Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогической диагностикой называют также отрасль педагогики, изучающую принципы и методы диагностики




Контроль в процессе обучения. критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Обучение, воспитание, управление школой не может эффективно осуществляться без учета результативности этих процессов, без диагностики.

Педагогическая диагностика – это выяснение всех обстоятельств протекания определенного педагогического процесса, точное определение его предпосылок, условий протекания и полученных результатов.

Целью педагогической диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ течения педагогического процесса в связи с продуктивностью последнего.

Задачи педагогической диагностики:

1) оптимизировать педагогический процесс (оценить качество обучения, воспитания или управления, выявить сильные и скорректировать слабые стороны в работе учреждения образования);

2) обеспечить, в интересах общества и личности, правильное определение результатов обучения (воспитания, управления);

3) руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму педагогические ошибки;

4) способствовать формированию единых педагогических позиций и требований к учащимся и педагогам в учреждении образования.

5) способствовать организации самовоспитания учащихся и профессионального саморазвития педагогов.

Виды педагогической диагностики:

1. По фундаментальному объекту распознавания: а) дидактическая (учебная); б) воспитательная; в) управленческая.

2. По продолжительности: а) кратковременная; б) лонгитюдная (продолженная).

3. По критерию системности: а) эпизодическая (ситуативная); б) системная. Системная лонгитюдная диагностика носит название «мониторинг» («отслеживание»).

4. По характеру выражения результатов: а) качественная; б) количественная (количественные измерения в педагогике, а также отрасль педагогической диагностики, которая их изучает, называется педагогическая квалиметрия).

Процедура педагогической диагностики, независимо от изучаемого объекта, включает в себя: 1) контроль; 2) накопление статистических данных; 3) их анализ; 4) выявление динамики, тенденций.

Контроль в учебном процессе позволяет установить качествотеоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Контроль –широкое по объему понятие. Он включает в себя следующие звенья: 1) проверку (выявление и измерение); 2) анализ; 3) оценку; 4) коррекцию; 5) учет результатов деятельности (в обучении это выставление отметки в классный журнал).

Функции контроля. Представляя собой важнейшее звено контроля в процедуре диагностики, контроль выполняет пять функций: собственно контролирующую, стимулирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

Контролирующая функция состоит в выявлении уровня знаний

Стимулирующая функция. В процессе контроля учитель постоянно побуждает ученика к необходимости усвоить содержание учебного предмета на должном уровне. Контроль дает возможность учащимся пережить чувство морального удовлетворения (или неудовлетворения) от сознания выполненного долга в учебной деятельности.

Обучающая функция заключается прежде всего в том, что при ответах одноклассников и собственных ответах ученик вольно или невольно повторяет пройденный материал.

Воспитывающая функция контроля состоит в приучении учащихся к систематической, регулярной работе.

Развивающая функция контроля подразумевает развитие мышления, речи, памяти, внимания учащихся, позволяет им правильно определить свои силы и возможности.

Принципы контроля. Важнейшие принципыконтроля в обучении: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Принцип объективности заключается в научно обоснованном содержании контрольных вопросов и заданий, равном, дружеском отношении педагога ко всем учащимся, точном применении критериев оценки.

Принцип систематичности требует регулярного контроля на всех этапах процесса обучения. При этом должны использоваться разные виды и средства контроля.

Принцип гласности требует проведения открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям, а также оглашения и мотивации оценок.

Виды контроля. Выделяют четыре вида контроля в обучении: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

Предварительный контроль осуществляется в начале учебного года, в чтобы определить знание учащимися важнейших элементов курса предшествующего учебного года, а также в начале изучения нового предмет или крупного раздела.

Текущий контроль осуществляется в процессе усвоения каждой темы, из урока в урок. Его главная функция – обучающая. Повторный контроль осуществляется параллельно с изучением нового материала повторяют изученный ранее.

Периодический (тематический) контроль осуществляется по целому разделу или значительной теме курса. Его цель — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодического контроля — систематизация и обобщение.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти (триместра) и по завершении учебного года. Итоговый контроль не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. К этому виду контроля можно отнести также выпускные и переводные экзамены.

0 Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептивный) 1 Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

2 Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.