Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы процесса воспитания




ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТ ПО СРАВНЕНИЮ С ОБУЧЕНИЕМ

1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ

2. ДЕАЛЕКТИЧНОСТЬ (ИЗМЕНЧИВОСТЬ)

3. КОМПЛЕКСНОСТЬ

4. МНОГОФАКТОРНОСТЬ

5. ДВУХСТОРОНИЙ ХАР-Р ВОСПИТАНИЯ (В ПРОЦЕССЕ МЕНЯЮТСЯ ДВОЕ)

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ВОСИТАНИЯ:

1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ (ФОРМИРОВ ГЛУБОКИХ, ОСОЗНАННЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННЫХ ЗНАНИЙ О НОРМАХ ОТНОШЕНИЯ)(ПЕДАГОГИЧ ОСВЕЩЕНИЕ).

2. ФОРМИРОВ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПЕДАГОГИЧ СТИМУЛИРОВАНИЕ).

3. ОР-ЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА СОЦ-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ФОРМИРОВ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ).

Педагогическая закономерность – это внутренняя, наиболее существенная связь педагогических явлений, обусловливающая их развитие.

К наиболее общим закономерностям педагогического процесса относятся:

1. Закономерность обязательного присвоения подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.

2. Закономерность социальной обусловленности целей, содержания, методов и форм воспитания уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений в данном обществе. Этот закон можно назвать также законом соответствия воспитания объективным условиям жизни.

3. Закономерность взаимодействия (единства деятельности) педагога и воспитанника в педагогическом процессе. Без такого взаимодействия нет и самого педагогического процесса.

4. Закономерность формирования личности в процессе активной деятельности и общения.

5. Закономерность единства содержательной и процессуальной сторон воспитания (средства педагогической деятельности обусловлены содержанием конкретной педагогической ситуации).

6. Закономерность зависимости эффективности процесса воспитания от материальных, гигиенических, морально-психологических и других условий, в которых он протекает.

7. Закономерность гармонического развития ребенка, учета его возрастных особенностей и возможностей в процессе воспитания.

С закономерностями педагогического процесса тесно связаны его принципы (лат. principum, «основа») – те исходные положения, на которых построено то или иное действие, теория.

Под педагогическими принципами понимают совокупность руководящих идей, определяющих содержание, методику и организацию педагогического процесса, имеющего цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Педагогические принципы имеют объективную основу – закономерные связи и отношения, возникающие в реальном педагогическом процессе.

Перечислим самые общие принципы педагогического процесса, определяющие как воспитание, так и обучение.

1. Принцип связи воспитания с жизнью и социальной практикой. Данный принцип направлен на последовательное осуществление деятельностного подхода к воспитанию. Школа не может быть изолирована от событий окружающей жизни. Данный принцип реализуется путем организации разнообразной деятельности школьников, их участия в общественно полезном труде, систематическом ознакомлении с жизнью и трудом народа, экономикой, политикой, культурой и т. п.

2. Принцип комплексности и взаимосвязи всех факторов, формирующих личность. Комплексный подход к воспитанию означает единство умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Данный принцип базируется на взаимосвязи объективных и субъективных факторов формирования личности (влияния социальной и природной среды, обстоятельства жизни индивида и целенаправленное воспитание в разнообразной предметно-практической деятельности, единстве воздействия на сознание, чувства и поведение школьников, совместной деятельности школы, семьи, общественности и т. п.).

3. Принцип единства обучения, воспитания и развития. Этот принцип направлен на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и вместе с тем формирование их личности. К.Д. Ушинский считал учение могущественным органом воспитания. Кто хорошо обучает, писал немецкий педагог Адольф Дистервег, тот хорошо и воспитывает. По мнению Н.Г. Черны-шевского, научное образование не только дает знание и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства. Характер и результаты воспитания в процессе обучения, степень влияния обучения на выработку качеств личности определяется его направленностью, научностью, содержанием преподаваемых знаний и т. д.

4 Принцип сочетания педагогического руководства с развитием активности и самодеятельности школьников. Систематическое, планомерное и квалифицированное педагогическое руководство – необходимое условие воспитательного процесса. При этом надо учитывать, что чем выше активность личности, направленная на самовоспитание, тем выше результат воспитательной деятельности.

5 Принцип систематичности и последовательности воспитания. Чтобы воспитать у учащихся необходимые качества личности, воспитательный процесс должен быть систематическим, непрерывным и последовательным, т. е. он должен представлять совокупность закономерно расположенных и последовательно функционирующих частей, элементов целостного воспитательного процесса. Принцип систематичности и последовательности основан на преемственности в усвоении знаний, умений и навыков.

6 Принцип воспитания в коллективе и общественно полезном труде. Этот принцип вытекает из объективных закономерностей формирования личности. Воспитание личности в коллективе тесно связано с включением ее в труд, в общественную деятельность. Труд – могучий воспитатель. Воздействуя в процессе труда на природу и изменяя ее, человек изменяет и свою природу. В процессе осмысленного труда учащиеся лучше усваивают закономерности развития природы и общества и приучаются к активной преобразующей деятельности. Тесная связь обучения с общественно полезным трудом учащихся повышает действенность их взглядов и убеждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.