КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правотворчество 1 страница
Тема 15 Учебники и учебные пособия 1. Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах и определениях: учеб. пособие / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. - М.: Юристъ, 2005. - 252 с. 2. Васильев, А. В. Теория права и государства: учебник / А. В. Васильев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.-440 с. 3. Головистикова, А. Н. Теория государства и права: учебник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. -590 с. - (Российское юридическое образование). 4. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. - Минск: Амалфея, 2005. — 464 с. 5. Макуев, Р. X. Теория государства и права: учебник / Р. X. Макуев. - М.: Юристъ, 2006. - 572 с. 6. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана,2005.-544с. 7. Теория государства и права: учебник / отв. ред. A. В. Малько. - М.: КноРус, 2006. - 400 с. 8. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. -М.: Юристъ, 2005. - 592 с. 9. Червонюк, В. И. Теория государства и права: учебник / B. И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 704 с. Эта тема связана с характеристикой деятельности по созданию норм права. При этом мы будем говорить о создании норм только позитивного права, поскольку нормы естественного права целенаправленно не создаются, а возникают спонтанно, сами по себе. Рассматривая данную тему, мы выясним, что понимается под правотворчеством и как оно соотносится с правообразованием, на каких принципах основывается эта деятельность, кто может быть ее субъектом, в каких формах она осуществляется и как протекает. Кроме того, в рамках данной темы мы рассмотрим вопросы правотворческой (законодательной) техники, которая является важнейшей разновидностью юридической техники и играет немаловажную роль в подготовке наиболее совершенных нормативных правовых актов. Исходя из сказанного, определим предмет нашего разговора. Его составят следующие вопросы: 1. Понятие и признаки правотворчества. Правотворчество и правообразование; 2. Принципы правотворчества; 3. Формы (виды) правотворчества; 4. Правотворческий процесс и его стадии; 5. Понятие и содержание правотворческой (законодательной)техники. 1. Понятие и признаки правотворчества. Правотворчество и правообразование. Термин «правотворчество» буквально означает не что иное, как процесс творчества, создания права. Поэтому данным термином принято обозначать деятельность, связанную с созданием права, правовых норм. Но можно ли искусственно создать право или же оно возникает само по себе, естественным путем? На этот вопрос представители различных правовых школ отвечают по-разному. Так, например, сторонники естественно-правовых теорий считают, что право не создается теми или иными субъектами, в частности органами государства, а только возводится ими в закон, поскольку право складывается естественным путем, независимо от государства. Сторонники же позитивистских теорий, напротив, исходят из того, что право создается государством, его органами. В отечественной юриспруденции термин «правотворчество» используется давно и, как правило, не вызывает особых вопросов. Вместе с тем в связи с широким распространением в современной отечественной теории государства и права идей естественного права некоторые авторы стали сомневаться в правомерности использования термина «правотворчество» и предлагают заменить его термином «законотворчество», исходя из того, что государство творит не право (право складывается естественным путем), а законы, в которых и должно закрепляться право. Думается, определенный смысл в подобных сомнениях есть. Если признавать право как данность, которая складывается в обществе независимо от государства, то государство, действительно, не может творить право. Оно лишь фиксирует его в своих законах, т. е. в нормативных правовых актах. Но если наряду с естественным правом признавать право позитивное и под правотворчеством понимать создание позитивного права, то всякие сомнения относительно использования термина «правотворчество» оказываются беспочвенными. К тому же термин «правотворчество» достаточно прочно вошел в научный оборот и вряд ли от него нужно отказываться. Итак, исходя из того, что наряду с естественным правом существует также право позитивное, под правотворчеством мы будем понимать деятельность по созданию позитивного права, т. е. норм, которые устанавливаются или санкционируются государством. Но только ли установление и санкционирование правовых норм охватывается понятием «правотворчество»? В отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, многими авторами отмечается, что правотворчество — это деятельность не только по установлению (принятию) правовых норм, но также их изменению и отмене. То есть под правотворчеством совершенно обоснованно понимается деятельность как по установлению новых, так и по изменению и отмене уже действующих норм права. Кроме того, к правотворчеству, по справедливому замечанию отдельных исследователей, следует отнести также деятельность по санкционированию неправовых норм (например, обычаев или корпоративных норм). В ряде учебников по теории государства и права правотворчество определяется как деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов1. Думается, что подобное определение сужает содержание правотворчества, поскольку ограничивает его созданием лишь одного вида источников права — нормативного правового акта. Между тем к правотворчеству следует относить создание и других источников права (санкционированного обычая, юридического прецедента, нормативного договора и т. д.), поскольку устанавливаемые государством нормы позитивного права закрепляются и приобретают внешнее выражение не только в нормативных правовых актах, но и в других источниках права. С учетом сказанного правотворчество можно определить как осуществляемую управо-моченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в качестве правовых. Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки правотворчества. Во-первых, правотворчество представляет собой определенную деятельность. Это интеллектуально-мыслительная деятельность, которая связана с созданием правовых норм и организацией правового регулирования соответствующих общественных отношений. Она носит творческий, организующий характер и относится к производству таких духовных ценностей, как право. Поскольку правотворчество является определенной деятельностью, его очень часто именуют правотворческой деятельностью. Во-вторых, правотворчество - это государственная деятельность, одна из ее форм. Правотворчество выступает важнейшим средством государственного управления обществом и является прерогативой, т. е. исключительным правом, государст- 1 См., например: Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 253. ва. В сущности, лишь государство в лице своих органов может создавать нормы позитивного права, хотя в отдельных случаях такую возможность оно предоставляет и некоторым другим субъектам (например, негосударственным организациям). В-третьих, это деятельность, связанная с возведением государственной воли в закон, в общеобязательные правила поведения (нормы права). Через правотворчество государство претворяет свою волю в жизнь, определяя, какие общественные отношения и как должны регулироваться с помощью норм права. Иначе данный признак интерпретируется сторонниками теории естественного права. Они считают, что с помощью правотворчества в закон возводится не государственная воля, а право. Думается, что подобный подход несколько идеализирует правотворческую деятельность. Конечно, возводимая в закон государственная воля не должна быть выражением волюнтаристского произвола государства (хотя от этого не застрахован никто даже в демократическом государстве). Государство, создавая право, в принципе, должно исходить из объективных потребностей общественного развития, учитывать интересы населения, опираться на сложившееся в обществе естественное право. Как отмечал К. Маркс, «законодатель... должен смотреть на себя как на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений. Мы должны были бы бросить упрек законодателю в безграничном произволе, если б он подменил сущность дела своими выдумками»1. Вместе с тем не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться установления, идущие вразрез с интересами общества и не согласующиеся с требованиями естественного права. Тем более что на правотворческую деятельность оказывают влияние самые различные группы давления (лобби), выражающие интересы тех или иных социальных слоев общества. В-четвертых, это деятельность, направленная на создание норм права в целях урегулирования, упорядочения соответствующих общественных отношений. Создание норм права, как 1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 162. известно, не является самоцелью. Право создается не для украшения государственного фасада, а для регулирования общественных отношений и утверждения в обществе определенного порядка. Это является основной целью и предназначением правотворчества. Вместе с тем правотворческая деятельность преследует и некоторые другие цели. Например, совершенствование действующего законодательства и в целом системы права. В-пятых, это деятельность, связанная как с установлением, изменением и отменой норм права, так и с санкционированием неправовых норм в качестве правовых. Творить - значит создавать что-то новое. Поэтому правотворчество связано, прежде всего, с разработкой и установлением новых норм права. Но, как уже было отмечено, понятием «правотворчество» охватывается также деятельность, связанная с изменением и отменой действующих правовых норм. Практика реализации правовых норм, а также изменения, происходящие в общественной жизни, нередко требуют внесения соответствующих изменений в действующие нормы права, а нормы, переставшие быть эффективными или утратившие свою актуальность, подлежат отмене. Изменение и отмена правовых норм, как и их установление, осуществляется правотворческими органами. В содержание правотворческой деятельности наряду с установлением, изменением и отменой норм права входит также санкционирование неправовых норм в качестве правовых, что, к сожалению, не всегда отмечается в литературе. При поверхностном взгляде может показаться, что санкционирование не является правотворчеством, поскольку никаких новых норм в результате санкционирования не создается. Государство просто объявляет уже существующие неправовые нормы правовыми и придает им юридическую силу. Однако следует иметь в виду, что сами по себе неправовые нормы нормами позитивного права не становятся. Таковыми их делает государство, в том числе его правотворческие органы. Поэтому не только установление, изменение и отмена норм права, но и санкционирование неправовых норм в качестве правовых входит в содержание правотворчества. В-шестых, это деятельность, которая осуществляется упра-вомоченными на то субъектами или народом. Правотворчест- во - государственная деятельность, а значит, этой деятельностью не может заниматься кто угодно. Субъектов правотворчества определяет государство. Ими становятся, прежде всего, государственные организации (органы государственной власти, государственные учреждения и государственные предприятия). Причем основными субъектами правотворчества являются высшие органы государственной власти (парламент, президент, правительство). Определяя государственные организации в качестве первостепенных субъектов правотворчества, государство наделяет их соответствующей правотворческой компетенцией, т. е. кругом полномочий по созданию тех или иных норм права. Вследствие этого каждая государственная организация может решать только определенный круг вопросов и принимать по этим вопросам правотворческие акты только определенного вида и определенной юридической силы. Так, согласно ст. 105 Конституции РФ федеральные законы в Российской Федерации, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются Государственной Думой. Государственные организации составляют первую и наиболее важную группу субъектов правотворчества. Но это не единственная группа субъектов правотворчества. В отдельных случаях государство может наделять правотворческими полномочиями и негосударственные организации. Например, для надлежащего решения вопросов местного значения соответствующими правотворческими полномочиями наделяются органы местного самоуправления. Так, в части 1 ст. 132 Конституции РФ говорится: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Более подробно круг вопросов, решаемых теми или иными органами местного самоуправления, определен в гл. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наконец, в качестве субъекта правотворчества может выступить также народ (например, в порядке референдума, принимая тот или иной закон государства). В-седьмых, это деятельность, носящая властный характер. Правотворческая деятельность, какими бы субъектами она не осуществлялась, всегда выступает как проявление их властных полномочий. Особенно наглядно это выражено в том, что принятые правотворческими органами и вступившие в силу акты (например, нормативные правовые акты), должны соблюдаться и исполняться всеми, кто окажется в сфере их действия. В противном случае последуют предусмотренные ими меры государственного принуждения. В-восьмых, это деятельность, которая регламентируется законодательством и протекает в рамках установленных им процедур. Особенно это касается такой формы правотворчества, как законотворчество, т. е. принятие законов. Законы, как уже отмечалось ранее (см. тему 8), принимаются в особом порядке и процесс их принятия детально регламентируется законодательством, включая конституцию страны. Теперь рассмотрим соотношение правотворчества и право-образования, тем более что в отечественной теории государства и права по данному вопросу нет единой точки зрения. В частности, одни считают, что правотворчество и правообразование -это, в принципе, одно и то же. По мнению же других (а этой точки зрения придерживается большинство исследователей) - это не совсем совпадающие понятия. Но что такое правообразование? Обычно под правообразованием понимают весь процесс формирования права (позитивного права), с момента его зарождения и до официального юридического оформления. Этот процесс охватывает не только непосредственную деятельность правотворческих органов по созданию норм права, но и возникновение (зарождение) экономических, политических и других социальных предпосылок, которые обусловливают необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Как представляется, процесс формирования права (правооб-разования) в своем развитии проходит три основных этапа. Первый этап характеризуется возникновением объективной потреб- ности в правовом регулировании каких-то общественных отношений. Это могут быть только что возникшие общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, или отношения, которые прежде правом не регулировались, но в силу опять-таки объективных причин потребовали правового регулирования, или отношения, которые регулировались правом, но опять же объективно потребовали изменения их правового регулирования. На этом этапе, разумеется, никакого позитивного права еще нет. Здесь появляется только потребность в правовом регулировании (или изменении правового регулирования) соответствующих общественных отношений. Второй этап связан с выявлением потребности в правовом регулировании соответствующих общественных отношений и осознанием необходимости такого регулирования. На этом этапе позитивное право тоже еще не появляется, но здесь формируется правосознание - определенные правовые взгляды, идеи относительно того, как и какими правовыми средствами должны быть урегулированы общественные отношения, объективно нуждающиеся в этом. Осознание необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений проявляется как в деятельности самих правотворческих органов, так и в деятельности других субъектов. Так, на формирование правосознания относительно необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений значительное влияние оказывают деятельность политических партий и других общественных объединений, юридическая наука, средства массовой информации, общественное мнение. Наконец, третий, заключительный этап правообразования связан уже с правотворческой деятельностью. После того как наступило осознание потребности в правовом регулировании (или в его изменении) определенных общественных отношений, процесс правообразования переходит в плоскость разработки и принятия соответствующих норм права соответствующими правотворческими органами. Иными словами, заключительный этап правообразования связан с правотворчеством. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем правотворчество. И хотя правотворчество является главным этапом в процессе правообразования, поскольку именно на этом этапе создается право как таковое, тем не менее - это только часть данного процесса. 2. Принципы правотворчества. Принципы правотворчества можно определить как руководящие идеи, начала, на которых должна основываться правотворческая деятельность и которые должны составлять ее основное содержание. В различных государствах действуют самые разные принципы правотворчества, однако многим из них, в частности демократическим государствам, присущи такие принципы, как демократизм, гласность, законность, научность, профессионализм, связь с практикой и оперативность. Демократизм правотворчества проявляется, прежде всего, в участии народа в правотворческой деятельности. Участие народа в правотворчестве может приобретать самые различные формы. Так, народ может быть непосредственным субъектом правотворчества в порядке референдума и участвовать в голосовании за тот или иной законопроект. Правда, возможности использования такой формы крайне ограничены, поскольку референдум - достаточно дорогостоящее мероприятие, и проводится он для принятия только наиболее важных законов (например, конституции). Далее, народ может принимать участие в обсуждении законопроектов и проектов других нормативных актов в средствах массовой информации, трудовых коллективах, общественных объединениях. Кроме того, граждане могут обращаться в правотворческие органы с предложениями, пожеланиями, замечаниями относительно принятия тех или иных нормативно-правовых актов или совершенствования уже действующих. Демократизм правотворчества проявляется также в том, что правотворческие органы, устанавливая нормы права, должны исходить из интересов и потребностей общества. Особенно это относится к высшим представительным (законодательным) органам государственной власти, которые, как известно, принимают законы - нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные нормы права. Гласность правотворчества тесно связана с его демократизмом, в связи с чем некоторые авторы не выделяют ее в каче- стве самостоятельного принципа правотворчества, а рассматривают в составе принципа демократизма. Между тем, будучи тесно связанной с демократизмом, гласность в правотворческой деятельности имеет самостоятельное значение. Этот принцип проявляется в первую очередь в том, что деятельность правотворческих, в особенности законодательных органов, должна освещаться в средствах массовой информации, чтобы население имело представление о принимаемых правотворческими органами законах и других нормативных правовых актах. Другое проявление принципа гласности состоит в том, что принимаемые правотворческими органами нормативно-правовые акты, как правило, подлежат обязательному опубликованию. Так, в части 3 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Кроме того, в каждом государстве действует презумпция знания закона, согласно которой считается, что граждане и другие лица должны знать действующие в стране нормы права, особенно, если возникает вопрос о юридической ответственности. Вследствие этого незнание закона не освобождает от ответственности. Данная презумпция лишний раз подтверждает необходимость опубликования принимаемых правотворческими органами нормативных правовых актов. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, содержащие государственную или военную тайну. Законность правотворческой деятельности тоже имеет несколько аспектов. Во-первых, она проявляется в том, что правотворческие органы должны осуществлять свою деятельность, как правило, в пределах предоставленной им правотворческой компетенции. Исключение составляют случаи так называемого делегированного правотворчества, когда те или иные органы или организации осуществляют правотворческую деятельность в связи с передачей им другими субъектами определенных правотворческих полномочий. Но и в этих случаях действует принцип закон- ности, поскольку такая передача производится на вполне законных основаниях. Во-вторых, согласно принципу законности правотворчество должно осуществляться в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой подготовки, обсуждения, принятия и опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих, а также изменяющих или отменяющих нормы права. В-третьих, нормативные и иные правовые акты должны приниматься в соответствующей, установленной законом форме (закона, указа, договора и т. д.) и с указанием всех необходимых реквизитов. В-четвертых, вновь принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы права, не должны противоречить конституции страны, ее законам, общепризнанным принципам и нормам международного права. Научность как принцип правотворчества проявляется в использовании данных науки и, прежде всего, юридической при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, классификации, - отмечает С. С. Алексеев, - нередко воспринимаются законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной практикой, становятся нормативными обобщениями»1. И хотя на правотворческую деятельность оказывают влияние различные политические и иные силы, а принятие некоторых законов и подзаконных нормативно-правовых актов обусловлено подчас конъюнктурными соображениями, принцип научности должен рассматриваться в качестве одного из ведущих начал современного правотворчества. Вследствие этого вновь принимаемые нормы права в процессе их подготовки должны опираться на данные науки и проходить научную экспертизу. Профессионализм в правотворческой деятельности выражается в том, что подготовкой и созданием нормативных и других правовых актов нормативного характера должны заниматься 1 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 20. квалифицированные специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующей области общественной жизни. Это не значит, что такими специалистами обязательно должны быть юристы, но без участия юристов, в общем-то, не должна обходиться ни одна правотворческая деятельность. Связь правотворчества с практикой. Суть этого принципа состоит главным образом в том, что правотворческая деятельность должна быть жестко привязана к практике, к практическим потребностям общества. Нормы права - это регуляторы общественных отношений, и чем больше они опираются на практику и учитывают практические потребности общества, тем эффективнее они выполняют свое предназначение. Поэтому при создании норм права всегда должна учитываться их практическая обоснованность. Нормы, не опирающиеся на практику, не учитывающие практических потребностей общества, не приносят ожидаемого результата и, как правило, попадают в разряд мертворожденных норм, лишь захламляющих систему права. Принцип связи правотворчества с практикой имеет и другую сторону, которая выражается в так называемой обратной связи. Правотворческие органы в своей деятельности должны не только учитывать практические потребности общества, но и опираться на практику действия и реализации норм права, которая сигнализирует о том, насколько эффективны действующие нормы права и не нуждаются ли они в изменении или отмене. Оперативность правотворчества предполагает своевременное установление новых норм права и внесение соответствующих изменений в действующую систему права. Жизнь, как известно, на месте не стоит, и изменения в системе общественных отношений нередко вызывают необходимость в создании новых норм права, изменении или отмене уже действующих. Правотворческие органы должны своевременно реагировать на подобные изменения и вносить коррективы в действующую систему права. Это позволит повысить эффективность правового регулирования и избежать социальной напряженности в той или иной сфере общественной жизни. Оперативность правотворчества предполагает также своевременное устранение пробелов в действующем законодательстве, поскольку пробельное законода- тельство создает определенные сбои в правовом регулировании и снижает его эффективность. Помимо рассмотренных в литературе называются и некоторые другие принципы правотворчества (гуманизм, справедливость, системность и т. д.). 3. Формы (виды) правотворчества. Вопрос о формах правотворчества не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Различные авторы выделяют самые разные формы правотворчества. При этом нередко не выдерживаются основания классификации, в связи с чем в одном ряду выделяются разнопорядковые, подчас взаимоисключающие формы правотворчества. Между тем формы правотворчества есть не что иное, как определенные разновидности правотворческой деятельности. А это значит, что для выделения тех или иных форм правотворчества нужна классификация, которая может быть проведена по различным основаниям. Как представляется, классификацию правотворческой деятельности и, следовательно, выделение соответствующих форм (видов) правотворчества можно провести по следующим основаниям: в зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права, по субъектам правотворчества, по способу установления правовых норм, исходя из правотворческой компетенции субъектов правотворчества, с учетом юридической силы принимаемых нормативно-правовых актов, с учетом принципа разделения властей, с учетом федеративного устройства государства. Теперь рассмотрим, какие же формы (виды) правотворчества могут быть выделены по названным основаниям. В зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права можно выделить такие формы правотворчества, как принятие нормативных правовых актов, заключение нормативных правовых договоров, создание юридических прецедентов, санкционирование обычаев, признание юридической доктрины. Наиболее распространенной формой современного правотворчества является принятие нормативных правовых актов. Принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных нормативных актов) характерно преимущественно для правотворческих органов тех государств, в которых сформировалась романо-германская правовая система, в том числе и для правотворческих органов Российской Федерации, поскольку в таких государствах основным источником права являются нормативные правовые акты. В то же время данная форма правотворчества имеет известное распространение и в государствах с англосаксонской правовой системой (например, в США). Нормативные правовые акты как источники права принимаются в основном законодательными и исполнительными органами государственной власти, в некоторых случаях - народом (путем референдума). Заключение нормативных правовых договоров тоже относится к числу достаточно распространенных современных форм правотворчества. Нормативные правовые договоры, как уже отмечалось (тема 8), заключаются между государствами (международные договоры), между государственными органами, а также между государственными и негосударственными органами (внутригосударственные договоры публично-правового характера).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |