Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. 1. История педагогики как наука




 

1. История педагогики как наука.

 

2. Особенности воспитания в первобытном обществе.

 

3. Воспитание и образование в Античном мире и Римском государстве.

 

4. Педагогические идеи эпохи Возрождения.

 

5. Педагогическая система Я.А. Коменского.

 

6. Педагогическая концепция Д. Локка.

 

7. Основы педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

 

8. Педагогическая мысль Древней Руси.

 

9. Петровские реформы в области образования.

 

10. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.И. Бецкого.

 

11. Педагогические взгляды А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.

 

12. Основные этапы педагогической деятельности и педагогическаяконцеп-ция И.Г. Песталоцци.

 

13. Теория первоначального воспитания В.Ф. Одоевского.

 

14. Педагогическая теория и деятельность Ф. Фребеля.

 

15. Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна.

 

16. Педагогическая система М. Монтессори.

 

17. Зарубежная реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ вв.

 

18. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

 

19. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого.

 

20. Деятели дошкольной педагогики России второй половины XIX в. Е.Н. Во-довозова, А.С. Симонович, Е.Н. Конради.

 

21. Педагогические идеи П.Ф. Каптерева.

 

22. Педагогическая деятельность и взгляды К.Н. Вентцеля.

 

23. Педагогическая деятельность и взгляды П.Ф. Лесгафта.

 

24. Педагогические идеи и деятельность Л.К. Шлегер.

 

25. Педагогические идеи и деятельность Е.И. Тихеевой.

 

26. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.

 

27. Деятельность первых Всероссийских съездов по дошкольномувоспита-нию.

 

28. Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского.

 

29. Организация системы государственного дошкольного образования после Октябрьской революции 1917 г.

 

30. Дошкольное воспитание в советский период.

 

31. Гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили.

 

32. Педагогическая теория А.С. Макаренко.

 

33. Педагогические идеи Н.К. Крупской.

 

34. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Ниже-городской области.

 

35. Педагогическая мысль Российского Зарубежья (1920-1930-е гг.).

 

36. Современная концепция воспитания и образования детей дошкольного возраста (1989). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценка отлично

- Знание учебного материала на основе программы и углубленные све-дения по одной из проблем за пределами программы;

- Логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разно-образные источники;

- Определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;

- Выявление прогностической значимости исторического опыта и воз-можности его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем.

Оценка хорошо

- Знание учебного материала в пределах программы;

- Раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме;

- Опора при построении ответа на обязательную литературу;

 

- Включение соответствующих примеров из педагогической практики, а также из художественной и публицистической литературы для иллюстра-ции ответа.

Оценка удовлетворительно

- Знание учебного материала в пределах программы на основе пред-ставления одного из научных подходов к рассматриваемой проблеме;

- Отсутствие собственной критической оценки возможности использо-вания исторического наследия для решения современных педагогических проблем;

- Опора при ответе только на обязательную литературу, отсутствие зна-ний первоисточников.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отра-жающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодей-ствию и общению, проявляющаяся во властности, склонности к использованию недемо-кратических методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, ука-заний, наказаний.

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя.

Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нрав-ственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе историческо-го развития. Методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспита-ния и обучения, педагогической деятельности и образования.

Антропологизм – научная концепция (система взглядов), рассматривающая чело-века как высшее и совершеннейшее произведение природы. Человек выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций которой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволя-ет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы че-ловека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальнымприложе-нием к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский).

Антрополого-гуманистический принцип – организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

Взгляды – знания о каком-либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выра-женным отношением личности к этим явлениям, предметам.

Гуманизация воспитания и обучения – реализация в процессе построения отно-шений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношений к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение в образовательном процессе свободного и все-стороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

 

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безгра-ничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.

Гуманистический идеал человека – возникшее в античной Греции, неоднократно возрождавшееся в общественном сознании представление о совершенном человеке как всестороннее образованном и развитом, осознающим свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей.

Идеологизация – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур.

Идея – мысль, получившая концептуальное оформление.

Инициация – комплекс действий, сопровождающих смену социального статуса человека.

Инновация педагогическая – 1) целенаправленное изменение, вносящее в обра-зовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики от-дельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс ос-воения новшества; 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образователь-ный процесс и творческое переосмысление.

Концепции образования – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определен-ный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.

Концепция – совокупность представлений о целях и задачах деятельности, состоя-нии предмета, системы.

Личностный подход – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирую-щихсамостановление, самоутверждение, самореализацию.

Методология – путь исследования, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология педагогики – исходящая из всеобщей методологии науки и изуче-ния тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педа-гогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и ме-тодах их исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспита-ния, обучения, образования.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место че-ловека в нем. На отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и дея-тельности.

Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), по образ-цу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Это совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе раз-вития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца при решении педагоги-ческих проблем; определенный набор предписаний.

Педагогика народная – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, герои-ческом эпосе, своде правил поведения, обычаях, обрядах, традициях.

Педагогика реформаторская – педагогика, выступившая в конце в XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками.

Педагогика свободы – педагогика, направленная на разработку средств, помо-гающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации.

 

Педология – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины ХХ вв., пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, био-логические и социологические подходы при обучении и воспитании детей.

Система педагогическая – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогиче-ского влияния на формирование личности с заданными качествами.

Схоластика – господствующее направление в средневековой философии, предста-вители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии.

Тезисы – любое утверждение в споре или изложении какой-либо теории; положе-ния, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведе-ния, документа.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.

Философия воспитания – трактовка сущности воспитания, его принципов и цен-ностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национально-го компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Философия образования – общая теория, рассматривающая образование с пози-ций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокуль-турной гуманитарной практики, функционирующую на принципах сочетания индивиду-ального и социального в образовании, целостности, универсальности и фундаментально-сти, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства на-ционально-государственных и общемировых начал в образовании.

Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общест-ва в определенном типе личности, идеальных требованиях к ее сущности, индивидуально-сти, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель ЦО: передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель ЦО: подготовка учащихся к тем видам деятельности, которыми им предстоит заниматься, и к той струк-туре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности. Интенсивная мо-дель – подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к ос-воению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.

Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и учащегося, форми-руемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответст-вии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Ценности социальные – общественно значимые для личности, социальной общ-ности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность че-ловека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей пред-ставления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь и т.д.

Ценностные ориентации – 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Тестовые задания

А. Закрытая форма (найти один правильный ответ).
1. В школах Древнего Востока обучались только:
а) мальчики,
б) девочки,
в) мальчики и девочки совместно,
г) мальчики и девочки раздельно.

2. Наиболее легкой для усвоения была письменность в:
а) Древнем Египте,
б) Индии,
в) Китае,
г) Месопотамии.

3. В Месопотамии писали на:
а) бересте,
б) бумаге,
в) глиняных табличках,
г) папирусе.

4. В древности индийские дети проходили период ученичества в:
а) доме учителя,
б) собственном доме,
в) монастыре,
г) школе.

5. В число "шести искусств", которым в древности обучали китайцев, не входила:
а) музыка,
б) литература,
в) стрельба из лука,
г) этика.

6. В Афинах в период Античности дети обучались последовательно у:
а) кифариста, педотриба, грамматиста,
б) грамматиста, педотриба, кифариста,
в) грамматиста, кифариста, педотриба,
г) педотриба, кифариста, грамматиста.

7. Эфебия - это:
а) ходьба зимой босиком,
б) охота на сбежавших рабов,
в) избиение розгами перед алтарем Артемиды,
г) завершающий этап спартанского воспитания.

8. "Отцом римской образованности" называют:
а) Квинтилиана,
б) Марка ТеренцияВаррона,
в) Сенеку,
г) Цицерона.

9). "Майевтикой" свой метод обучения называл:
а) Аристототель,
б) Демокрит,
в) Платон,
г) Сократ.

10. Произведение "Воспитание оратора" написал:
а) Квинтилиан,
б) Марк ТеренцийВаррон,
в) Орбилий,
г) Цицерон.

11. В Средние века изучали труды античного философа:
а) Аристотеля,
б) Демокрита,
в) Платона,
г) Цицерона.

12.
а) астрономия,
б) история,
в) музыка,
г) риторика.

13.
а) читать и писать,
б) плавать,
в) охотиться,
г) играть в шахматы.

 

14.

а) богословского,
б) медицинского,
в) философского,
г) юридического.

 

15.

а) П.Верджерио,
б) Г.Веронезе,
в) М. де Монтень,
г) В. де Фельтре.

 

16.

а) былинах,
б) народных песнях,
в) сказках,
г) пословицах и поговорках.

 

17.

а) Владимира Мономаха,
б) Кирилла Туровского,
в) Луки Жидяты,
г) Стефана Пермского.

 

18.

а) Даниила Заточника,
б) Л.Ф.Магницкого,
в) Кирика Новгородца,
г) Ярослава Мудрого.

 

19.

а) Владимире,
б) Киеве,
в) Новгороде,
г) Ярославле.

20. Греко-славянское училище в Новгороде основали:
а) Антоний Римлянин,
б) архиепископ Геннадий,
в) братья И. и С. Лихуды,
г) Ярослав Мудрый.


а) Р.Бэкона,
б) Ф.Бэкона,
в) Р.Декарта,
г) Платона.

22. Создателем классно-урочной системы обучения является:
а) И.Ф.Гербарт,
б) Я.А.Коменский,
в) И.Г.Песталоцци,
г) В.Ратке.


а) ассоциация, метод, система, ясность,
б) ассоциация, ясность, система, метод,
в) метод, ассоциация, система, ясность,
г) ясность, ассоциация, система, метод.


а) дома,
б) в школе,
в) на природе,
г) в специальном закрытом заведении.


а) Дж.Локка,
б) Я.А.Коменского,
в) И.Г.Песталоцци,
г) Ж.Ж.Руссо.


а) М.В.Ломоносовым,
б) Л.Ф.Магницким,
в) Ф.Прокоповичем,
г) В.Н.Татищевым.


а) богословского,
б) медицинского,
в) юридического,
г) философского.


а) 1764 г.,
б) 1786 г.,
в) 1804 г.,
г) после просветительских реформ Петра I.


а) гимназии,
б) лицеи,
в) приходские училища,
г) уездные училища.

30.Статью "Вопросы жизни" написал:
а) А.И.Герцен,
б) Н.И.Пирогов,
в) Л.Н.Толстой,
г) К.Д.Ушинский.


а) взаимосвязи педагогической теории и практики,
б) народности,
в) совместного воспитания,
г) трудового воспитания.


а) педагогическую,
б) психологическую,
в) физиологическую,
г) философскую.

33.Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье:
а) "О камеральном образовании",
б) "О народности в общественном воспитании",
в) "О пользе педагогической литературы",
г) "Родное слово".


а) автодидактизма,
б) единства обучения и воспитания,
в) научности,
г) свободы.


а) литературу нравственного содержания,
б) личный пример педагога,
в) нравственные наставления,
г) поощрение и наказание.


а) Дж.Дьюи,
б) М.Монтессори,
в) А.Нейлла,
г) Р.Штайнера.


а) изучения родного языка,
б) изучения математики,
в) развития речи,
г) упражнения внешних чувств.


а) изучение основных предметов "эпохами",
б) преподавание эвритмии,
в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах,
г) отсутствие директора.


а) обязаны были посещать все уроки,
б) обязаны были посещать уроки по основным предметам,
в) обязаны были посещать уроки по своему выбору,
г) могли вообще никогда не посещать уроки.

40. Книга "Век ребенка" (1900 г.), ставшая своеобразным манифестом свободного воспитания, принадлежит перу:
а) Ф.Гансберга,
б) Э.Кей,
в) М.Монтессори,
г) Л.Н.Толстого.


а) воспитывать и обучать детей,
б) заниматься только воспитанием,
в) заниматься только обучением тому, что интересует детей,
г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения.


а) К.Н.Вентцель,
б) И.И.Горбунов-Посадов,
в) А.У.Зеленко,
г) С.Т.Шацкий.


а) В.М.Бехтеревым,
б) П.П.Блонским,
в) Л.С.Выготским,
г) П.Ф.Лесгафтом.

44. С.Т.Шацкий разработал модель:
а) сельской трудовой школы,
б) школы-фабрики,
в) политехнической школы,
г) профессионального технического училища.


а) колонией "Бодрая жизнь",
б) колонией имени М.Горького,
в) коммуной имени Ф.Э.Дзержинского,
г) школой имени Ф.М.Достоевского.


а) Ш.А.Амоношвили,
б) И.П.Волков,
в) И.П.Иванов,
г) В.Ф.Шаталов.


а) идея самоанализа своей иколлективной деятельности,
б) идея тесного взаимодействия с родителями,
в) идея усредненного подхода в обучении,
г) идея учения без принуждения.


а) в концепции АПН (1988 г.),
б) в концепции ВНИК "Школа" (1988 г.),
в) в школьной реформе 1984 г.,
г) в советских учебниках по педагогике периода перестройки.


а) 1984 г.,
б) 1988 г.,
в) 1991 г.,
г) 1992 г.

50. Согласно закону РФ "Об образовании", общее руководство школой осуществляет:
а) администрация школы,
б) директор школы,
в) совет школы,
г) учредитель.


Б. Открытая форма (вставить пропущенное слово).
1. В первобытном обществе переход в категорию взрослых сопровож-дался обрядом … (инициациями).
2. Этические и педагогические взгляды Конфуция содержатся в книгах "…" и "Лунь юй".
3. Ученик в Древнем Риме должен был испить (сколько?) … "чаши муз".
4. В идеальном государстве Платона предполагалось воспитывать воинов, государственных чиновников и … (правителей).
5. В средневековых школах и университетах Западной Европы обучение велось на … языке.
6. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения были против средневековой... и выступали за сознательное усвоение знаний.
7. Сильное влияние на древнерусское образование и культуру оказывала... империя.
8. В Древней Руси обучение велось на... языке.
9. По мнению И.Г.Песталоцци, в ребенке нужно развивать ум,... и сердце.
10. А.Дистервег создал теорию... обучения.
11. Н.И.Пирогов отдавал предпочтение … образованию перед реальным.

 


20. Руководителем ВНИК "Школа" был …

Ответы

Тестовые задания А Б
Номер вопроса 1 2 3 4 5 1 2
Правильный ответ а б в а б посвящения Ли цзи
Номер вопроса 6 7 8 9 10 3 4
Правильный ответ в г б г а три философов
Номер вопроса 11 12 13 14 15 5 6
Правильный ответ а б а в г латинском схоластики
Номер вопроса 16 17 18 19 20 7 8
Правильный ответ в вв б в Византийская славянском
Номер вопроса 21 22 23 24 25 9 10
Правильный ответ б б г а г руку развивающего
Номер вопроса 26 27 28 29 30 11 12
Правильный ответ г а б бб классическому земские
Номер вопроса 31 32 33 34 35 13 14
Правильный ответ б а в б б шутку Детский
Номер вопроса 36 37 38 39 40 15 16
Правильный ответ а б в г б труд Ж.Итара
Номер вопроса 41 42 43 44 45 17 18
Правильный ответ в а аа г Флаги Свободное
Номер вопроса 46 47 48 49 50 19 20
Правильный ответ в в б г в В.Ф.Шаталов Э.Д.Днепров

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.