Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т~^ШШЯЯ!




Нормы права.Нормы права (они же - правовые, юриди­ческие нормы) являются, как уже отмечалось, первичными эле­ментами системы права, ее, можно сказать, «элементарными час­тицами». Это вытекает из того, что право состоит из норм, являет­ся их системой. В отечественной теории государства и права под нормами права обычно понимают установленные или санкцио­нированные государством, а также охраняемые им, правила


поведения, которые носят общеобязательный характер и на­правлены на регулирование общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить следующие признаки правовых норм.

Во-первых, нормы права - это правила поведения, т. е. пра­вила, определяющие поведение людей, их коллективов, организа­ций в той или иной жизненной ситуации (слово «норма» в перево­де с латинского означает «образец», «правило поведения»).

Во-вторых, - это правила поведения общего характера. Они адресуются не конкретным лицам, а как бы любому и каждому и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций.

В-третьих, - это общеобязательные правила поведения. Они обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той или иной правовой нормы.

В-четвертых, - это правила поведения, которые устанавли­ваются или санкционируются государством. В современном праве подавляющее большинство составляют нормы, устанавли­ваемые непосредственно государством, его органами. Особенно это характерно для романо-германской и англосаксонской право­вых систем, которые утвердились в большинстве стран мира. В то же время практически во всех странах имеет место санкциониро­вание. Оно выражается в том, что государство либо придает юри­дическую силу тем или иным неюридическим нормам (например, обычаям), либо разрешает устанавливать нормы права негосудар­ственным органам и организациям.

В-пятых, - это правила поведения, которые охраняются го­сударством, обеспечиваются его принудительной силой. Государ­ство, установив или санкционировав нормы права, берет их под свою защиту, охраняет различными мерами принуждения, вплоть до самых суровых (например, за отдельные противоправные дея­ния устанавливает смертную казнь).

В-шестых, - это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений. В этом состоит на­значение правовых норм. Государство устанавливает или санкцио­нирует данные нормы для того, чтобы урегулировать, упорядочить соответствующим образом определенные общественные отношения.


Таковы, как представляется, основные признаки правовых норм, которые во многом совпадают с признаками самого права. Вместе с тем в учебниках по теории государства и права выделя­ются и некоторые другие признаки правовых норм. Например, очень часто в качестве основных выделяются такие признаки, как формальная определенность, системность и предоставительно-обязывающий характер. Что можно сказать по поводу данных при­знаков? Формальная определенность - действительно очень важ­ный признак, присущий большинству правовых норм. Но этим признаком обладают не все нормы права. Так, правовые обычаи не обладают формальной определенностью, поскольку нигде пись­менно не закреплены и не имеют четко выраженного содержания. Что же касается системности и предоставительно-обязывающего характера, то эти признаки присущи, думается, нормам права в целом, но не каждой норме в отдельности. Системность говорит о том, что нормы права регулируют общественные отношения не каждая сама по себе, не изолированно друг от друга, а в системе, во взаимосвязи. Но это совсем не означает, что каждая отдельная норма права обладает системностью. То же самое можно сказать и о предоставительно-обязывающем характере правовых норм, ко­торый заключается в том, что нормы права, регулируя обществен­ные отношения, предоставляют их участникам определенные юридические права и возлагают на них соответствующие юриди­ческие обязанности. Здесь действует принцип единства юридиче­ских прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, нет обязан­ностей без прав). Однако это опять-таки не означает, что каждая правовая норма устанавливает как права, так и обязанности. Неко­торые нормы права, в чем мы убедимся дальше, вообще не содер­жат указаний относительно юридических прав и обязанностей, другие же нормы могут закреплять либо только права, либо только обязанности.

Нормы права как правила поведения и регуляторы общест­венных отношений весьма и весьма разнообразны. В связи с этим возникает необходимость в их классификации. В отечественной теории государства и права вопрос о классификации правовых норм не имеет однозначного решения и является довольно запутанным.


Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу мнений, и не преследуя цели рассмотреть как можно больше клас­сификаций правовых норм (что, кстати, нередко имеет место), ос­тановимся только на некоторых, как представляется, наиболее важных классификациях.

Прежде всего, нормы права необходимо классифицировать с учетом той роли, которую они играют в процессе регулирова­ния общественных отношений, принимая во внимание их «спе­циализацию» как регуляторов общественных отношений. По дан­ному основанию можно выделить конститутивные, регулятив­ные, охранительные и вспомогательные нормы.

Конститутивные - это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования. Они, в свою очередь, могут быть под­разделены на общсустановительные (общезакрепительные) и декларативные. К общсустановительным (по терминологии не­которых авторов - общезакрепительным) относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, по­литический режим и т. д.) и другие исходные положения (напри­мер, действие нормативных правовых актов во времени и в про­странстве). К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Регулятивные - это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений, регу­лируемых правом. Данные нормы определяют, как могут или должны вести себя участники общественных отношений в той или иной ситуации. Регулятивные нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на управомо-чивающие, обязывающее и запрещающие. К управомочиваю-щим относятся нормы, устанавливающие юридические права. Эти нормы говорят о том, какие действия могут совершать участники общественных отношений, что им дозволено, разрешено. Управо-мочивающие нормы обычно содержат такие слова, как: «вправе», «имеет право», «может», «разрешено», «дозволено». К обязы­вающим относятся нормы, устанавливающие так называемые по-


зитивные юридические обязанности, т. е. обязанности совершить те или иные действия (выполнить работу, уплатить долг, передать вещь и т. п.). В содержании таких норм присутствуют слова «дол­жен» или «обязан». Запрещающие - это нормы, устанавливающие юридические запреты. Запреты —это тоже обязанности,-не-обязан­ности воздерживаться от совершения тех или иных действий. В запрещающих нормах можно встретить следующие слова: «запре­щено», «нельзя», «не вправе», «не имеет права», «не может», «не дозволено», «не разрешено», «не должен».

Охранительные (некоторые авторы называют их правоохра­нительными) - это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм. Они предусматривают ме­ры государственного принуждения, иные неблагоприятные по­следствия, которые может повлечь за собой нарушение конститу­тивных и регулятивных норм. Охранительные нормы могут быть подразделены на карательные (наказательные) и правовостано-вительные. Карательные нормы предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т. д.), которые могут быть применены в связи с совершени­ем определенных противоправных деяний. Правовостановитель-ные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и вос­становление нарушенных прав (например, принудительное взы­скание долга, принудительное взыскание алиментов и т. д.).

Вспомогательные - это нормы, так или иначе обеспечиваю­щие (обслуживающие) действие и конститутивных, и регулятив­ных, и охранительных норм. К ним следует отнести дефинитив­ные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы - это нормы-определения, т. е. нормы, содержащие опреде­ления тех или иных понятий (слово «дефиниция» в переводе с ла­тинского означает «краткое определение», «толкование слова»). Законодатель устанавливает подобные нормы в целях единообраз­ного понимания тех или иных терминов, понятий, встречающихся в законодательстве. При этом данные термины, понятия при реше­нии юридических вопросов не могут определяться иначе, чем это установлено дефинитивной нормой. Коллизионные - это нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими, чаще всего регулятивными, нормами права (слово


«коллизия» в переводе с латинского означает «столкновение»). Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международ­ного договора». Оперативные - это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в своем действии), либо рас­пространяются на новый круг общественных отношений.

По принадлежности к той или иной отрасли права право­вые нормы подразделяются на конституционные, администра­тивные, гражданские, уголовные и т. д. В этой классификации выделяется столько видов правовых норм, сколько выделяется от­раслей права.

По степени обязательности правовые нормы обычно под­разделяют на императивные, дисиоштивные и рекомендатель­ные. К императивным относят нормы, содержащие категориче­ские предписания, предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных огпошений по своему усмотрению. Позитивное право состоит преимущественно из императивных норм, поскольку нормы позитивного права тго в подавляющем своем большинстве приказ государства. Вместе с тем в позитив-пом праве встречаются диапозитивные и рекомендательные нор­мы. К диспозитивнмм принято относить нормы, которые предос­тавляют участникам общественных отношений возможность само­стоятельно определить свои юридические права и обязанности до­говором или соглашением. В то же время такие нормы содержат и императивное предписание, которое действует только в том слу­чае, если участники общественных отношений не воспользовались предоставленной им возможностью и самостоятельно не опреде­лили в договоре или соглашении свои юридические права и обя­занности. Дисгюзитивные нормы чаще всего встречаются в граж­данском праве и, как правило, содержат слова: «если иное не пре­дусмотрено договором (соглашением)». К рекомендательным относят нормы, исполнение которых не обязательно, но желатель­но. Наибольшее распространение, как принято считать, такие нор­мы имеют в международном праве, но встречаются они и в нацио­нальных правовых системах (например, в российском праве).


В данной классификации нередко выделяются также поощ­рительные нормы - нормы, устанавливающие определенные по­ощрения, льготы за те или иные действия. Однако в этом случае в качестве основания классификации используется не степень обяза­тельности правовых норм, а метод правового регулирования.

С учетом объема регулирующего действия нормы права принято подразделять на общие и специальные. Общие - это нормы, охватывающие, как правило, все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений. Специальные - это нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид об­щественных отношений. Некоторые авторы в этой классификации выделяют также исключительные нормы, относя к ним нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм.

В научной и учебной литературе предлагаются и другие клас­сификации правовых норм.

Завершая разговор о нормах права, остановимся еще на одном вопросе - о структуре правовых норм, т. е. их внутреннем строе­нии. Здесь сразу же необходимо подчеркнуть, что данный вопрос в отечественной юридической науке относится к числу дискуссион­ных. Большинство исследователей полагает, что каждая правовая норма состоит обязательно из трех частей (элементов) - гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой (от греч. «hypothesis» - осно­вание, предположение) принято называть ту часть правовой нор­мы, где говорится об условиях, обстоятельствах, фактах, при на­личии или отсутствии которых норма права будет действовать, применяться. Диспозицией (от лат. «disposition - расположение) считается само правило поведения, т. е. это та часть правовой нормы, где указывается на юридические права и обязанности уча­стников регулируемого нормой права общественного отношения. Санкцией же (от лат. «sanctio» - строжайшее постановление) именуется та часть правовой нормы, где говорится о мерах юри­дической ответственности и других неблагоприятных последстви­ях, которые могут наступить в случае нарушения правила поведе­ния, т. е. диспозиции. По мнению сторонников данной точки зре­ния, схематично норма права выглядит так: «если.., то.., иначе», где «если» - это гипотеза, «то» - диспозиция, «иначе» - санкция.


Надо сказать, что при всей распространенности и определен­ной привлекательности данный взгляд на структуру правовой нормы носит все же умозрительный, отвлеченный характер. Дело в том, что ни в одном официальном источнике, содержащем нормы права (по крайней мере в современном), мы не найдем норм, сформулированных подобным образом, т. е. содержащих и гипоте­зу, и диспозицию, и санкцию одновременно. В действующем зако­нодательстве (как российском, так и зарубежном) мы можем встретить нормы, содержащие гипотезу и диспозицию, гипотезу и санкцию, нормы, констатирующие те или иные факты, нормы, со­держащие определения понятий, но мы не найдем норм, сконст­руированных по вышеотмеченной схеме. Это, однако, не смущает сторонников трехэлементной структуры правовой нормы. Они ис­ходят из того, что нормы права и статьи нормативных правовых актов, в которых, как правило, закрепляются нормы права, - явле­ния не совпадающие. В статьях, по их мнению, закрепляются не столько нормы права, сколько различные нормативные предписа­ния, которые являются определенными частями, элементами пра­вовых норм. Сами же нормы права, как взятые в единстве гипоте­за, диспозиция и санкция, закрепляются или в разных частях одной статьи нормативного правового акта, или в разных статьях норма­тивного правового акта (например, гипотеза и диспозиция в одной статье, а санкция в другой), или в статьях разных нормативных правовых актов. Поэтому норму права можно отыскать лишь в ре­зультате теоретического анализа различных статей одного или не­скольких нормативных правовых актов.

Думается, что нормы права - это все-таки не сконструирован­ные теоретическим путем из различных нормативно-правовых предписаний правила поведения, состоящие из гипотезы, диспози­ции и санкции, а закрепленные в статьях нормативных правовых актов предписания, установления, которые хотя и не всегда выгля­дят как правила поведения, но таковыми считаются. Не случайно в справочной литературе, в частности в словарях, слово «норма» толкуется не только как «правило», «образец», но и как «узако­ненное установление», «обязательный порядок». Поэтому любое установление, содержащееся в статьях нормативных правовых ак­тов, должно расцениваться как норма права независимо от того, из


каких частей оно состоит. В противном случае все нормы права окажутся «на одно лицо», и мы не сможем классифицировать их по целому ряду оснований (например, с учетом их роли в право­вом регулировании).

Норма права как правило, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, есть не что иное, как теоретическая абстракция, модель правовой нормы, которая может оказаться полезной при конструи­ровании нормативных правовых актов в процессе правотворчест­ва. Сами же реально существующие правовые нормы, нормы-предписания, не имеют строго определенной структуры. Так, на­пример, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах практически не существует ни гипотез, ни диспозиций, ни санк­ций. То есть такие нормы не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регуля­тивных нормах - это гипотеза и диспозиция, в охранительных -гипотеза и санкция, в коллизионных - объем и привязка, где объе­мом именуется та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы (она во многом напоминает гипотезу), а привязкой - часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме (некоторые авторы на­зывают привязку коллизионной нормы диспозицией, а объем -гипотезой).

Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за кон­кретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспози­ции и санкции. При этом диспозицией называется та часть уголов­но-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспози­ция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступле­ния свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются.

Как представляется, подобная точка зрения вносит лишь пу­таницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий,


обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о за­прете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступле­ний соответствующие меры ответственности. А так как нормы Осо­бенной части Уголовного кодекса - это охранительные нормы, то они состоят не из диспозиции и санкции, а из гипотезы и санкции.

4. Институты и отрасли права. Институт права (он же -правовой институт) - следующий, более крупный элемент системы права. Под институтом права принято понимать совокупность (систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Нормы права, будучи правилами по­ведения общего характера, регулируют не единичные обществен­ные отношения, т. е. отношения, возникающие между конкретны- ° ми лицами и носящие разовый характер, а определенные виды об­щественных отношений. Но чтобы урегулировать тот или иной вид общественных отношений, требуется, как правило, не одна норма, а совокупность связанных между собой правовых норм. Такая совокупность и называется институтом права.

Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права, и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в сис­теме права мы не найдем правовых институтов, которые не входи­ли бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встреча­ются институты, которые входят в состав сразу нескольких отрас­лей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Та­кие институты называются межотраслевыми, или смешанными. Например, в системе российского права к таким институтам отно­сятся институт государственной собственности, институт дисцип­линарной ответственности, институт опеки и попечительства и некоторые другие. Кроме того, в составе отдельных отраслей пра­ва существуют и так называемые комплексные или сложные ин­ституты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами. На-


пример, к комплексному можно отнести институт алиментных обязательств в российском семейном праве, в составе которого принято выделять такие субинституты, как алиментные обязатель­ства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи. В ряде учебников по теории государства и права выделяются и некоторые другие виды правовых институтов, однако не все из них могут быть безоговорочно приняты. Например, едва ли правильно выделять такие виды правовых институтов, как регулятивные и охранительные. Поскольку институты права составляют нормы, призванные урегулировать какой-то вид общественных отноше­ний, то это могут быть и конститутивные, и регулятивные, и охра­нительные, и вспомогательные нормы, потому что всесторонне урегулировать тот или иной вид общественных отношений при помощи только, скажем, регулятивных или охранительных норм практически невозможно.

Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем един­стве образуют определенную отрасль права. Отрасль права - это, как принято считать, самый крупный элемент системы права, это совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Если ин­ститут права содержит нормы, регулирующие какой-то вид обще­ственных отношений, то отрасль права - нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Сфера общественных отношений - понятие более широкое, чем вид об­щественных отношений, ибо сферу общественных отношений со­ставляют однородные, однопорядковые виды общественных от­ношений (например, имущественные, трудовые, семейные и дру­гие отношения).

Вопрос о том, какие же сферы общественных отношений, ре­гулируемые правом, и, соответственно, какие отрасли права следу­ет выделять, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения. Подавляющее большинство российских исследователей исходит из того, что отрасли права, а вместе с ни­ми и институты права, следует выделять на основе двух критериев: предмета и метода правового регулирования, которые называ-


ются также основаниями деления норм права на институты и от­расли. Под предметом правового регулирования понимаются ре­гулируемые правом общественные отношения, а под методом -совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений1. При этом предмет правового регулирования рассматривается в качестве ос­новного, определяющего критерия, а метод правового регулирова­ния - в качестве дополнительного, вспомогательного. В то же вре­мя, несмотря на использование данных критериев, российские ис­следователи пока не могут достичь согласия относительно того, какие же отрасли составляют систему современного российского права. Если в существовании таких отраслей, как конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, гражданское процессу­альное право и уголовно-процессуальное право, практически ни­кто не сомневается, то по поводу выделения некоторых других отраслей права (например, семейного права, земельного права, права социального обеспечения, уголовно-исполнительного права) позиции ученых расходятся.

Не вдаваясь в анализ высказанных на этот счет мнений, пред­ставляется возможным выделить в системе российского права сле­дующие отрасли: конституционное (государственное) право, ад­министративное право, финансовое право, земельное право, граж­данское право, семейное право, трудовое право, право социально­го обеспечения, уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Основанием для выделения данных отраслей права служат предмет и метод правового регулирования. В этой связи каждая из названных отраслей права имеет и свой предмет, и свой метод правового регулирования.

Перечисленные отрасли права некоторые исследователи под­разделяют в свою очередь на профилирующие и специальные, что, в общем-то, имеет под собой определенные основания. Про­филирующие - это как бы основные, базовые отрасли, состав-

1 Более подробно о предмете и методе правового регулирования см. нашу кон­сультацию по теме «Правовое регулирование и его механизм» (Сиб. юрид. вестн. 2003. № 1. С. 6-7; № 2. С. 6-7).


ляющие основу системы российского права. К ним принято отно­сить конституционное право (самую основную отрасль), админи­стративное право, гражданское право, уголовное право, граждан­ское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. От­дельные авторы в числе профилирующих отраслей права называ­ют также административно-процессуальное право, однако, по мнению большинства ученых, такой отрасли в системе российско­го права не существует. К специальным отраслям относят все ос­тальные отрасли права.

В системе российского права принято выделять также про­стые и сложные отрасли права. Простые - это отрасли, состоя­щие только из правовых институтов. Сложные - отрасли, содер­жащие не только институты права, но еще и подотрасли права. Например, в составе гражданского права наряду с институтами права принято выделять некоторые подотрасли права: право соб­ственности, обязательственное право, наследственное право и др.

В учебниках по теории государства и права можно встретить и некоторые другие классификации отраслей права. Так, напри­мер, выделяются отрасли публичного и отрасли частного права, отрасли материального и отрасли процессуального права. Такие классификации в принципе приемлемы, однако в них есть опреде­ленная доля условности. Но об этом более подробно в последнем разделе темы.

В заключение коснемся вопроса о так называемых ком­плексных отраслях права. К ним принято относить такие отрасли, как предпринимательское право, коммерческое право, экологиче­ское право, аграрное (сельскохозяйственное) право и некоторые другие. Данные отрасли права в отличие от профилирующих и специальных отраслей выделяются не по предмету и методу пра­вового регулирования, а по другим основаниям. Выделение ком­плексных отраслей права связано преимущественно с существова­нием межотраслевых (комплексных) нормативных правовых ак­тов, которые объединяют в своем составе нормы и институты раз­ных профилирующих и специальных отраслей права. Идею ком­плексных отраслей права разделяют, однако, не все российские ученые. Ряд из них считает, что выделять следует не комплексные отрасли права, а комплексные отрасли законодательства. В этой


связи вопрос о комплексных отраслях права нуждается в дальней­шем изучении.

5. Правовые общности. Как уже отмечалось, во многих системах права встречаются подразделения более крупные, чем отрасли права. Ввиду отсутствия строго определенного термина, обозначающего эти подразделения, назовем их правовыми общно­стями. Правовые общности - самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права. Вместе с тем не су­ществует какого-то единого критерия для выделения тех или иных правовых общностей, в связи с чем их можно выделять по различ­ным основаниям. В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности, как публичное и частное право, матери­альное и процессуальное право, международное и собственно национальное (внутригосударственное) право.

Публичное и частное право выделяют в системе права, ис­ходя из того, чьи интересы - общие (публичные) или частные -защищают нормы позитивного права. Публичное право состав­ляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интере­сы, т. е. интересы государства и общества. Публичное право свя­зано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения - отношения между госу­дарством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой. В структуре публичного права приня­то выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок дея­тельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества и т. п. В этой связи к публичному праву принята относить нормы таких от­раслей права, как конституционное право, административное пра­во, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и некоторых других. Частное право со­ставляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы част­ных лиц и их объединений. Его формирование обусловлено появ­лением частной собственности и теми отношениями, которые воз­никают на ее основе. Поэтому частное право не связано с осущест­влением властных полномочий и регулирует горизонтальные от­ношения - отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры. Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие, главным образом,


имущественные отношения. К частному праву относятся также нормы трудового и семейного права.

Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства, а частным - все, что относится к пользе отдельных лиц. Образец частного права они видели в римском гражданском праве. Впоследствии идея деления права на публич­ное и частное получила широкое распространение в странах кон­тинентальной Европы, право которых сложилось на основе рим­ского права. Кстати, характерной чертой права этих стран (его на­зывают романо-германским правом) является его деление на пуб­личное и частное. В современной отечественной науке признается деление на публичное и частное и ныне действующего российско­го права. Вместе с тем многие российские исследователи отмечают некоторую условность деления права на публичное и частное, по­скольку частное право опирается на публичное и не может суще­ствовать без него, а публичное право, обеспечивая общие интере­сы, так или иначе, защищает и частные интересы. Кроме того, в современном праве, как считают отдельные авторы, наблюдается так называемая публицизация частного права, связанная с вторже­нием в сферу частного права элементов публично-правового регу­лирования (ограничение права частной собственности, свободы договоров и т. д.). И, наоборот, в отдельных странах (например, в России) имеет место «приватизация» публичного права, вызванная переходом к рыночной экономике.

По иным критериям выделяются материальное и процессу­альное право. Как принято считать, нормы материального права осуществляют непосредственное регулирование тех или иных об­щественных отношений и закрепляют исходные юридические пра­ва и обязанности участников этих отношений. В частности, они определяют правовое положение различных субъектов права, за­крепляют отношения собственности и неимущественные отноше­ния, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности государственных органов и организаций, устанавливают основа­ния и меры юридической ответственности и т. д. Нормы процес­суального права - это нормы, обслуживающие нормы материаль­ного права, обеспечивающие их реализацию. Они определяют по­рядок и процедуры применения норм материального права. Осно-


ву процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гра­жданских, хозяйственных и административных дел в соответст­вующих юридических процессах.

В отечественной теории государства и права к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к про­цессуальному праву - уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Вследствие этого две последние отрасли называют процессуальным правом, остальные - материальным правом. Такое деление, однако, представляется не вполне коррект­ным, так как в составе целого ряда отраслей, традиционно назы­ваемых отраслями материального права, содержится довольно много процессуальных норм (например, в конституционном, ад­министративном, трудовом праве). Поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не отрасли, а нормы права.

Система права может включать в свой состав и такие право­вые общности, как международное и собственно национальное (внутригосударственное) право. Это связано с интеграцией меж­дународного права в структуру национальных правовых систем. Вообще международное право - это самостоятельная система пра­ва, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения ме­жду государствами. Данная система имеет свои институты и от­расли права, свои правовые общности (например, международное публичное и международное частное право). В то же время меж­дународное право оказывает серьезное влияние на право конкрет­ных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру. Это обусловлено все возрастающим сотрудничест­вом различных государств мира друг с другом, заключением меж­ду ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества и т. д. В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы междуна­родного права. Так, согласно уже упоминавшейся ч. 4 ст. 15 Кон­ституции РФ общепризнанные принципы и нормы международно­го права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью российской правовой системы. Это зна­чит, что в состав российского права, его системы входят, во-


первых, общепризнанные принципы международного права, во-вторых, общепризнанные нормы международного права, и, в-третьих, нормы, содержащиеся в международных договорах Рос­сийской Федерации. Вследствие этого данная часть норм между­народного права (но не все международное право в целом) высту­пает в системе российского права как соответствующая правовая общность - международное право. Другую общность - собственно национальное право - составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение. Это вытекает из со­держания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед ее внутренни­ми законами.

Включение Конституцией РФ в состав российской правовой системы общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации приводит некоторых авторов к выводу о необходимости выделе­ния в системе российского права особой отрасли права - междуна­родного права. Однако правы, как представляется, те, кто считает, что нормы международного права входят в систему российского права не в качестве особой его отрасли, а как составные части со­ответствующих отраслей права - конституционного, администра­тивного, гражданского, уголовного и т. д. То есть в составе тех или иных отраслей права можно обнаружить нормы и собственно рос­сийского, и международного права. Это дает основание утвер­ждать, что в системе российского права международное право сле­дует выделять не в качестве отрасли права, а в качестве соответст­вующей правовой общности, нормы которой входят в состав раз­личных отраслей российского права.

В отдельных системах права могут быть выделены и некото­рые другие правовые общности. Например, в праве англосаксон­ской правовой семьи (право Англии, США, Канады и других госу­дарств) могут быть выделены такие правовые общности, как об­щее право и право справедливости, которые, как принято счи­тать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим ме­сто в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Контрольные вопросы


1. Что следует понимать под системой права? Каковы ее признаки и структурные подразделения?

2. Какое отношение к системе права имеют принципы права? Что под ними понимается и на какие виды их можно подразделить?

3. Что понимается под нормами права? Каковы их признаки, виды, структура?

4. На основе каких критериев принято выделять институты и отрасли права? Что понимается под институтом и отраслью права? На ка­кие виды их можно подразделить?

5. Что такое «правовая общность», и какие правовые общности мож­но выделить в системе права современных государств?

Литература

1. Агарков М. М. Ценность частного права / М. М. Агарков // Право­ведение. - 1992. -№ 1. -С. 25-41.

2. Агарков М. М. Ценность частного права / М. М. Агарков // Право­ведение. - 1992. - № 2. - С. 31 - 48.

3. Алексеев С. С. Частное право / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. -160 с.

4. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистиче- 1 ского права / В. М. Баранов; под ред. М. И. Байтина. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1978. -148 с.

5. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1974. - 99 с.

6. Киримова Е. А. Правовой институт: понятие и виды / Е. А. Киримо-ва. - Саратов: Изд-во Саратов, гос. акад. права, 2000. - 54 с.

7. Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права / В. Л. Кулапов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 112 с.

8. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России / И. И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997. - 90 с.

9. Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. М. И. Бай­тина и В. К. Бабаева. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. -248 с.

10. Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 112 с.

11. Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права / И. Н. Сеня-кин. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 97 с.

12. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник для юрид. факульте­тов и вузов / Ю. А. Тихомиров. - М.: БЕК, 1995. - 496 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.