КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т~^ШШЯЯ!
Нормы права.Нормы права (они же - правовые, юридические нормы) являются, как уже отмечалось, первичными элементами системы права, ее, можно сказать, «элементарными частицами». Это вытекает из того, что право состоит из норм, является их системой. В отечественной теории государства и права под нормами права обычно понимают установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им, правила поведения, которые носят общеобязательный характер и направлены на регулирование общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить следующие признаки правовых норм. Во-первых, нормы права - это правила поведения, т. е. правила, определяющие поведение людей, их коллективов, организаций в той или иной жизненной ситуации (слово «норма» в переводе с латинского означает «образец», «правило поведения»). Во-вторых, - это правила поведения общего характера. Они адресуются не конкретным лицам, а как бы любому и каждому и рассчитаны на неопределенное множество типичных жизненных ситуаций. В-третьих, - это общеобязательные правила поведения. Они обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той или иной правовой нормы. В-четвертых, - это правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. В современном праве подавляющее большинство составляют нормы, устанавливаемые непосредственно государством, его органами. Особенно это характерно для романо-германской и англосаксонской правовых систем, которые утвердились в большинстве стран мира. В то же время практически во всех странах имеет место санкционирование. Оно выражается в том, что государство либо придает юридическую силу тем или иным неюридическим нормам (например, обычаям), либо разрешает устанавливать нормы права негосударственным органам и организациям. В-пятых, - это правила поведения, которые охраняются государством, обеспечиваются его принудительной силой. Государство, установив или санкционировав нормы права, берет их под свою защиту, охраняет различными мерами принуждения, вплоть до самых суровых (например, за отдельные противоправные деяния устанавливает смертную казнь). В-шестых, - это правила поведения, которые направлены на регулирование общественных отношений. В этом состоит назначение правовых норм. Государство устанавливает или санкционирует данные нормы для того, чтобы урегулировать, упорядочить соответствующим образом определенные общественные отношения. Таковы, как представляется, основные признаки правовых норм, которые во многом совпадают с признаками самого права. Вместе с тем в учебниках по теории государства и права выделяются и некоторые другие признаки правовых норм. Например, очень часто в качестве основных выделяются такие признаки, как формальная определенность, системность и предоставительно-обязывающий характер. Что можно сказать по поводу данных признаков? Формальная определенность - действительно очень важный признак, присущий большинству правовых норм. Но этим признаком обладают не все нормы права. Так, правовые обычаи не обладают формальной определенностью, поскольку нигде письменно не закреплены и не имеют четко выраженного содержания. Что же касается системности и предоставительно-обязывающего характера, то эти признаки присущи, думается, нормам права в целом, но не каждой норме в отдельности. Системность говорит о том, что нормы права регулируют общественные отношения не каждая сама по себе, не изолированно друг от друга, а в системе, во взаимосвязи. Но это совсем не означает, что каждая отдельная норма права обладает системностью. То же самое можно сказать и о предоставительно-обязывающем характере правовых норм, который заключается в том, что нормы права, регулируя общественные отношения, предоставляют их участникам определенные юридические права и возлагают на них соответствующие юридические обязанности. Здесь действует принцип единства юридических прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав). Однако это опять-таки не означает, что каждая правовая норма устанавливает как права, так и обязанности. Некоторые нормы права, в чем мы убедимся дальше, вообще не содержат указаний относительно юридических прав и обязанностей, другие же нормы могут закреплять либо только права, либо только обязанности. Нормы права как правила поведения и регуляторы общественных отношений весьма и весьма разнообразны. В связи с этим возникает необходимость в их классификации. В отечественной теории государства и права вопрос о классификации правовых норм не имеет однозначного решения и является довольно запутанным. Не вдаваясь в анализ существующих по данному вопросу мнений, и не преследуя цели рассмотреть как можно больше классификаций правовых норм (что, кстати, нередко имеет место), остановимся только на некоторых, как представляется, наиболее важных классификациях. Прежде всего, нормы права необходимо классифицировать с учетом той роли, которую они играют в процессе регулирования общественных отношений, принимая во внимание их «специализацию» как регуляторов общественных отношений. По данному основанию можно выделить конститутивные, регулятивные, охранительные и вспомогательные нормы. Конститутивные - это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений и основные начала правового регулирования. Они, в свою очередь, могут быть подразделены на общсустановительные (общезакрепительные) и декларативные. К общсустановительным (по терминологии некоторых авторов - общезакрепительным) относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, политический режим и т. д.) и другие исходные положения (например, действие нормативных правовых актов во времени и в пространстве). К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Регулятивные - это нормы, устанавливающие юридические права и обязанности участников общественных отношений, регулируемых правом. Данные нормы определяют, как могут или должны вести себя участники общественных отношений в той или иной ситуации. Регулятивные нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на управомо-чивающие, обязывающее и запрещающие. К управомочиваю-щим относятся нормы, устанавливающие юридические права. Эти нормы говорят о том, какие действия могут совершать участники общественных отношений, что им дозволено, разрешено. Управо-мочивающие нормы обычно содержат такие слова, как: «вправе», «имеет право», «может», «разрешено», «дозволено». К обязывающим относятся нормы, устанавливающие так называемые по- зитивные юридические обязанности, т. е. обязанности совершить те или иные действия (выполнить работу, уплатить долг, передать вещь и т. п.). В содержании таких норм присутствуют слова «должен» или «обязан». Запрещающие - это нормы, устанавливающие юридические запреты. Запреты —это тоже обязанности,-не-обязанности воздерживаться от совершения тех или иных действий. В запрещающих нормах можно встретить следующие слова: «запрещено», «нельзя», «не вправе», «не имеет права», «не может», «не дозволено», «не разрешено», «не должен». Охранительные (некоторые авторы называют их правоохранительными) - это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм. Они предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм. Охранительные нормы могут быть подразделены на карательные (наказательные) и правовостано-вительные. Карательные нормы предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т. д.), которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний. Правовостановитель-ные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т. д.). Вспомогательные - это нормы, так или иначе обеспечивающие (обслуживающие) действие и конститутивных, и регулятивных, и охранительных норм. К ним следует отнести дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы. Дефинитивные нормы - это нормы-определения, т. е. нормы, содержащие определения тех или иных понятий (слово «дефиниция» в переводе с латинского означает «краткое определение», «толкование слова»). Законодатель устанавливает подобные нормы в целях единообразного понимания тех или иных терминов, понятий, встречающихся в законодательстве. При этом данные термины, понятия при решении юридических вопросов не могут определяться иначе, чем это установлено дефинитивной нормой. Коллизионные - это нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими, чаще всего регулятивными, нормами права (слово «коллизия» в переводе с латинского означает «столкновение»). Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Оперативные - это нормы, с помощью которых другие нормы права либо вводятся в действие, либо отменяются, либо пролонгируются (продлеваются в своем действии), либо распространяются на новый круг общественных отношений. По принадлежности к той или иной отрасли права правовые нормы подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. д. В этой классификации выделяется столько видов правовых норм, сколько выделяется отраслей права. По степени обязательности правовые нормы обычно подразделяют на императивные, дисиоштивные и рекомендательные. К императивным относят нормы, содержащие категорические предписания, предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных огпошений по своему усмотрению. Позитивное право состоит преимущественно из императивных норм, поскольку нормы позитивного права тго в подавляющем своем большинстве приказ государства. Вместе с тем в позитив-пом праве встречаются диапозитивные и рекомендательные нормы. К диспозитивнмм принято относить нормы, которые предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением. В то же время такие нормы содержат и императивное предписание, которое действует только в том случае, если участники общественных отношений не воспользовались предоставленной им возможностью и самостоятельно не определили в договоре или соглашении свои юридические права и обязанности. Дисгюзитивные нормы чаще всего встречаются в гражданском праве и, как правило, содержат слова: «если иное не предусмотрено договором (соглашением)». К рекомендательным относят нормы, исполнение которых не обязательно, но желательно. Наибольшее распространение, как принято считать, такие нормы имеют в международном праве, но встречаются они и в национальных правовых системах (например, в российском праве). В данной классификации нередко выделяются также поощрительные нормы - нормы, устанавливающие определенные поощрения, льготы за те или иные действия. Однако в этом случае в качестве основания классификации используется не степень обязательности правовых норм, а метод правового регулирования. С учетом объема регулирующего действия нормы права принято подразделять на общие и специальные. Общие - это нормы, охватывающие, как правило, все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений. Специальные - это нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид общественных отношений. Некоторые авторы в этой классификации выделяют также исключительные нормы, относя к ним нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм. В научной и учебной литературе предлагаются и другие классификации правовых норм. Завершая разговор о нормах права, остановимся еще на одном вопросе - о структуре правовых норм, т. е. их внутреннем строении. Здесь сразу же необходимо подчеркнуть, что данный вопрос в отечественной юридической науке относится к числу дискуссионных. Большинство исследователей полагает, что каждая правовая норма состоит обязательно из трех частей (элементов) - гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой (от греч. «hypothesis» - основание, предположение) принято называть ту часть правовой нормы, где говорится об условиях, обстоятельствах, фактах, при наличии или отсутствии которых норма права будет действовать, применяться. Диспозицией (от лат. «disposition - расположение) считается само правило поведения, т. е. это та часть правовой нормы, где указывается на юридические права и обязанности участников регулируемого нормой права общественного отношения. Санкцией же (от лат. «sanctio» - строжайшее постановление) именуется та часть правовой нормы, где говорится о мерах юридической ответственности и других неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т. е. диспозиции. По мнению сторонников данной точки зрения, схематично норма права выглядит так: «если.., то.., иначе», где «если» - это гипотеза, «то» - диспозиция, «иначе» - санкция. Надо сказать, что при всей распространенности и определенной привлекательности данный взгляд на структуру правовой нормы носит все же умозрительный, отвлеченный характер. Дело в том, что ни в одном официальном источнике, содержащем нормы права (по крайней мере в современном), мы не найдем норм, сформулированных подобным образом, т. е. содержащих и гипотезу, и диспозицию, и санкцию одновременно. В действующем законодательстве (как российском, так и зарубежном) мы можем встретить нормы, содержащие гипотезу и диспозицию, гипотезу и санкцию, нормы, констатирующие те или иные факты, нормы, содержащие определения понятий, но мы не найдем норм, сконструированных по вышеотмеченной схеме. Это, однако, не смущает сторонников трехэлементной структуры правовой нормы. Они исходят из того, что нормы права и статьи нормативных правовых актов, в которых, как правило, закрепляются нормы права, - явления не совпадающие. В статьях, по их мнению, закрепляются не столько нормы права, сколько различные нормативные предписания, которые являются определенными частями, элементами правовых норм. Сами же нормы права, как взятые в единстве гипотеза, диспозиция и санкция, закрепляются или в разных частях одной статьи нормативного правового акта, или в разных статьях нормативного правового акта (например, гипотеза и диспозиция в одной статье, а санкция в другой), или в статьях разных нормативных правовых актов. Поэтому норму права можно отыскать лишь в результате теоретического анализа различных статей одного или нескольких нормативных правовых актов. Думается, что нормы права - это все-таки не сконструированные теоретическим путем из различных нормативно-правовых предписаний правила поведения, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, а закрепленные в статьях нормативных правовых актов предписания, установления, которые хотя и не всегда выглядят как правила поведения, но таковыми считаются. Не случайно в справочной литературе, в частности в словарях, слово «норма» толкуется не только как «правило», «образец», но и как «узаконенное установление», «обязательный порядок». Поэтому любое установление, содержащееся в статьях нормативных правовых актов, должно расцениваться как норма права независимо от того, из каких частей оно состоит. В противном случае все нормы права окажутся «на одно лицо», и мы не сможем классифицировать их по целому ряду оснований (например, с учетом их роли в правовом регулировании). Норма права как правило, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, есть не что иное, как теоретическая абстракция, модель правовой нормы, которая может оказаться полезной при конструировании нормативных правовых актов в процессе правотворчества. Сами же реально существующие правовые нормы, нормы-предписания, не имеют строго определенной структуры. Так, например, в конститутивных, дефинитивных и оперативных нормах практически не существует ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. То есть такие нормы не имеют четко выраженной структуры и не состоят из каких-либо элементов. По два элемента содержат регулятивные, охранительные и коллизионные нормы. В регулятивных нормах - это гипотеза и диспозиция, в охранительных -гипотеза и санкция, в коллизионных - объем и привязка, где объемом именуется та часть коллизионной нормы, которая указывает на коллидирующие нормы (она во многом напоминает гипотезу), а привязкой - часть, определяющая закон, подлежащий применению при наличии коллизии, указанной в объеме (некоторые авторы называют привязку коллизионной нормы диспозицией, а объем -гипотезой). Говоря о структуре правовых норм, нельзя не отметить точку зрения представителей науки уголовного права, многие из которых считают, что нормы Особенной части Уголовного кодекса (это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за конкретные виды преступлений) состоят из двух элементов: диспозиции и санкции. При этом диспозицией называется та часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание соответствующего вида преступления. По мнению сторонников данной точки зрения в нормах Особенной части Уголовного кодекса гипотеза и диспозиция сливаются, поскольку указание на тот или иной вид преступления свидетельствует о том, что такого рода деяния запрещаются. Как представляется, подобная точка зрения вносит лишь путаницу в вопрос о структуре правовых норм. В теории государства и права та часть правовой нормы, где дается описание условий, обстоятельств, фактов, при которых норма будет действовать, применяться, традиционно именуется гипотезой. Поэтому едва ли правильно именовать диспозицией ту часть уголовно-правовой нормы, в которой дается описание преступления. К тому же о запрете преступлений говорят не столько гипотезы, сколько санкции уголовно-правовых норм, устанавливая за совершение преступлений соответствующие меры ответственности. А так как нормы Особенной части Уголовного кодекса - это охранительные нормы, то они состоят не из диспозиции и санкции, а из гипотезы и санкции. 4. Институты и отрасли права. Институт права (он же -правовой институт) - следующий, более крупный элемент системы права. Под институтом права принято понимать совокупность (систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Нормы права, будучи правилами поведения общего характера, регулируют не единичные общественные отношения, т. е. отношения, возникающие между конкретны- ° ми лицами и носящие разовый характер, а определенные виды общественных отношений. Но чтобы урегулировать тот или иной вид общественных отношений, требуется, как правило, не одна норма, а совокупность связанных между собой правовых норм. Такая совокупность и называется институтом права. Институты права обычно считаются элементами не столько системы, сколько отрасли права, так как каждая отрасль права складывается из определенных институтов права, и институты права существуют только в составе отраслей права. То есть в системе права мы не найдем правовых институтов, которые не входили бы в состав той или иной отрасли права. Вместе с тем встречаются институты, которые входят в состав сразу нескольких отраслей права, поскольку состоят из норм разных отраслей права. Такие институты называются межотраслевыми, или смешанными. Например, в системе российского права к таким институтам относятся институт государственной собственности, институт дисциплинарной ответственности, институт опеки и попечительства и некоторые другие. Кроме того, в составе отдельных отраслей права существуют и так называемые комплексные или сложные институты права, которые, будучи крупными институтами, состоят из более мелких институтов, именуемых субинститутами. На- пример, к комплексному можно отнести институт алиментных обязательств в российском семейном праве, в составе которого принято выделять такие субинституты, как алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи. В ряде учебников по теории государства и права выделяются и некоторые другие виды правовых институтов, однако не все из них могут быть безоговорочно приняты. Например, едва ли правильно выделять такие виды правовых институтов, как регулятивные и охранительные. Поскольку институты права составляют нормы, призванные урегулировать какой-то вид общественных отношений, то это могут быть и конститутивные, и регулятивные, и охранительные, и вспомогательные нормы, потому что всесторонне урегулировать тот или иной вид общественных отношений при помощи только, скажем, регулятивных или охранительных норм практически невозможно. Правовые институты, нормы которых регулируют какую-либо сферу или область общественных отношений, в своем единстве образуют определенную отрасль права. Отрасль права - это, как принято считать, самый крупный элемент системы права, это совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Если институт права содержит нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, то отрасль права - нормы, регулирующие какую-либо сферу (или область) общественных отношений. Сфера общественных отношений - понятие более широкое, чем вид общественных отношений, ибо сферу общественных отношений составляют однородные, однопорядковые виды общественных отношений (например, имущественные, трудовые, семейные и другие отношения). Вопрос о том, какие же сферы общественных отношений, регулируемые правом, и, соответственно, какие отрасли права следует выделять, в отечественной теории государства и права не имеет однозначного решения. Подавляющее большинство российских исследователей исходит из того, что отрасли права, а вместе с ними и институты права, следует выделять на основе двух критериев: предмета и метода правового регулирования, которые называ- ются также основаниями деления норм права на институты и отрасли. Под предметом правового регулирования понимаются регулируемые правом общественные отношения, а под методом -совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений1. При этом предмет правового регулирования рассматривается в качестве основного, определяющего критерия, а метод правового регулирования - в качестве дополнительного, вспомогательного. В то же время, несмотря на использование данных критериев, российские исследователи пока не могут достичь согласия относительно того, какие же отрасли составляют систему современного российского права. Если в существовании таких отраслей, как конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право, практически никто не сомневается, то по поводу выделения некоторых других отраслей права (например, семейного права, земельного права, права социального обеспечения, уголовно-исполнительного права) позиции ученых расходятся. Не вдаваясь в анализ высказанных на этот счет мнений, представляется возможным выделить в системе российского права следующие отрасли: конституционное (государственное) право, административное право, финансовое право, земельное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, уголовное право, уголовно-исполнительное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Основанием для выделения данных отраслей права служат предмет и метод правового регулирования. В этой связи каждая из названных отраслей права имеет и свой предмет, и свой метод правового регулирования. Перечисленные отрасли права некоторые исследователи подразделяют в свою очередь на профилирующие и специальные, что, в общем-то, имеет под собой определенные основания. Профилирующие - это как бы основные, базовые отрасли, состав- 1 Более подробно о предмете и методе правового регулирования см. нашу консультацию по теме «Правовое регулирование и его механизм» (Сиб. юрид. вестн. 2003. № 1. С. 6-7; № 2. С. 6-7). ляющие основу системы российского права. К ним принято относить конституционное право (самую основную отрасль), административное право, гражданское право, уголовное право, гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Отдельные авторы в числе профилирующих отраслей права называют также административно-процессуальное право, однако, по мнению большинства ученых, такой отрасли в системе российского права не существует. К специальным отраслям относят все остальные отрасли права. В системе российского права принято выделять также простые и сложные отрасли права. Простые - это отрасли, состоящие только из правовых институтов. Сложные - отрасли, содержащие не только институты права, но еще и подотрасли права. Например, в составе гражданского права наряду с институтами права принято выделять некоторые подотрасли права: право собственности, обязательственное право, наследственное право и др. В учебниках по теории государства и права можно встретить и некоторые другие классификации отраслей права. Так, например, выделяются отрасли публичного и отрасли частного права, отрасли материального и отрасли процессуального права. Такие классификации в принципе приемлемы, однако в них есть определенная доля условности. Но об этом более подробно в последнем разделе темы. В заключение коснемся вопроса о так называемых комплексных отраслях права. К ним принято относить такие отрасли, как предпринимательское право, коммерческое право, экологическое право, аграрное (сельскохозяйственное) право и некоторые другие. Данные отрасли права в отличие от профилирующих и специальных отраслей выделяются не по предмету и методу правового регулирования, а по другим основаниям. Выделение комплексных отраслей права связано преимущественно с существованием межотраслевых (комплексных) нормативных правовых актов, которые объединяют в своем составе нормы и институты разных профилирующих и специальных отраслей права. Идею комплексных отраслей права разделяют, однако, не все российские ученые. Ряд из них считает, что выделять следует не комплексные отрасли права, а комплексные отрасли законодательства. В этой связи вопрос о комплексных отраслях права нуждается в дальнейшем изучении. 5. Правовые общности. Как уже отмечалось, во многих системах права встречаются подразделения более крупные, чем отрасли права. Ввиду отсутствия строго определенного термина, обозначающего эти подразделения, назовем их правовыми общностями. Правовые общности - самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права. Вместе с тем не существует какого-то единого критерия для выделения тех или иных правовых общностей, в связи с чем их можно выделять по различным основаниям. В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности, как публичное и частное право, материальное и процессуальное право, международное и собственно национальное (внутригосударственное) право. Публичное и частное право выделяют в системе права, исходя из того, чьи интересы - общие (публичные) или частные -защищают нормы позитивного права. Публичное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы, т. е. интересы государства и общества. Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения - отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой. В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества и т. п. В этой связи к публичному праву принята относить нормы таких отраслей права, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и некоторых других. Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и их объединений. Его формирование обусловлено появлением частной собственности и теми отношениями, которые возникают на ее основе. Поэтому частное право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения - отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры. Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие, главным образом, имущественные отношения. К частному праву относятся также нормы трудового и семейного права. Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали все, что относится к положению государства, а частным - все, что относится к пользе отдельных лиц. Образец частного права они видели в римском гражданском праве. Впоследствии идея деления права на публичное и частное получила широкое распространение в странах континентальной Европы, право которых сложилось на основе римского права. Кстати, характерной чертой права этих стран (его называют романо-германским правом) является его деление на публичное и частное. В современной отечественной науке признается деление на публичное и частное и ныне действующего российского права. Вместе с тем многие российские исследователи отмечают некоторую условность деления права на публичное и частное, поскольку частное право опирается на публичное и не может существовать без него, а публичное право, обеспечивая общие интересы, так или иначе, защищает и частные интересы. Кроме того, в современном праве, как считают отдельные авторы, наблюдается так называемая публицизация частного права, связанная с вторжением в сферу частного права элементов публично-правового регулирования (ограничение права частной собственности, свободы договоров и т. д.). И, наоборот, в отдельных странах (например, в России) имеет место «приватизация» публичного права, вызванная переходом к рыночной экономике. По иным критериям выделяются материальное и процессуальное право. Как принято считать, нормы материального права осуществляют непосредственное регулирование тех или иных общественных отношений и закрепляют исходные юридические права и обязанности участников этих отношений. В частности, они определяют правовое положение различных субъектов права, закрепляют отношения собственности и неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности государственных органов и организаций, устанавливают основания и меры юридической ответственности и т. д. Нормы процессуального права - это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию. Они определяют порядок и процедуры применения норм материального права. Осно- ву процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел в соответствующих юридических процессах. В отечественной теории государства и права к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к процессуальному праву - уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Вследствие этого две последние отрасли называют процессуальным правом, остальные - материальным правом. Такое деление, однако, представляется не вполне корректным, так как в составе целого ряда отраслей, традиционно называемых отраслями материального права, содержится довольно много процессуальных норм (например, в конституционном, административном, трудовом праве). Поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не отрасли, а нормы права. Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и собственно национальное (внутригосударственное) право. Это связано с интеграцией международного права в структуру национальных правовых систем. Вообще международное право - это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами. Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности (например, международное публичное и международное частное право). В то же время международное право оказывает серьезное влияние на право конкретных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру. Это обусловлено все возрастающим сотрудничеством различных государств мира друг с другом, заключением между ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества и т. д. В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы международного права. Так, согласно уже упоминавшейся ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Это значит, что в состав российского права, его системы входят, во- первых, общепризнанные принципы международного права, во-вторых, общепризнанные нормы международного права, и, в-третьих, нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации. Вследствие этого данная часть норм международного права (но не все международное право в целом) выступает в системе российского права как соответствующая правовая общность - международное право. Другую общность - собственно национальное право - составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение. Это вытекает из содержания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед ее внутренними законами. Включение Конституцией РФ в состав российской правовой системы общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации приводит некоторых авторов к выводу о необходимости выделения в системе российского права особой отрасли права - международного права. Однако правы, как представляется, те, кто считает, что нормы международного права входят в систему российского права не в качестве особой его отрасли, а как составные части соответствующих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д. То есть в составе тех или иных отраслей права можно обнаружить нормы и собственно российского, и международного права. Это дает основание утверждать, что в системе российского права международное право следует выделять не в качестве отрасли права, а в качестве соответствующей правовой общности, нормы которой входят в состав различных отраслей российского права. В отдельных системах права могут быть выделены и некоторые другие правовые общности. Например, в праве англосаксонской правовой семьи (право Англии, США, Канады и других государств) могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости, которые, как принято считать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим место в правовых системах романо-германской правовой семьи. Контрольные вопросы 1. Что следует понимать под системой права? Каковы ее признаки и структурные подразделения? 2. Какое отношение к системе права имеют принципы права? Что под ними понимается и на какие виды их можно подразделить? 3. Что понимается под нормами права? Каковы их признаки, виды, структура? 4. На основе каких критериев принято выделять институты и отрасли права? Что понимается под институтом и отраслью права? На какие виды их можно подразделить? 5. Что такое «правовая общность», и какие правовые общности можно выделить в системе права современных государств? Литература 1. Агарков М. М. Ценность частного права / М. М. Агарков // Правоведение. - 1992. -№ 1. -С. 25-41. 2. Агарков М. М. Ценность частного права / М. М. Агарков // Правоведение. - 1992. - № 2. - С. 31 - 48. 3. Алексеев С. С. Частное право / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. -160 с. 4. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистиче- 1 ского права / В. М. Баранов; под ред. М. И. Байтина. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1978. -148 с. 5. Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве / Н. А. Власенко. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1974. - 99 с. 6. Киримова Е. А. Правовой институт: понятие и виды / Е. А. Киримо-ва. - Саратов: Изд-во Саратов, гос. акад. права, 2000. - 54 с. 7. Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права / В. Л. Кулапов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 112 с. 8. Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России / И. И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997. - 90 с. 9. Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. -248 с. 10. Рыбушкин Н. Н. Запрещающие нормы в советском праве / Н. Н. Рыбушкин. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 112 с. 11. Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права / И. Н. Сеня-кин. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 97 с. 12. Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник для юрид. факультетов и вузов / Ю. А. Тихомиров. - М.: БЕК, 1995. - 496 с.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |