Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. И. Мартынова. дополнительные моменты со стороны дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем, что говорит о вовлечении в про­цесс системы блуждающего нерва





дополнительные моменты со стороны дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем, что говорит о вовлечении в про­цесс системы блуждающего нерва.

5. У большинства обследованных отмечено неустойчивое
внимание, быстрая отвлекаемость и истощаемость.

6. Наблюдалось более частое расстройство сна с наличи­
ем ночных страхов и сновидений.

7. Гигиенические навыки вырабатывались с трудом из-за
моторных нарушений (неловкие движения), слюнотечения,
поперхивания.

8. Детям-дизартрикам нужны длительные систематичес­
кие занятия с логопедом и медицинские мероприятия (мас­
саж, лечебная физкультура, медикаментозные средства,
электропроцедуры и пр.).

9. Прогноз зависит от степени и формы основного заболе­
вания, от длительности и систематичности занятий. В сред­
нем он значительно менее благоприятен, чем при дислали-
ях. <...>

Современная логопедия подробно изучает структуру раз­личных форм фонетических дефектов и определяет более целенаправленные, дифференцированные методы медико-педагогического воздействия.

Мартынова Р.И. О психолого-педагогических осо­бенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидев­ского. — М., 1967 — С. 98—99; 109—110.


А.Г. Шембель

Механические дислалии

Среди нарушений экспрессивной стороны речи встреча­ются фонетические расстройства, обусловленные анатоми­ческими особенностями строения ротовой и носовой полос­тей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть ме­ханическими, или органическими, дислалиями. Понятие «механическая», или «органическая», дислалия позволяет дифференцировать указанный вид речевой патологии с фун­кциональной дислалией, что является существенным момен­том в диагностике, выборе методов и определении эффектив­ности устранения данного дефекта речи.

Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в стро­ении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален и др.)- В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречи­вых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произ­ношении всевозможных звуковых сочетаний.

В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описа­ние косноязычия, связанного с неправильным строением артикуляци­онных органов. Обобщая данные литературы и занимаясь изучением речевой патологии, В. Олтушевский дает классификацию речевых на­рушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произноше­ния, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными из­менениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями. Дефекты речи, возникшие за счет ана­томических изменений нёба, носовых ходов и носо-горловой области, т- е. ринолалию, В. Олтушевский рассматривает как одну из разновид­ностей механической дислалии. Вопросами нарушений речи занимались и педагоги. В их трудах содержится описание расстройств звукопроиз-ношения, причин, их вызывающих, и даются рекомендации по их уст­ранению.

В советский период интерес к вопросам логопедии усиливается. По­является большое количество работ по расстройствам речи, среди кото­рых имеются исследования, посвященные механическим дислалиям и их преодолению.

Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведе­ны в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал доволь­но полно изложен в работе М.Е. Хватцева.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.