КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации. Готовясь к занятию, необходимо особое внимание обратить на первоисточники
Готовясь к занятию, необходимо особое внимание обратить на первоисточники. Здесь важно раскрыть и показать, что К.Д. Ушинский создал стройную, целостную педагогическую систему. Следует сделать выписки из статей К.Д. Ушинского, указанных в списке рекомендованной литературы, которые вам помогут «выстроить» ведущие идеи в схему и найти связи между такими явлениями, как народность, общественное воспитание, образованность и труд. Читая статью «О народности в общественном воспитании», обратите внимание на то, что в интерпретации К.Д. Ушинского эта идея отражает просветительские, образовательные устремления самого народа. Педагог-демократ справедливо утверждал, что русское воспитание должно быть самобытным, народным. Почвой, в которой коренится народность, по мнению К.Д. Ушинского, является характер человека. Воспитание и обращается прежде всего к этому характеру. У каждого народа кроется «своё особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа». Ответьте на следующие вопросы: 1. Что составляет основу народности? 2. Как можно пользоваться педагогическим опытом другого народа? 3. Что можно заимствовать, а что нельзя? 4. Какую роль играет родной язык в обеспечении народности? 5. Что К.Д. Ушинский считал основными чертами русского народа? Анализируя статью «О пользе педагогической литературы», ответьте на следующие вопросы: 1. Когда и в связи с чем была написана эта статья? 2. Какие вопросы освещены в статье? Составьте подробный план статьи. 3. Как К.Д. Ушинский «разводит и соединяет педагогику как науку и педагогику как искусство»? При этом обратите внимание и приведите соответствующие выписки из статьи по поводу того, как К.Д.Ушинский отстаивал педагогическую науку, её права гражданства среди других наук. 4. С чем сравнивает К.Д. Ушинский «одну педагогическую науку без теории»? При чтении статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» сделайте выписки-ответы на следующие вопросы: 1. В чём состоит воспитательное значение труда? 2. Что значит «труд – не забава, ученье – труд»? Как аргументирует эти вопросы К.Д. Ушинский? 3. В чём заключается нравственная сила труда? Обратите внимание на слова К.Д. Ушинского «Труд – есть единственное доступное человеку на земле и единственное его счастье…». «Если человек не трудится, то перед ним только две дороги гибельные: 1) апатия, скука; 2) дорога самоуничтожения от детских прихотей или скотских наслаждений». 4. Что значит «свободный творческий труд», по мнению К.Д. Ушинского? В дидактической системе К. Д. Ушинского важно вычленить главное – зависимость психологических, дидактических и методических основ обучения в каждом звене учебного процесса от выдвижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения, отбора содержания, методов, форм, условий успеваемости. К.Д. Ушинский внёс большой вклад в развитие дидактики, и потому важно раскрыть системность дидактической теории К.Д. Ушинского, её целостность, связи между воспитанием, образованием и развитием. Объясните её значение для современной школы. При подготовке второго вопроса данного семинара обратите внимание на основные периоды педагогической деятельности П.Ф. Каптерева, черты его педагогической теории. Ознакомившись с работами П.Ф. Каптерева, докажите, что он продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. Проанализируйте его утверждение о том, что педагогический процесс - это «один поток развития личности», состоящий из саморазвития и самоусовершенствования. Готовясь к третьему вопросу, выделите особенности педагогической концепции С.И. Гессена. Обратите внимание на утверждение С.И. Гессена: философия – основа педагогического знания. Выскажите своё отношение к этому. Рассмотрев идеал свободного воспитания в лице Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, С.И. Гессен сделал более глубокий анализ понятий принуждения и свободы, стремясь обнаружить их внутреннее единство. Он выдвинул такие важные идеи как: 1) развитие у детей целеполагания («чтобы цели урока, хотя они и предписываются ученику учителем, были всегда таковыми, как будто ученик их сам себе поставил»); 2) вариативность содержания образования, отсутствие необходимости его жёсткой регламентации. Проанализируйте эти идеи. Обратитесь к работе С.И. Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» и проследите генезис его взглядов на сущность личностной свободы. По второму и третьему вопросам данного семинарского занятия отдельные студенты готовят сообщения и доклады. Примерные темы доклада (реферата): «Идея свободного воспитания в истории педагогической мысли: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.И. Гессен»; «Педагогическая теория С.И. Гессена».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |