КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к экзамену. 1. История педагогики как наука
1. История педагогики как наука.
2. Особенности воспитания в первобытном обществе.
3. Воспитание и образование в Античном мире и Римском государстве.
4. Педагогические идеи эпохи Возрождения.
5. Педагогическая система Я.А. Коменского.
6. Педагогическая концепция Д. Локка.
7. Основы педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.
8. Педагогическая мысль Древней Руси.
9. Петровские реформы в области образования.
10. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.И. Бецкого.
11. Педагогические взгляды А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.
12. Основные этапы педагогической деятельности и педагогическаяконцеп-ция И.Г. Песталоцци.
13. Теория первоначального воспитания В.Ф. Одоевского.
14. Педагогическая теория и деятельность Ф. Фребеля.
15. Педагогическая деятельность и взгляды Р. Оуэна.
16. Педагогическая система М. Монтессори.
17. Зарубежная реформаторская педагогика конца ХIХ – начала ХХ вв.
18. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
19. Педагогическая деятельность и концепция Л.Н. Толстого.
20. Деятели дошкольной педагогики России второй половины XIX в. Е.Н. Во-довозова, А.С. Симонович, Е.Н. Конради.
21. Педагогические идеи П.Ф. Каптерева.
22. Педагогическая деятельность и взгляды К.Н. Вентцеля.
23. Педагогическая деятельность и взгляды П.Ф. Лесгафта.
24. Педагогические идеи и деятельность Л.К. Шлегер.
25. Педагогические идеи и деятельность Е.И. Тихеевой.
26. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.
27. Деятельность первых Всероссийских съездов по дошкольномувоспита-нию.
28. Педагогическая деятельность и взгляды В.А. Сухомлинского.
29. Организация системы государственного дошкольного образования после Октябрьской революции 1917 г.
30. Дошкольное воспитание в советский период.
31. Гуманистическая педагогика Ш.А. Амонашвили.
32. Педагогическая теория А.С. Макаренко.
33. Педагогические идеи Н.К. Крупской.
34. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Ниже-городской области.
35. Педагогическая мысль Российского Зарубежья (1920-1930-е гг.).
36. Современная концепция воспитания и образования детей дошкольного возраста (1989). КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Оценка отлично - Знание учебного материала на основе программы и углубленные све-дения по одной из проблем за пределами программы; - Логическое, последовательное изложение вопроса с опорой на разно-образные источники; - Определение своей позиции в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме; - Выявление прогностической значимости исторического опыта и воз-можности его использования для решения современных теоретических и практических педагогических проблем. Оценка хорошо - Знание учебного материала в пределах программы; - Раскрытие различных подходов к рассматриваемой проблеме; - Опора при построении ответа на обязательную литературу;
- Включение соответствующих примеров из педагогической практики, а также из художественной и публицистической литературы для иллюстра-ции ответа. Оценка удовлетворительно - Знание учебного материала в пределах программы на основе пред-ставления одного из научных подходов к рассматриваемой проблеме; - Отсутствие собственной критической оценки возможности использо-вания исторического наследия для решения современных педагогических проблем; - Опора при ответе только на обязательную литературу, отсутствие зна-ний первоисточников. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отра-жающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодей-ствию и общению, проявляющаяся во властности, склонности к использованию недемо-кратических методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, ука-заний, наказаний.
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нрав-ственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе историческо-го развития. Методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспита-ния и обучения, педагогической деятельности и образования. Антропологизм – научная концепция (система взглядов), рассматривающая чело-века как высшее и совершеннейшее произведение природы. Человек выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций которой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук. Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволя-ет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы че-ловека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальнымприложе-нием к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский). Антрополого-гуманистический принцип – организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности. Взгляды – знания о каком-либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выра-женным отношением личности к этим явлениям, предметам. Гуманизация воспитания и обучения – реализация в процессе построения отно-шений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношений к человеческой личности как высшей ценности в мире.
Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение в образовательном процессе свободного и все-стороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.
Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безгра-ничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Гуманистический идеал человека – возникшее в античной Греции, неоднократно возрождавшееся в общественном сознании представление о совершенном человеке как всестороннее образованном и развитом, осознающим свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Идеологизация – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Идея – мысль, получившая концептуальное оформление. Инициация – комплекс действий, сопровождающих смену социального статуса человека. Инновация педагогическая – 1) целенаправленное изменение, вносящее в обра-зовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики от-дельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 2) процесс ос-воения новшества; 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образователь-ный процесс и творческое переосмысление. Концепции образования – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определен-ный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ. Концепция – совокупность представлений о целях и задачах деятельности, состоя-нии предмета, системы. Личностный подход – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирую-щихсамостановление, самоутверждение, самореализацию.
Методология – путь исследования, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология педагогики – исходящая из всеобщей методологии науки и изуче-ния тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педа-гогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и ме-тодах их исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспита-ния, обучения, образования. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место че-ловека в нем. На отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и дея-тельности. Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), по образ-цу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. Это совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе раз-вития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца при решении педагоги-ческих проблем; определенный набор предписаний. Педагогика народная – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, герои-ческом эпосе, своде правил поведения, обычаях, обрядах, традициях. Педагогика реформаторская – педагогика, выступившая в конце в XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узкими регламентированными рамками. Педагогика свободы – педагогика, направленная на разработку средств, помо-гающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации.
Педология – течение в педагогике и психологии конца XIX – середины ХХ вв., пытающееся обобщенно использовать психологические, анатомо-физиологические, био-логические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. Система педагогическая – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогиче-ского влияния на формирование личности с заданными качествами. Схоластика – господствующее направление в средневековой философии, предста-вители которого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Тезисы – любое утверждение в споре или изложении какой-либо теории; положе-ния, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведе-ния, документа. Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Философия воспитания – трактовка сущности воспитания, его принципов и цен-ностей как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национально-го компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей. Философия образования – общая теория, рассматривающая образование с пози-ций аксиологии, онтологии, гносеологии, антропологии как особую область социокуль-турной гуманитарной практики, функционирующую на принципах сочетания индивиду-ального и социального в образовании, целостности, универсальности и фундаментально-сти, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства на-ционально-государственных и общемировых начал в образовании. Цель воспитания – теоретическое обобщение и выражение потребностей общест-ва в определенном типе личности, идеальных требованиях к ее сущности, индивидуально-сти, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Экстенсивная модель ЦО: передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащемуся в самоопределении на этом культурном базисе. Продуктивная модель ЦО: подготовка учащихся к тем видам деятельности, которыми им предстоит заниматься, и к той струк-туре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности. Интенсивная мо-дель – подготовка учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к ос-воению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций. Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и учащегося, форми-руемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответст-вии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Ценности социальные – общественно значимые для личности, социальной общ-ности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность че-ловека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей пред-ставления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь и т.д. Ценностные ориентации – 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Тестовые задания 2. Наиболее легкой для усвоения была письменность в: 3. В Месопотамии писали на: 4. В древности индийские дети проходили период ученичества в: 5. В число "шести искусств", которым в древности обучали китайцев, не входила: 6. В Афинах в период Античности дети обучались последовательно у: 7. Эфебия - это: 8. "Отцом римской образованности" называют: 9). "Майевтикой" свой метод обучения называл: 10. Произведение "Воспитание оратора" написал: 11. В Средние века изучали труды античного философа: 12. 13.
14. а) богословского,
15. а) П.Верджерио,
16. а) былинах,
17. а) Владимира Мономаха,
18. а) Даниила Заточника,
19. а) Владимире, 20. Греко-славянское училище в Новгороде основали:
22. Создателем классно-урочной системы обучения является:
30.Статью "Вопросы жизни" написал:
33.Проблему о педагогике как науке и как искусстве К.Д.Ушинский рассматривает в статье:
40. Книга "Век ребенка" (1900 г.), ставшая своеобразным манифестом свободного воспитания, принадлежит перу:
44. С.Т.Шацкий разработал модель:
50. Согласно закону РФ "Об образовании", общее руководство школой осуществляет:
Ответы
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |