КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правоприменительный процесс и его стадии
Применение права, в какой бы форме оно не осуществлялось, всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий. В современной отечественной теории государства и права вопрос о том, что представляет собой правоприменительный процесс и какие стадии в своем развитии он проходит, не имеет единообразного решения и является дискуссионным. Не сопоставляя и не анализируя высказанные в литературе по данному вопросу взгляды, считаю, что процесс применения права целесообразнее всего рассматривать с внешней и внутренней стороны, выделяя при этом соответственно процедурные и функциональные стадии1. С внешней стороны процесс применения права представляет собой процесс производства (разбирательства) юридического дела. Этот процесс отражает движение юридического дела и может состоять из принятия целого ряда актов применения права, из которых один будет основным и решать юридическое дело по существу, а остальные вспомогательными и способствовать движению юридического дела. В своем развитии процесс производства юридического дела проходит ряд процедурных стадий, из которых каждая стадия отражает определенный этап в развитии юридического дела. Вопрос о том, какие процедурные стадии в своем развитии проходит процесс производства юридического дела, в теории государства и права изучен слабо. Однако если обобщить процесс производства по отдельным категориям юридических дел (уголовным, гражданским и т. д.), то, как представляется, можно выделить пять основных стадий производства юридического дела: 1) стадию возбуждения юридического дела; 2) стадию подготовки материалов юридического дела; 3) стадию рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения; Как считает А. Ф. Черданцев, можно построить две модели процесса применения права - процессуальную и информационную. Процессуальная модель в схематичном виде отражает последовательность и порядок совершения процессуальных действий и соответствующие этим действиям стадии (это внешняя сторона процесса применения права. - И. П.), информационная же модель показывает, как на основе информации о фактической и юридической стороне применения права получается новая информация в виде правопрменительного решения (это внутренняя сторона процесса применения права. —Н. П.). См. об этом: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 1999. С. 248-249. 4) стадию исполнения принятого по юридическому делу решения; 5) стадию контроля над исполнением принятого по юридическому делу решения. Данные стадии в целом соответствуют стадиям процесса государственного управления, поскольку применение права является управленческой деятельностью. Эти статьи проходит производство любого юридического дела, однако в конкретных правоприменительных процессах при производстве тех или иных юридических дел число процедурных стадий может быть и больше. Например, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как стадия возбуждения уголовного дела, стадия предварительного расследования, стадия окончания предварительного расследования и направления дела в суд, стадия принятия судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия, стадия вынесения приговора и ряд других. С внутренней стороны процесс применения права - это процесс, раскрывающий механизм, логику применения права. Внутренняя сторона процесса применения права показывает, как вообще осуществляется применение права, какие необходимые действия оно в свой состав включает. Эти действия, отражающие механизм применения права, и будут составлять функциональные стадии процесса применения права. Таких стадий, как представляется, можно выделить три: 1) стадию установления фактических обстоятельств юридического дела; 2) стадию юридической оценки фактических обстоятельств дела; 3) стадию принятия правоприменительного решения. Поскольку вопрос о функциональных стадиях правоприменительного процесса изучен в теории государства и права более или менее основательно, кратко остановимся на содержании каждой из этих стадий. Логически процесс применения права начинается с установления фактических обстоятельств юридического дела. Установление фактических обстоятельств дела - это получение информации о том самом конкретном случае, в связи с которым должно состояться применение права. К фактическим обстоятельствам, которые должны быть установлены правоприменительным органом по юридическому делу, относятся не все факты конкретного случая, а лишь факты, имеющие юридическое значение. Это, во-первых, юридические факты, т. е. обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, и, во-вторых, факты, имеющие значение для выработки оптимального решения в пределах применяемой нормы. Юридические факты составляют фактическую основу правоприменительного решения. Их наличие или отсутствие предопределяет решение юридического дела по существу. Другой вид фактов (например, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание по уголовному делу) не влияет на решение юридического дела по существу, но имеет значение для принятия наиболее целесообразного и справедливого решения. По отдельным категориям дел законодательство предусматривает установление еще одного вида фактов - обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений. Установление фактических обстоятельств дела может осуществляться правоприменительным органом как непосредственно, так и путем доказывания. При непосредственном установлении фактических обстоятельств правоприменитель сам, непосредственно воспринимает те или иные обстоятельства юридического дела. Например, контролер непосредственно устанавливает факт безбилетного проезда пассажира в общественном транспорте, инспектор ГИБДД-ГАИ непосредственно устанавливает факт превышения скорости водителем автотранспорта. Вместе с тем непосредственное установление фактических обстоятельств в правоприменительной деятельности - явление достаточно редкое. Как правило, установление фактических обстоятельств юридического дела осуществляется путем доказывания. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления фактических обстоятельств юридического дела (ст. 85 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Иными словами, при доказывании фактические обстоятельства дела устанавливаются при помощи юридических доказательств, которые правоприменитель должен собрать, проверить и оце- нить на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. При этом под юридическими доказательствами законодательство понимает любые сведения (любые фактические данные), которые допущены законом в качестве доказательств и на основе которых правоприменительные органы могут устанавливать фактические обстоятельства юридического дела (ст. 74 УПК РФ, ст. 26.2 КоАП РФ). После того как по юридическому делу установлены все необходимые обстоятельства, процесс применения права логически переходит в следующую стадию - стадию юридической оценки фактических обстоятельств дела (эту стадию нередко называют стадией выбора и анализа правовых норм, подлежащих применению). Стадия юридической оценки - это стадия правовой квалификации фактических обстоятельств юридического дела. Она включает в свой состав целый ряд связанных между собой действий. Это: а) выбор правовой нормы, подлежащей применению к уста б) проверка подлинности и юридического действия данной в) проверка правильности текста, в котором выражена эта г) уяснение смысла данной правовой нормы; д) собственно правовая квалификация. Выбор правовой нормы состоит в ее отыскании в соответствующем источнике права. При наличии нескольких норм, конкурирующих между собой, выбор правовой нормы определяется в соответствии с коллизионными нормами. Так, если конкурируют нормы разной юридической силы, выбору подлежит норма, обладающая более высокой юридической силой. Кроме того, при конкуренции правовых норм не следует забывать об обратной силе и «переживании» закона. Проверка подлинности и юридического действия выбранной правовой нормы состоит в установлении того, обладает ли норма юридической силой, т. е. действует ли она в данный момент времени, на данной территории и распространяется ли на тех лиц, в отношении которых должно состояться решение юри- дического дела. Кроме того, норма права обязательно должна быть проверена на предмет внесения в нее изменений. Проверка правильности текста, в котором выражена выбранная правовая норма, необходима тогда, когда правоприменитель пользуется неофициальным текстом, в котором могут быть допущены опечатки и другие технические погрешности. Чтобы избежать ошибок, правоприменитель имеющийся текст правовой нормы обязательно должен сличить с ее официальным текстом. Уяснение смысла выбранной правовой нормы состоит в ее толковании, в выяснении того, на какие факты, обстоятельства реальной действительности рассчитана эта норма права. Наконец, собственно правовая квалификация состоит в мысленном подведении установленных по делу фактических обстоятельств под найденную, проверенную и истолкованную норму права и определении того, подпадают эти обстоятельства под данную норму или нет. Собственно правовая квалификация венчает собой юридическую оценку фактических обстоятельств дела, является ее квинтэссенцией. Необходимо еще раз подчеркнуть, что установление фактических обстоятельств дела и их юридическая оценка выделяются в самостоятельные стадии лишь теоретически, в связи с чем и рассматриваются как логические стадии правоприменительного процесса. В реальной же действительности установление фактических обстоятельств дела и их юридическая оценка взаимопе-реплетены и находятся в неразрывном единстве. Но, так или иначе, и установление фактических обстоятельств дела и их юридическая оценка предшествуют решению юридического дела, поскольку носят подготовительный характер. Решение юридического дела является заключительной и вместе с тем центральной стадией правоприменительного процесса. Центральной - потому, что в решении юридического дела выражено само применение права, применение права как таковое. Ведь что значит применить право? Это значит, что компетентный орган своим властным актом распространяет предписания соответствующей нормы права на конкретный случай и выносит индивидуально-конкретное правовое предписание, которым определяет поведение участников конкретного общественного отношения, их субъективные права и обязанности. Решение юридического дела - это интеллектуально-волевой, мыслительный процесс, связанный с вынесением и документальным оформлением индивидуально-конкретного правового предписания, которое обобщенно тоже называют решением юридического дела. После того как фактическим обстоятельствам дана правовая квалификация, правоприменительный орган приступает к вынесению решения. При этом окончательной правовой оценке подвергаются все фактические обстоятельства дела и с учетом фактов, имеющих значение для выработки оптимального решения, формулируется индивидуально-конкретное правовое предписание, которое затем документально оформляется и закрепляется в акте применения права. 4. Понятие, структура и виды актов применения права. Требования, предъявляемые к актам применения права. В современной отечественной теории государства и права под актами применения права обычно понимают официальные документы, которые выносятся в процессе применения права. Исходя из этого, акт применения права можно определить как вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально-конкретное правовое предписание. Чтобы охарактеризовать акты применения права полнее, необходимо, прежде всего, рассмотреть их признаки. К последним, как представляется, можно отнести следующие признаки. Во-первых, акты применения права - это определенные официальные документы, которые имеют установленную законом форму. Акты применения права могут приниматься в форме указов, постановлений, распоряжений, приказов, решений, приговоров и т. д. Вместе с тем, как отмечается в литературе, акты применения права иногда могут быть выражены в устной (устный приказ) или конклюдентной (жесты регулировщика дорожного движения) форме. Кроме того, под актами применения права понимают также сами действия правоприменительного органа. Во-вторых, это документы, которые выносятся (принимаются) уполномоченными на то субъектами, именуемыми компетентными органами. Как уже было отмечено, такими субъектами являются преимущественно государственные органы и должностные лица, но не исключаются и другие субъекты (государственные и негосударственные учреждения и предприятия, органы местного самоуправления, общественные организации). В-третьих, это документы, которые выносятся в процессе применения права в установленном законом порядке и при соблюдении всех процессуальных требований. В-четвертых, это документы, содержащие индивидуально-конкретные правовые предписания, т. е. предписания, адресованные конкретным лицам и определяющие их субъективные права и обязанности. В-пятых, это документы, носящие государственно-властный характер. Они обязательны к исполнению и обеспечиваются принудительной силой государства. В-шестых, это документы, обладающие юридической силой. Они выступают в качестве юридических фактов и порож-" дают определенные правовые последствия: вызывают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Акты применения права, как и нормативные правовые акты, относятся к правовым актам. Как правовые акты они обладают определенными общими чертами, к числу которых можно отнести следующие: 1) акты применения права и нормативные правовые акты являются официальными документами, имеющими установленную законом форму; 2) акты применения права и нормативные правовые акты принимаются, как правило, уполномоченными на то субъектами, компетентными органами. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые могут приниматься также народом; 3) акты применения права и нормативные правовые акты содержат государственно-властные предписания (правда, одни -индивидуально-конкретные, другие - нормативные); 4) акты применения права и нормативные правовые акты принимаются в установленном законом порядке; 5) акты применения права и нормативные правовые акты обеспечиваются государством, его принудительной силой; 6) наконец, акты применения права и нормативные правовые акты обладают определенной юридической силой. Вместе с тем акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов. Это отличие состоит главным образом в следующем: 1) акты применения права - это документы, которые выносятся в процессе применения права, в то время как нормативные правовые акты выносятся в процессе правотворчества; 2) акты применения права - это документы, которые содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, тогда как нормативные правовые акты содержат нормативные правовые предписания, т. е. нормы права; 3) акты применения права - это документы, которые адресуются конкретным лицам, а нормативные правовые акты, поскольку они содержат нормы права, адресуются неопределенному кругу лиц; 4) акты применения права - это документы, которые всегда рассчитаны на конкретный случай, нормативные же правовые акты всегда рассчитаны на неопределенное число типичных, повторяющихся случаев. Из названных отличительных признаков наиболее значимыми являются два последних, поскольку именно они позволяют достаточно четко разграничить акты применения права и нормативные правовые акты. Акты применения права как документы, которые выносятся в процессе применения права, имеют определенную структуру. Обычно структуру актов применения права принято рассматривать в отношении только основных актов, т. е. актов, в которых содержится окончательное решение правоприменительного органа по юридическому делу. Причем такие акты могут иметь как полную, так и усеченную структуру. При полной структуре, которая характерна в основном для правоохранительных актов, в актах применения права принято выделять четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Во вводной части указываются: наименование правоприменительного акта (приговор, решение, постановление и т. п.), орган или должностное лицо, принявшие этот акт, время и место принятия акта, дело, по которому принят акт. В описательной части излагается фабула дела, т. е. приводится информация об установленных по делу фактических обстоятельствах. В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих установленные по делу фактические обстоятельства, а также правовая квалификация этих обстоятельств. В резолютивной части излагается само решение юридического дела, т. е. индивидуально-конкретное правовое предписание. При усеченной структуре, которая характерна для актов оперативно-исполнительной деятельности и некоторых правоохранительных актов, в правоприменительном акте могут отсутствовать либо описательная и мотивировочная, либо мотивировочная части. Некоторые акты применения права вообще состоят только из резолютивной части (резолюций типа «утвердить»,0 «оплатить», «исполнить» и т. п., которые налагаются должностными лицами на соответствующих документах). Акты применения права весьма и весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Прежде всего, их классифицируют по субъектам. По данному основанию акты применения права могут быть подразделены на акты государственных и акты негосударственных организаций. Акты государственных организаций в свою очередь можно подразделить на акты главы государства, акты представительных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты контрольно-надзорных органов, акты следственных органов, акты государственных учреждений и предприятий. Среди актов негосударственных организаций можно выделить акты органов местного самоуправления, акты общественных организаций, акты негосударственных учреждений и предприятий. В зависимости от выполняемых функций акты применения права можно подразделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты выносятся тогда, когда применяются регулятивные нормы права. Поэтому такие акты выполняют функцию позитивного правового регулирования. К ним относятся, например, такие акты, как указ о награждении, приказ о зачислении в вуз, решение о назначении пенсии. Охранительные акты выносятся при применении охранительных норм и подобно охранительным нормам выполняют охранительную функцию. К ним можно отнести приговор суда по уголовному делу, решение суда о возмещении вреда, приказ об увольнении за нарушение трудовой дисциплины и многие другие. По характеру акты применения права подразделяются на материальные и процессуальные. К материальным относятся акты, применяющие нормы материального права (например, приговор по уголовному делу), к процессуальным - нормы процессуального права (например, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого). По юридической природе (значению в правоприменительном процессе) акты применения права подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся акты, содержащие окончательное решение юридического дела (например, решение суда по гражданскому делу), к вспомогательным - акты, содержащие какое-либо промежуточное решение (например, постановление следователя о возбуждении уголовного дела). По времени действия акты применения права можно подразделить на акты однократного действия (например, приказ об увольнении) и акты длящегося действия (например, регистрация брака). В научной и учебной литературе встречаются и некоторые другие классификации актов применения права. Акты применения права, к какому бы виду они не относились, должны отвечать определенным требованиям. К таковым чаще всего относят требования законности, обоснованности, целесообразности и справедливости. Требование законности, как представляется, состоит в следующем: во-первых, каждый акт применения права должен выноситься только тем органом, который правомочен его выносить (например, приговор по уголовному делу может выносить суд и только суд); во-вторых, при вынесении акта применения права должны быть соблюдены процессуальные нормы. Например, одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном порядке является нарушение уголовно-процессуального закона (ст. 379 УПК РФ). При этом согласно части 1 ст. 381 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения судом кассационной инстанции являются такие нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора; в-третьих, при вынесении акта применения права должна быть применена именно та норма, под которую подпадают установленные правоприменителем фактические обстоятельства дела. Опять же одним из оснований отмены или изменения приговора в кассационном порядке является неправильное применение уголовного закона (ст. 379 УПК РФ), под которым, в частности, понимается применение не той статьи или не тех пункта и (или) части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению (ст. 382 УПК РФ). Требование обоснованности состоит в том, что решение юридического дела (индивидуально-конкретное правовое предписание) должно основываться на достоверных фактах. Достоверными считаются факты, которые установлены правоприменителем либо непосредственно, либо при помощи юридических доказательств. Непосредственное установление фактических обстоятельств в правоприменительной деятельности - явление, как уже отмечалось, достаточно редкое. Поэтому правоприменители устанавливают обстоятельства дела обычно с помощью юридических доказательств, которые должны быть получены из законных источников, проверены, и надежно подтверждать или опровергать доказываемые по делу факты. При этом достоверно должны быть установлены все относящиеся к делу факты, а все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Требование целесообразности характеризуется принятием наиболее оптимального по юридическому делу решения. Приня- то считать, что всякое правоприменительное решение в принципе целесообразно, поскольку целесообразен сам применяемый закон. Однако необходимо иметь в виду, что вынесенное правоприменительным органом формально правильное решение может оказаться нецелесообразным. Поэтому целесообразность как требование, предъявляемое к актам применения, состоит не в том, что целесообразен применяемый закон, а в том, что правоприменитель с учетом всех конкретных обстоятельств дела должен выбрать в рамках применяемой нормы права наиболее оптимальный вариант решения. Но это возможно только тогда, когда диспозиция или санкция применяемой нормы права предоставляет правоприменительному органу определенную свободу выбора (усмотрения). Так, если норма права имеет относительно определенную или альтернативную санкцию, то при применении она дает возможность учесть все конкретные обстоятельства дела и избрать наиболее оптимальный вариант решения. Требование справедливости, как представляется, состоит в принятии решения, соответствующего характеру установленных по делу фактических обстоятельств. Оно, как и требование целесообразности, предполагает учет всех конкретных обстоятельств дела, поскольку возможность принятия справедливого решения, также как и принятия целесообразного решения, обусловлена применяемой нормой права. Наиболее ярко требование справедливости проявляется при вынесении охранительных актов, т. е. когда применяются санкции правовых норм. Справедливость таких актов выражается в соразмерности наказания совершенному правонарушению. Так, согласно части 1 ст. 383 УПК РФ «несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости». Поскольку требования целесообразности и справедливости обусловлены применяемыми нормами права, которые преду- сматривают для правоприменителя возможность усмотрения, то они срабатывают лишь тогда, когда у правоприменителя есть возможность усмотрения. Если же такой возможности у правоприменителя нет, то данные требования не действуют. Отсюда можно сделать вывод, что целесообразность и справедливость относятся к разряду дополнительных требований, в то время как требования законности и обоснованности являются основными. Они не зависят от применяемых правовых норм и действуют при вынесении любого акта применения права. 5. Применение права при пробелах в законодательстве. В правоприменительных процессах иногда возникают ситуации, когда, несмотря на все усилия, не удается отыскать норму, рассчитанную на рассматриваемый правоприменителем случай. И не потому, что эту норму трудно найти, а потому, что ее просто не существует в действительности. В таких ситуациях правоприменители сталкиваются с пробелом в позитивном праве или, как чаще всего говорят, с пробелом в законодательстве. Пробел в законодательстве - это полная или частичная ° неурегулированность нормами позитивного права тех или иных жизненных случаев (общественных отношений), входящих в сферу правового регулирования. Иными словами, пробел в законодательстве - это отсутствие правовой нормы, которая в принципе должна быть. Вместе с тем надо иметь в виду, что само по себе отсутствие правовой нормы, регулирующей тот или иной жизненный случай, еще не свидетельствует о наличии пробела в законодательстве. Право, как уже отмечалось, не всесильный регулятор и не может регулировать все без исключения общественные отношения. Оно может и должно регулировать лишь те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования. Поэтому о пробеле в законодательстве можно говорить только тогда, когда нормами позитивного права не урегулирован случай, который входит в сферу правового регулирования и объективно в правовом регулировании нуждается. Пробелы в законодательстве могут возникать в силу как объективных, так и субъективных причин. К объективным относятся причины, которые обусловлены самими обществен- ными отношениями. Общественные отношения, как известно, находятся в постоянном развитии. Вследствие этого могут возникать новые общественные отношения, которые правом еще не урегулированы, но объективно этого требуют, поскольку входят в сферу правового регулирования. В таких ситуациях в законодательстве возникает пробел, так как в нем отсутствуют нормы, которые должны регулировать вновь возникшие общественные отношения. К субъективным относятся причины, которые обусловлены уже деятельностью правотворческих органов. Правотворческие органы, осуществляя правовое регулирование тех или иных общественных отношений, могут что-то упустить из виду, могут принять не вполне качественный нормативный акт, могут вообще оставить без внимания какие-то общественные отношения. Кроме того, к субъективным причинам возникновения пробелов в законодательстве следует отнести недостатки правотворческой техники, порождающие принятие пробельных нормативно-правовых актов. Существуют различные виды пробелов в законодательстве. Так, в зависимости от степени неурегулированности общественного отношения пробелы делятся на полные и частичные. Полный пробел имеет место, когда общественное отношение вообще не урегулировано нормами права, частичный - когда общественное отношение урегулировано нормами права не полностью и какие-то его стороны остались правом неурегулированными. В зависимости от причин возникновения пробелы в законодательстве делятся на объективные и субъективные. Объективные — это пробелы, возникающие в силу объективных причин, субъективные — пробелы, возникающие в силу субъективных причин. В зависимости от времени возникновения пробелы в законодательстве делятся на первоначальные и последующие. Первоначальные - это пробелы, которые возникают с момента принятия нормативно-правового акта. То есть правотворческий орган сразу, изначально принимает пробельный нормативный акт. Последующие - это пробелы, которые возникают уже в процессе действия нормативного акта. Такое может произойти в результате появления новых общественных отношений, которые должны регулироваться данным нормативным актом, но не урегулированы им только потому, что возникли после вступления нормативного акта в силу. Наконец, в зависимости от возможности преодоления пробелов в процессе применения права пробелы в законодательстве делятся на преодолимые и непреодолимые. Преодолимые - это пробелы, которые правоприменительные органы могут преодолеть путем применения права по аналогии, т. е. когда они могут применить нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешить дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (часть 3 ст. 11 ГПК РФ). Непреодолимые - это пробелы, которые правоприменительные органы не могут преодолеть путем применения права по аналогии, поскольку таковое запрещено законом. Так, согласно части 2 ст. 3 УК РФ не допускается применение уголовного закона по аналогии. Некоторые авторы различают также «простительные» и й «непростительные» пробелы'. «Простительные» пробелы имеют место там, где законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании. «Непростительные» пробелы - это пробелы, которые возникают либо по небрежности законодателя, либо в случае отступления от правил правотворческой техники. В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой в законодательстве существуют также действительные и мнимые пробелы. При этом под мнимыми пробелами понимается так называемое преднамеренное молчание законодателя, когда законодатель сознательно не регулирует какие-то общественные отношения, выводя их за сферу правового регулирования. Такие действия законодателя именуют квалифицированным молчанием. Думается, однако, что никаких оснований для выделения действительных и мнимых пробелов не существует. Пробелы в законодательстве как полная или частичная 1 См., например: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 212. неурегулированность позитивным правом общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, могут быть только действительными. Мнимых пробелов не существует, поскольку мнимый пробел - это только кажущийся пробел. Правоприменителю в силу тех или иных причин может показаться, что в законодательстве имеется пробел, хотя на самом деле пробела может и не быть. Сам же факт молчания законодателя, когда он сознательно не регулирует те или иные общественные отношения, отнюдь не свидетельствует об отсутствии пробела. Если данные отношения входят в сферу правового регулирования (а она формируется в обществе объективно, а не по воле законодателя, в связи с чем законодатель не может выводить те или иные отношения за сферу правового регулирования), то налицо пробел, возникший в законодательстве в результате соответствующих субъективных причин. Пробелы в законодательстве и в целом в позитивном праве - явление нежелательное для общества. Отсутствие упорядоченности общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, нередко вызывает социальное напряжение и создает проблемы как для правоприменительных органов, так и для участников конкретных общественных отношений. Поэтому правотворческие органы должны, как говорится, держать руку на пульсе времени и по возможности своевременно устранять пробелы в законодательстве. Вместе с тем по тем или иным причинам (например, экономическим) это не всегда удается сделать, вследствие чего пробелы в законодательстве могут существовать неопределенно длительное время. Наличие пробела в законодательстве, хотя и создает определенные трудности практического порядка, не должно служить основанием для отказа в решении того или иного конкретного вопроса со стороны правоприменительных органов, поскольку законодатель предоставляет правоприменительным органам возможность преодолеть (восполнить) пробел путем применения права по аналогии при решении конкретного юридического дела. Для применения права по аналогии необходимо наличие трех условий: во-первых, необходимо, чтобы в законодательстве существовал действительный пробел, т. е. действительно отсутствовали правовые нормы, которые бы регулировали рассматриваемый случай; во-вторых, необходимо, чтобы рассматриваемый случай входил в сферу правового регулирования, поскольку если случай не входит в сферу правового регулирования, то он и не должен решаться правовыми средствами; в-третьих, необходимо, чтобы применение права по аналогии дозволялось законодателем. Так, в уже упоминавшейся части 3 ст. 11 ГПК РФ судам при рассмотрении гражданских дел дозволено применение права по аналогии. В то же время согласно части 2 ст. 3 УК РФ, о которой также упоминалось, «применение уголовного закона по аналогии не допускается». Существует два основных способа применения права по аналогии (по-другому - преодоления пробелов правопримени- „ тельными органами): аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это решение юридического дела на основе правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Слово «аналогия» (от греч. analogia) означает сходство между предметами, явлениями или понятиями. Правоприменитель, столкнувшись с пробелом в законодательстве, т. е. с отсутствием правовой нормы, регулирующей рассматриваемое им общественное отношение (конкретный случай), должен применить из этой же отрасли права норму, регулирующую сходные общественные отношения (случаи), если таковая имеется. Так, в пункте 1 ст. 6 ГК РФ говорится: «В случаях, когда предусмотренные пунктами ] и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)». Подобные правила закреплены в ст. 5 СК РФ и в части 3 ст. 11 ГПК РФ. Разновидностью аналогии закона является так называемое субсидиарное применение права (субсидиарная аналогия)1. При субсидиарном применении правоприменительный орган применяет норму, регулирующую сходные общественные отношения, не из данной отрасли права (в данной отрасли права такая норма отсутствует), а из другой, родственной отрасли права. Так, согласно ст. 4 СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Аналогия права -это решение юридического дела на основе общих принципов и смысла законодательства. Данный способ применения права по аналогии не является альтернативным аналогии закона. То есть правоприменительный орган не может действовать по принципу «или - или» и в случае обнаружения пробела применять или аналогию закона, или аналогию права. Согласно действующему законодательству к аналогии права правоприменительный орган может прибегнуть только в том случае, когда невозможно применить аналогию закона. Это значит, что, обнаружив пробел в законодательстве, правоприменитель должен искать норму, регулирующую сходные отношения, т. е. он должен ориентироваться на аналогию закона. И только тогда, когда такой нормы он не найдет, он может прибегнуть к аналогии права, т. е. решить юридическое дело на основе общих принципов и смысла законодательства. Для убедительности посмотрим, как сформулирована часть 3 ст. 11 ГПК РФ, о которой мы не раз уже упоминали. «В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, - говорится в этой части, - суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права)». Из содержания этой нормы видно, что суд ' Некоторые авторы рассматривают субсидиарное применение права в качестве самостоятельного способа (приема) применения права по аналогии (см., например: Васильев А. В. Теория права и государства: учебник. М., 2005. С. 214). может прибегнуть к аналогии права только в том случае, если отсутствуют нормы, регулирующие сходные отношения, т. е. если нельзя применить аналогию закона. Следует заметить, что если при аналогии закона аналогия имеет место (применяются нормы, регулирующие сходные, т. е. аналогичные отношения), то при аналогии права по сути дела никакой аналогии нет. Однако, несмотря на свою неадекватность, термин «аналогия права» достаточно прочно вошел как в научный оборот, так и в законодательство. В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что в результате применения права по аналогии пробел в законодательстве не устраняется. Он лишь преодолевается в отношении конкретного случая. Устранить пробел в законодательстве способен только соответствующий правотворческий орган. Контрольные вопросы 1. Что понимается под реализацией права и в каких формах она может быть выражена? 2. Что такое применение права? Каковы его признаки и формы? « 3. Что представляет собой правоприменительный процесс с внешней и внутренней стороны? Какие процедурные и какие функциональные стадии он проходит? 4. Что принято понимать под актами применения права? Каковы признаки, структура и виды актов применения права? Какие требования предъявляются к актам применения права и в чем их суть? 5. Что такое пробел в законодательстве? Какими могут быть пробелы в законодательстве? Каким образом и при каких условиях могут преодолеваться (восполняться) пробелы в процессе применения права? Литература 1. Боннер, А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности / А. Т. Боннер. - М.: Рос. право, 1992. -319 с. 2. Васьковский, Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. Для начинающих юристов / Е. В. Васьковский. - М.: Юрид. бюро «ГОРОДЕЦ», 1997. - 128 с. 3. Вопленко, Н. Н. Социалистическая законность и применение права / Н. Н. Вопленко. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1983. -184 с. 4. Григорьев, Ф. А. Акты применения права / Ф. А. Григорьев. -Саратов: [б. и], 1995. - 64 с. 5. Дюрягин, И. Я. Применение норм советского права / И. Я. Дюря-гин. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1973. - 248 с. 6. Завадская, Л. Н. Механизм реализации права / Л. Н. Завадская. -М.: Наука, 1992.-288 с. 7. Карташов, В. Н. Применение права: учеб. пособие / В. Н. Кар-ташов. - Ярославль: Изд-во Ярослав, ун-та, 1980. - 75 с. 8. Лазарев, В. В. Применение советского права / В. В. Лазарев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. - 200 с. 9. Лазарев, В. В. Пробелы в праве и пути их устранения / В. В. Лазарев. - М.: Юрид. лит., 1974. - 184 с. 10. Маликов, М. К. Проблемы реализации права / М. К. Маликов. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1988. - 140 с. 11. Правоприменение в советском государстве / отв. ред. И. Н. Кузнецов, И. С. Самощенко. - М.: Юрид. лит.,1985. - 303 с. 12. Пьянов, Н. А. О механизме применения права / Н. А. Пьянов // Сиб. юрид. вестн.-1998. - № 2. -С. 11-13. 13. Решетов, Ю. С. Реализация норм советского права: системный анализ / Ю. С. Решетов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. -158 с. 14. Сапун, В. А. Социалистическое правосознание и реализация советского права / В. А. Сапун. - Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 1984. - 112 с. 15. Тихомиров, Ю. А. Действие закона / Ю. А. Тихомиров. - М.: Известия, 1992.-163 с.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |