Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление образовательными системами




ТЕМА 9.1. Основы общей теории управления.

Сущность и содержание понятия управления образованием.

Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Общие принципы управления образовательными системами.

Научные подходы к управлению развитием педагогической системы.

Системный подход – методологическая основа управления образовательным учреждением. Школа как социально-педагогическая система.

Стратегия адаптации образовательного учреждения в изменяющейся среде.

ТЕМА 9. 2. Общая характеристика управления образованием в России.

Образование как социокультурный феномен. Образование в России как система. Взаимодействие социальных институтов в управлении образованием. Принципы государственной политики в области образования. Органы управления образованием. Управление образовательными системами: комплексная дидактическая цель, характеристика управленческой деятельности, управление образовательным процессом, рвазвитием воспитательной системы, учением как самоуправляемой системой, управление качеством. Принципы, содержание, функции, параметры, критерии, показатели оценки эффективности качества образования на региональном и муниципальном уровнях.

ТЕМА 9. 3. Внутришкольное управление как система.

Образовательный процесс как система. Функции внутришкольного управления. Программа развития школы как модели системного решения проблемы. Поиск, изучение и оценка возможностей решения проблем школы. Организация проектирования педагогической системы школы и типичные ошибки проектирования. Управление качеством образовательного процесса: функции, организационная структура и механизм, выбор стратегии. Специфика управления качеством образования в образовательных учреждениях разных видов. Особенности корректной оценки работы учителя и школы по показателям качества образования. Управленческая культура руководителя школы. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

ТЕМА 9.4. Инновационные процессы в образовании.

Современная модернизация образования и ее возможные результаты. Основные идеи развития образования и условия их реализации. Школьные системы на современном этапе. Управление нововведениями в школе как педагогической системе. Понятия педагогической и инновационной систем школы. Организация управления нововведениями: мотивация участников, выбор стиля, преодоление сопротивления нововведениям, управление конфликтами.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Педагогика. /Под ред Л.П. Крившенко: Уч.пос. – М.: ТК Велби, - 432с.

2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Уч. пос.. – М.:ВЛАДОС, 2002

Дополнительная:

1. Единый государственный экзамен. Сб. норм. документов. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Закон РФ «Об образовании».—М.: Астрель, 2003.

3. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М.АРКТИ, 2003.

4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Пед. обшество России, 2003.

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития.. – М.:Эгвес, 2000.

6. Педагогика./ Под ред. Крившенко Л.П. – М.: Велби, 2004.

7. Плаксий С.И. Качество высшего образования.—М, 2003

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.. Общая педагогика.Ч.2.—М.: Владос, 2002

9. Фриш Г.Л. Новый правовой справочник педагогического работника общеобразовательной школы. – М.: Перспектива, 2002.

Нормативно-правовое обеспечение образования

Тема 10.1 .Законодательство, регулирующее отношения в области образования.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Конвенция «О правах ребенка», 1988г.. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации: Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Трудовое законодательство о правах и обязанностях педагогических работников. Трудовой договор. Расторжение трудового договора. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Профессиональные союзы педагогических работников.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Закон «Об образовании», 1992г..

Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Закон «О вузовском и послевузовском образовании», 1996г.

Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования: права граждан на образование.

Тема10. 2. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.

Болонский процесс: проблемы и пути их решения. Идея единого образовательного пространства. Концепция модернизации образования РФ. Доступность, качество и эффективность как основные принципы модернизации отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Педагогика. /Под ред Л.П. Крившенко: Уч.пос. – М.: ТК Велби, - 432с.

Дополнительная:

1. Единый государственный экзамен. Сб. норм. документов. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Закон РФ «Об образовании», 1992г.—М.: Астрель, 2003.

3. Закон «О высшем и послевузовском образовании», 1996г. – М., 1998.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – М., 2003

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – М., 2003

6. Основные направления социально-экономической политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. – М., 2000

7. Фриш Г.Л. Новый правовой справочник педагогического работника общеобразовательной школы. – М.: Перспектива, 2002.

3.4Тематический план лекционного и семинарского курса

«Основы специальной педагогики и психологии»

Тема 1. Основные категории специальной педагогики. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие детей с особыми образовательными потребностями как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. Специальная дошкольная педагогика. Формы коррекционо-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Тема 2. Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта как предмет олигофренопедагогики.

Историко-педагогический аспект проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Зарубежная образовательная практика и отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью. Интеграционное обучение детей с умственной отсталостью в общеобразовательной школе.

Тема 3. Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.

Система коррекционно-развивающего обучения. Организационные формы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР: классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др.. Особенности работы в классе коррекции: формы и виды помощи учащимся.

Тема 4. Социальная адаптация и профессиональное образование лиц с нарушениями слуха и зрения.

Особенности образования детей с нарушениями зрения и слуха. Нормативы и качественные характеристики выполняемых движений на уроках физической культуры. Трудовое обучение, профориентация лиц с нарушением слуха и зрения.

Тема 5. Психолого-педагогическая поддержка и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения

Принцип комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологических и педагогических методов в психолого-педагогической поддержке и профилактической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Приемы психотерапии при

психолого-педагогической поддержке детей, имеющих речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика как путь профилактики нарушений речи.

Тема 6. Коррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система специализированных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Формирование представлений об окружающем мире, навыков самообслуживания, коммуникативных навыков в дошкольном возрасте. Роль трудовой деятельности, творческой реабилитации в социальной адаптации детей с ДЦП.

Тема 7. Психолого-педагогические основы развития и образования детей со сложным дефектом.

Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

Тема 8. Особенности педагогической работы с девиантными подростками.

Социальные и психологические причины девиантного поведения детей. Проблемы семьи как причина девиантного поведения детей. Профилактика алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте. Специфика воспитательной работы с девиантными детьми.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб:Питер, 2005.

Дополнительная:

1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М., 1995.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 1999

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1999.

4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск, 1988

5. Корреционная педагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999

6. Психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина.—М., 2002

7. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алгоколозма. – М., 1988.

8. Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.