Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О методике занятий при некоторых расстройствах голоса 11




Дыхание

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое «речевое дыхание». Оно, как известно, харак­теризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются с упорядочения дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох
тоже через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому тренируется то и дру­гое. Мы не настаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох — небольшая задержка (1—2с) — выдох.

3. Вдох через нос — задержка (1—2с) — выдох через рот
(слегка приоткрытый).

4. Комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.

5. Комбинированный вдох — задержка, выдох через рот
(слегка приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох уд­линяется. Например, на «раз» — вдох, на «раз-два» — за­держка, на «раз-два-три» выдох и-т. д. Вариаций здесь мно­го. Счет ведет логопед.

Одновременно с дыхательными упражнениями начинает­ся подготовка к артикуляционным упражнениям.

1. Укрепляются губы на п. (добиваться крепости взрыва).

2. Укрепляется кончик языка на m (добиваться крепости
удара).

3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать рез­
кого звука).

4. Последовательные движения губ, кончика языка и кор­
ня языка на сочетаниях птк... птк...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х сна­чала отдельно на каждый звук, потом в объединенных в сло­ги. Здесь возможны различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак);

2) слоги с проторными (фас, фаш, фах);

3) слоги смешанные (паф, фап, cam).



Ф.А. Ивановская


Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четы­ре и больше. Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдо­хе пап-пап; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т. д. Гласные бе­рутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в четком произне­сении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепо­те слов, фраз, поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кит, ток, пакт, паук, кушак, факт и т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота ко­пыт пыль по полю летит и т. д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, поло­женной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдо­хом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н, м.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые упражнения:


пыв

 

1. Ав ов у в ыв,        
2. Аз   уз ыз,        
3. Аж ож уж и т. д.      
4. Пав паз паж пал пар пан пам
пов пув поз пуз пож пуж пол пул пор пур пон пун пом пум

пыз пыж пыл пыр пын пым.

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудно­го звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артику­ляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных при­бавляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совмест­ные упражнения в усилении и ослаблении:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.