КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р. И. Мартынова
Р.И. Мартынова О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков Дифференцированное изучение дислалий и дизартрии показывает различие между этими дефектами не только в медицинском плане. Проведенное исследование показало определенное различие между этими речевыми дефектами и в психолого-педагогическом отношении. В процессе исследования было установлено, что дислалий (за исключением механической) связаны с функциональными расстройствами в речедвигательном анализаторе. Они возникают главным образом у детей ослабленных, перенесших инфекции в раннем детском возрасте. Дизартрии связаны с поражением центральной нервной системы. Возникают они после перенесенных мозговых заболеваний — энцефалитов, травм и др. В неврологическом статусе у детей-дислаликов, в большинстве случаев, органических поражений центральной нервной системы мы не отмечали. При дизартриях (за исключением стертых форм) заметно выступает неврологическая симптоматика. Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при тщательном обследовании обнаруживаются неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалий речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных звуков или групп, то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т. д. Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, а иногда и смазанной речью, на первый взгляд как бы имеют тождественные дефекты. Однако более глубокое изучение позволило выделить сРеди этих детей две группы (дизартрии и дислалий), имеющие совершенно различную природу речевого дефекта. Изучением различных форм речи занимались многие авторы: А. Куссмауль, проф. Гутцман, Фрешельс, СМ. Добра-гаев, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Ю.А. Флоренская, Н.А. Власова, A.M. Смирнова, М.Б. Эйдинова и др. Однако более дифференцированный характер отдельных форм речевых расстройств в медико-педагогическом аспекте все же недостаточно выявлен. Основной задачей настоящего исследования было выяснить специфику психолого-педагогических особенностей этих детей, поскольку у одной группы имеют признаки органического поражения центральной нервной системы, а у другой этого нет. <...> Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера испытуемых детей проводилось в сравнительном плане. Большое внимание уделялось также исследованию речевого статуса. Естественно, изучение отдельных звеньев познавательного процесса носило несколько условный характер, поскольку все процессы высшей нервной деятельности тесно взаимодействуют между собой. При изучении психолого-педагогических особенностей детей-дислаликов и дизартриков мы в значительной степени опирались на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, взяв за основу положение о том, что процессы обучения и воспитания формируются на базе условно-рефлекторной деятельности коры больших полушарий. Сравнивая детей-дислаликов и дизартриков в психологическом отношении, мы отметили ряд специфических и отличительных особенностей, присущих той или иной форме речевых расстройств. Дети-дислалики. 1. Большинство обследованных детей-дислаликов имеет 2. У дислаликов мы не встречали выраженных патологи
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |