствия как скрытой так и явной сексуальной агрессии всегда тяжелы и долговременны.

Дети, перенесшие сексуальное насилие, демонстрируют следующие особенности: Детей дошкольного возраста мучают ночные кошмары; страхи; они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста; играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками; занимаются открытой маструбацией; подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез) и т. д.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые соц. сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых д. б. возложено на гос.-обществ. попечение.

33. Проблемы в семейном воспитании связаны с отклонением в поведении детей.

Отклоняющееся поведение - это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение детей в семье классифицируют в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наиболее характерными отклонениями являются:

Шалость

Озорство - тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Проступок - это уже социально опасное явление. Отличие - в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже о складывающихся негативных чертах характера.

Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов.

Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Причины грубости: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Недисциплинированность может быть 2 видов: злостной (не ситуативные и имеют стереотипный характер) и незлостной (озорство, шалость).

Не секрет: жизнь сегодня тяжела и сурова. Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, психологические декомпенсации. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми.

Также актуальной проблемой воспитания является степень удовлетворения потребностей ребенка, здесь рассматриваются два варианта:

Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его балуют. Любое желание для них — закон.

Игнорирование потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу.

Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку все нельзя.

Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

34. Стили семейного воспитания

Каждая истор. эпоха х-ся своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные истор. эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж Ж. Руссо и др.

Под стилем сем. воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные ср-ва и методы пед. воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Стили сем. воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля сем. воспитания оказывают влияние: типы темпераментов родителей, их совместимость; традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-пед. лит-ра, которую читают родители; уровень образования родителей.

Важное значение для выделения типов сем. воспитания имели работы Д. Баумринд. В классификации Д. Баумринд выделяются 3 стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующих разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания.

Элеонора Маккоби и Джон Мартин развили категориальную систему Д. Баумринд, выделив 2 основных измерения: уровень контроля или требований и общий параметр принятия - отвержения. Пересечение этих двух измерений образовало еще один доп. стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий (индифферентный) стиль. Т. о., типология стилей родител. воспитания включала 4 типа: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Авторитетный стиль х-ся теплым эмоц. принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократ. стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоц. принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Либеральный стиль воспитания х-ся эмоц. принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоц. холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Роль указанных стилей родител. воспитания в формировании личностных особенностей детей стало предметом спец. изучения. Так было установлено, что авторитарные родители в воспитании придерживаются традиц. форме общения с ребенком, который проявляется в авторитете, власти родителей, безоговорочном послушании. Данный стиль воспитания способствовал формированию зависимости, неспособности к лидерству, отсутствию инициативы, пассивности. Дети же с адекватной практикой родительского отношения х-ся хорошей адаптированностью к соц. среде и общению со сверстниками.

35. Авторитарный стиль семейного воспитания

Авторитарный стиль (в терминологии др. авторов - «автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физ. наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные дети со временем приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 7190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.