Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 8. Гуманистическая педагогика




В.А. Сухомлинского (1918-1970) и Ш.А. Амонашвили (р. 1931)

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амона-швили.

2. Цель, задачи, принципы воспитания и обучения детей.

3. Проблема развития личности.

4. Содержание, формы и методы работы с детьми.

5. Взаимосвязь семьи и школы. Родительская педагогика В.А. Сухо-млинского.

6. В.А. Сухомлинский и Ш.А. Амонашвили о личности педагога.

7. Оценка идей В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили.

Задания

1. Подготовить сообщение о педагогической деятельности указанных педагогов.

2. Проанализировать заповеди и законы гуманного учителя, сформули-рованные Ш.А. Амонашвили.

Основная литература

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1988.

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1991.

Амонашвили Ш.А. Единство цели. В добрый путь, ребята. М., 1987. 23

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1973.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973.

Сухомлинский В.А. (Сер.«Антология гуманной педагогики») / Сост. Г.Д. Глейзер. М., 1997.

Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1982.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

Дополнительная литература

Бородина Н. Проблемы нравственного воспитания в трудах В.А. Сухо-млинского // Дошкольное воспитание. 1986. № 2.

Волков Г.Н. Парадокс Василия Сухомлинского //Педагогика.1993. № 5.

Жуковская Р.И. Слово о Сухомлинском // Дошкольное воспитание. 1988. № 11.

Морева Н. «Источник благородства души и сердца»: Музыка в гумани-стической концепции В.А. Сухомлинского // Дошкольное воспитание. 1995. № 2.

Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о всестороннем развитии личности // Советская педагогика. 1991. № 9.

Мухин М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика. 1994. № 1.

Островская Л. Читая В.А. Сухомлинского // Дошкольное воспитание. 1978. № 8.

Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.

Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Советская педагогика. 1991. № 2.

Сермяжко Е.И. Воспитание детей в семье // Советская педагогика. 1988. № 2.

Ткаченко Н. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлин-ского в процессе трудового воспитания дошкольников // Дошкольное воспи-тание. 1984. № 3.

Приложение 1

 

Таблицы для самостоятельного заполнения при подготовке
к семинарским занятиям, зачету или экзамену


Таблица 1. Взгляды отечественных и зарубежных мыслителей и педагогов.

 

Педагог        
Страна        
Временной период        
Взгляды педагога        
Особенности мировоззрения педагога        
Природа ребенка и его развитие        
Цели и принципы обучения и воспитания        
Организационные формы обучения        
Основные направления и аспекты воспитания        
Роль учителя и требования к нему        
Роль семьи в воспитании        
Что нового внес в педагогическую теорию и практику        

 

Таблица 2. Зарубежные образовательные системы и заведения.


Страна        
эпоха        
Структура образовательной системыгосударства        
Характеристика основных учебных заведений школьного типа        
Характеристика учебных заведений высшей ступени        
Особенности домашнего образования        

Таблица 3. Практика воспитания и обучения в истории России.


Особенности народной педагогики славян        
Образование в Киевской Руси        
Монастырские школы        
Средневековья        
Учебные заведения эпохи Петра I        
Реформы образования в эпоху Екатерины II        
Реформы образования XIX в.        
         
         
         
         
         

 


Приложение 2

Рекомендации к выполнению контрольной работы (реферата)

Контрольная работа (реферат) по курсу "История образования и педагогической мысли" имеет целью расширение и углубление студентами теоретических знаний по предмету и приобретение практических навыков самостоятельного нахождения, изучения и анализа различных историко-педагогических источников.
Успешное выполнение такого рода задания во многом зависит от правильно выбранной и сформулированной темы. В оптимальном варианте она должна отвечать личностным и научным интересам студента. А это возможно лишь в случае серьезного отношения к получению будущей профессии, добросовестного и вдумчивого изучения педагогических и специальных дисциплин. Что касается предлагаемых ниже тем, то они носят примерный характер и могут быть конкретизированы или изменены по согласованию с преподавателем.

Следующий шаг после выбора темы - работа с историко-педагогической и, по необходимости, с другой научной литературой. Эта деятельность включает в себя составление библиографии по изучаемой проблеме, аннотирование и конспектирование источников. Полный список использованной литературы помещается в конце работы.

После этого составляется план, который должен быть конкретным, подробным и отражать логику раскрытия темы. В процессе изложения материала и при использовании новых источников план может корректироваться, меняя свой первоначальный вид. Однако общие требования к нему остаются неизменными.

Непосредственная работа над текстом начинается с обоснования своего выбора, актуальности темы и краткого представления степени ее изученности.

В основном содержании работы автор должен показать развитость своего историко-педагогического и аналитического мышления, умелое интерпретирование теоретическими и статистическими данными, способность отделять главное от второстепенного и осуществлять самостоятельные обобщения.
В завершении контрольной работы (реферата) необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы по всей теме и высказать собственное отношение к изученному материалу.

Примерные темы рефератов
1. Воспитание детей в первобытном обществе.
2. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).
3. Педагогические идеалы и практика воспитания в античном мире.
4. Педагогические взгляды античных мыслителей (одного или нескольких).
5. Школа и педагогическая мысль в Византии.
6. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.
7. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования.
8. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.
9. Литературно-педагогические памятники Древней Руси.
10. Учебная литература Древней Руси.
11. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.
12. Теория "естественного воспитания" Ж.Ж.Руссо.
13. Просветительская деятельность М.В.Ломоносова.
14. Идея народности в отечественной педагогике.
15. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX - начала ХХ вв.
16. Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского.
17.Развитие идей гуманизма в истории педагогики.

18.Этапы становления и развития педагогики.

19.Проблема формирования личности в истории педагогики.

20.Цели воспитания в истории педагогики.

21.Идея народности воспитания: сущность и развитие.

22.Идея природосообразности: сущность и развитие.

23.Педагогика сотрудничества: истоки и развитие.

24.Проблема семейного воспитания в истории педагогики.

25.Проблема нравственного воспитания в истории педагогики.

26.Личность педагога в истории.

27.Проблема педагогического образования в истории педагогики.

28.История женского образования в России.

29.Развивающее обучение в истории педагогики.

30.Проблема возрастной периодизации в историко-педагогическом наследии.

31.История педагогики и современность.

32.Идея свободного воспитания: истоки и развитие.

33.Проблема общения в истории педагогики.

34.Идея наглядности в истории педагогики.

35.Домашнее воспитание в России.

36.Педология и ее роль в истории педагогии и психологии.

37.Крупные педагогические открытия.

38.Системы воспитания в истории педагогики.

39.Методологические основы истории педагогики.

40.Общественно-педагогические движения России.

41.Педагогическая мысль Российского Зарубежья (1920-1930-е гг.).

42. Цели и содержание образования в истории педагогики.

43. Проблема методов обучения в истории педагогики.

45. Формы организации обучения в истории педагогики.

Приложение 3

 

АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

С целью проверки знаний студентов, определения уровня усвоения со-держания курса предлагаются аттестационные задания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.