Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность и назначение права 3 страница




Право в узком (юридическом) смысле - это установленные или санкционированные государством нормы, а также закреплен­ные в этих нормах юридические права, выступающие в качестве возможностей, которыми государство наделяет участников обще­ственных отношений или которые оно признает за ними. То есть правом в юридическом смысле являются не только возможности определенного поведения (юридические права), но и нормы, пра­вила поведения, установленные или санкционированные государ­ством и закрепляющие эти возможности. В этой связи в юриспру­денции слово «право» употребляется в двух значениях: во-первых, им обозначают установленные или санкционированные государст­вом нормы, правила поведения и, во-вторых, юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники регули­руемых этими нормами общественных отношений.


Установленные, а также санкционированные государством нормы принято называть объективным правом (или правом в объективном смысле), а юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники регулируемых этими нормами общественных отношений - субъективным правом (или правом в субъективном смысле). Объективное и субъективное право нахо­дятся в неразрывном единстве и образуют так называемое пози­тивное право. В то же время объективное и субъективное право -разные юридические явления, хотя и находящиеся в неразрывном единстве. Объективное право - это нормы (нормы права), субъек­тивное право - это предусмотренные данными нормами возмож­ности определенного поведения (юридические права).

Таким образом, право в юридическом смысле - это по сути дела позитивное право, состоящее из объективного и субъективно­го права. Но поскольку субъективное право производно от объек­тивного права (в том смысле, что оно всегда, так или иначе, преду­смотрено нормами права), то под позитивным правом обычно под­разумевают только объективное право. Однако истолкование по­зитивного права как права в объективном смысле, как норм, уста­новленных или санкционированных государством, еще не дает о нем полного представления и не раскрывает его понятия. Поэтому чтобы раскрыть понятие позитивного (объективного) права, нужно рассмотреть его основные признаки. Полагаю, что этими призна­ками являются: нормативность, общеобязательность, систем­ность, государственно-волевой характер, формальная опреде­ленность и гарантированность.

Нормативность позитивного права выражается в том, что оно состоит из норм. Нормы права - это определенные правила поведения. Они адресуются людям и их организациям и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения (отноше­ния между людьми). Нормы права - это правила общего характе­ра. Они являются неперсонифицированными правилами поведе­ния, поскольку адресуются не конкретным лицам, а неопределен­ному множеству людей и организаций, и рассчитаны не на кон­кретные общественные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев.


Общеобязательность - признак, тесно связанный с норма­тивностью. Нормы права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера. Общим характером, в принципе, обладают любые правила поведения (обычаи, нормы морали, технические нормы и т. д.), а вот общеобязательность присуща только нормам права. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Вся­кий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен посту­пать в соответствии с ее предписанием, иначе может быть наказан.

Системность позитивного права проявляется в том, что нор­мы, из которых оно состоит, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общест­венные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в ком­плексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институ­ты и отрасли права. Позитивное право (особенно это относится к современному праву) - не простая совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система.

Государственно-волевой характер позитивного права вы­ражается в том, что оно в отличие от естественного права возника­ет не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного пра­ва либо непосредственно устанавливаются государством, его орга­нами, либо возникают в результате государственного санкциони­рования, когда государство или признает в качестве правовых ка­кие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает ус­танавливать нормы права определенным негосударственным орга­низациям. Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитив­ного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части (например, тех или иных классов, социальных групп и т. д.)

Формальная определенность. Этот признак довольно часто выделяют среди признаков права, поскольку нормы позитивного права в основной своей массе обладают формальной определенно­стью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство пра­вовых норм письменно, формально закреплено в различных офи­циальных документах (законах, кодексах, договорах и т. д.) или


других источниках (например, в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им из­вестную четкость и определенность.

И, наконец, гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания.

Рассмотрев основные признаки позитивного права, права в юридическом смысле, можно дать ему следующее определение. Позитивное право - это система установленных или санкцио­нированных государством норм поведения, которые обяза­тельны для всех членов общества и действие которых гаран­тируется государством. И хотя не все из перечисленных выше признаков вошли в это определение, оно, тем не менее, позволяет кратко выразить понятие позитивного права - права в юридиче­ском смысле.

3. Сущность права. Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятель­ное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе и в чем его смысл. Сущность - это как бы скрытая, невидимая сторона права, его суть, без которой нет права как такового.

Уяснение вопроса о сущности права, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, посколь­ку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменя­ется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права, так же как и вопрос о сущности государства, рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с надклассовых, обще­социальных позиций.


Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих клас­сов, она прямо подчеркивает классовый характер права, и сущ­ность права видит именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов.

Надклассового, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются различные немарксистские тео­рии, к которым относятся и теория естественного права, и юриди­ческий позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспру­денция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права - как политическую справедливость, как божественную во­лю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т. д., - но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса.

Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современная отечественная теория государства и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутст­вует. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право - это обеспеченный государственным принуждени­ем мощный социально-нормативный регулятор, определитель воз­можного и обязательного поведения1. По мнению других, право по своей сущности - это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными усло­виями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масшта­ба, меры поведения и деятельности людей3. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право - это мера свободы (а также

См.: ВенгеровА. Б. Теория государства и права: учебник. М., 1998. С. 376.

См.: Общая теория государства и права: академ. курс в 2 т. Т. 2. Теория права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 42.

См.: Теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 100.


справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права.

Опять же не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущ­ность права, хочу обратить внимание на то, что не бывает сущно­сти права вообще, а есть сущность естественного права, т. е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т. е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право - явления не совпадающие.

Сущность права в общесоциальном смысле (сущность ес­тественного права), как представляется, непосредственно выраже­на в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная об­щественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а пове­дения, которое оправданно с точки зрения социальных условий жизни людей, признается и одобряется обществом.

Близкой к сущности естественного права, но все же не тожде­ственной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъ­ективные права - это, как отмечалось выше, закрепленные в объ­ективном праве или дозволенные им возможности, свобода опре­деленного поведения участников общественных отношений. По­этому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправ­данная свобода, сколько признанная или установленная государст­вом свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений. Даже тогда, когда государство признает естест­венные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно пре­вращает эти права в субъективные, и социально оправданная сво-

1 См., например: Деревнин А. А., Петрушев В. А. Теория права: учеб. пособие. Ч. 1. Иркутск, 1994. С. 30; Теория права и государства: учебник / под ред. Г. Н.. Манова.. М., 1995. С. 28-29; Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М, 1997. С. 236.


бода, составляющая сущность этих естественных прав, превраща­ется в признанную государством свободу.

Следовательно, сущность субъективного права будет со­ставлять установленная или признанная государством в нормах объективного права свобода (мера свободы) поведения участников соответствующих общественных отношений.

Что же касается сущности объективного права, то едва ли правильно видеть ее в свободе или мере свободы. Регулируя обще­ственные отношения при помощи норм объективного права, госу­дарство, разумеется, определяет в этих нормах свободу поведения участников общественных отношений, устанавливая меру, грани­цы этой свободы. Но это совсем не означает, что данная свобода составляет сущность объективного права. Государство устанавли­вает юридические нормы или санкционирует в качестве таковых какие-либо правила поведения, в общем-то, не совсем для того, чтобы определять свободу поведения участников общественных отношений и, как полагают отдельные исследователи, гарантиро­вать ее. Смысл установления юридических норм состоит в том, чтобы определенным образом урегулировать общественные отно­шения и создать в обществе требуемый порядок. Этот порядок может создаваться как в интересах всего общества, так и в интере­сах какой-либо его части. Поэтому сущность объективного пра­ва состоит, как представляется, в том, что оно есть государствен­ный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок.

4. Право и государство. Это вопрос о соотношении, взаи­модействии права и государства. Хотя право и государство - со­вершенно разные социальные явления, они, тем не менее, тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве и опре­деленным образом взаимодействуют друг с другом.

В ряде современных учебников по теории государства и права обращается внимание на то, что в вопросе о соотношении права и государства существует два основных подхода: этатический (эта­тистский) и естественноправовой. Эти подходы именуют также концепциями - соответственно этатически-тоталитарной и либе­ральной.


Этатический (государственный) подход исходит из приори­тета (примата) государства над правом. С точки зрения этого под­хода право есть продукт, результат деятельности государства. Оно всецело зависит от государства, поскольку им устанавливается или санкционируется.

Естественно-правовой подход в отличие от этатического, наоборот, исходит из приоритета (примата) права над государст­вом. Согласно этому подходу право возникает раньше, чем госу­дарство, и государственной властью не устанавливается. Более того, государство в своей деятельности должно быть связано пра­вом и подчиняться ему.

Несложно заметить, что каждый из этих подходов базируется на определенном понимании права. Поэтому вопрос о соотношении права и государства связан с вопросом о понятии права и решается в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие.

Если право рассматривать в общесоциальном смысле, как ес­тественное право, то в соотношении с государством оно, безуслов­но, должно обладать приоритетом. Во-первых, оно возникает до и независимо от государства и, во-вторых, государство в принципе должно его учитывать (и на самом деле, так или иначе, учитыва­ет), желая того или не желая. Трудно себе представить, чтобы го­сударство вообще не признавало естественного права и никак не учитывало его в своих нормах. Хочет оно того или нет, но как ор­ганизация, управляющая обществом, государство вынуждено, хотя бы в минимальной степени, считаться с требованиями естествен­ного права.

Иначе будет выглядеть соотношение государства с позитив­ным правом, т. е. с правом в юридическом смысле. Здесь уже бес­спорен примат государства перед правом, ибо позитивное право -продукт деятельности государства. Вместе с тем едва ли правиль­но абсолютизировать этот примат. Несмотря на то, что нормы по­зитивного права устанавливаются или санкционируются государ­ством и в них выражается государственная воля, позитивное право не является произвольным творением государства. Государство, как только что было отмечено, все равно вынуждено, так или ина­че, считаться с естественным правом, складывающимся в общест­ве помимо воли государства. В связи с этим государство не столь-


ко творит позитивное право, сколько юридически оформляет то, что уже созрело в обществе в качестве объективных потребностей, хотя не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться и волюнтаристские установления государства.

Рассматривая соотношение государства и позитивного права, важнее обратить внимание на их неразрывную взаимосвязь и не­возможность существования друг без друга, поскольку как госу­дарство не может обойтись без позитивного права, так и позитив­ное право не может обойтись без государства. Государство не мо­жет обойтись без позитивного права, прежде всего, потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет, так сказать, конституирует. В нормах позитивного пра­ва закрепляются форма правления, форма государственного устрой­ства, политический режим, система государственных органов и дру­гие атрибуты государственной власти. Кроме того, государство ис­пользует позитивное право в качестве регулятора общественных отношений. С помощью юридических норм государство упорядо­чивает многие общественные отношения, направляя их развитие в нужное русло и создавая в обществе необходимый порядок.

С другой стороны, позитивное право не может обойтись без государства. Без него оно не может ни возникнуть, ни функциони­ровать. Нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством. Следовательно, без государства, без государственного участия позитивное право просто не способно возникнуть. Вместе с тем без государства оно не способно и функ­ционировать, так как государство не только защищает нормы пози­тивного права, поддерживая их силой своего принуждения, но и в необходимых случаях обеспечивает и даже организует их реализацию.

5. Социальное назначение и функции права. Вопрос о социальном назначении и функциях права также самым тесным образом связан с вопросом о понятии и сущности права. Эта связь аналогична той, которая имеет место между вопросом о социаль­ном назначении и функциях государства и вопросом о его понятии и сущности. Нельзя до конца понять, что такое право, не выяснив, в чем его социальное назначение и какую роль оно играет в жизни общества. С другой стороны, в социальном назначении и функци­ях находит свое проявление сущность права.


Прежде всего, попытаемся выяснить, в чем состоит социаль­ное назначение права? Если обратиться к современным учебникам по теории государства и права, то в некоторых из них можно про­читать, что социально е назначение права состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в созда­нии необходимых условий для реализации прав граждан и нор­мального функционирования гражданского общества. Думается, однако, что это не совсем так. Во-первых, подобные высказывания не проводят никакого различия между естественным и позитив­ным правом и, во-вторых, они несколько идеализируют назначе­ние права, если говорить о праве позитивном.

Естественное право как социально оправданная, признаваемая в обществе свобода, возможность определенного поведения дейст­вительно связано с обеспечением свободы людей, с утверждением в обществе начал справедливости, чего нельзя безоговорочно ска­зать о позитивном праве. Позитивное право - это в основе своей государственный регулятор общественных отношений, и оно только тогда может быть обеспечителем свободы, только тогда может утверждать в обществе начала справедливости и создавать необходимые условия для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества, когда государство бу­дет проникнуто заботой об обществе, будет служить ему и осуще­ствлять свою деятельность в интересах всего общества. А это воз­можно только в демократически развитых, правовых государствах. Поэтому, говоря о социальном назначении позитивного права, не­обходимо учитывать, что в государствах с разными политически­ми режимами оно выполняет не совсем одинаковые социальные функции и, следовательно, его социальное назначение в них тоже будет не совсем одинаковым. Тем не менее, если говорить о соци­альном назначении позитивного права в целом, т. е. безотноси­тельно к конкретным государствам, то оно, как представляется, состоит в том, чтобы через регулирование соответствующих об­щественных отношений утвердить и поддерживать в обществе тот порядок, в котором заинтересовано государство.

Социальное назначение позитивного права не следует ото­ждествлять с его ролью в общественной жизни. Назначение пози­тивного права, как только что было отмечено, состоит в том, что-


бы определенным образом регулировать общественные отношения и через это регулирование утверждать в обществе соответствую­щий порядок. Однако социальное назначение права выражает только основную его роль в общественной жизни. Наряду с ней позитивное право может выполнять и другие ролевые функции, например, быть источником информации о том, как осуществляет­ся правовое регулирование тех или иных общественных отноше­ний, быть критерием оценки поведения людей, средством воспита­тельного воздействия и т. д.

Социальное назначение позитивного права и в целом его роль в общественной жизни проявляются в его функциях. Функции позитивного права - это определенные направления воздейст­вия позитивного права на общественные отношения, в кото­рых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно выделить следую­щие признаки функций позитивного права.

Во-первых, функции позитивного права - это определенные направления его воздействия на общественные отношения. То есть функции права - это не просто воздействие права на общест­венные отношения, а определенные направления этого воздейст­вия. Само по себе воздействие позитивного права на обществен­ные отношения может быть различным. Оно может быть, напри­мер, эффективным или неэффективным, непосредственным и опо­средствованным. Функции же права - это не вообще воздействие на общественные отношения, а именно определенные направления этого воздействия. Кроме того, функции позитивного права - это не обязательно только основные направления воздействия права, на чем настаивают многие исследователи. К функциям права сле­дует относить и основные, и неосновные направления воздействия права на общественные отношения. Например, одной из функций позитивного права является информационная функция. Однако едва ли правильно считать эту функцию одним из основных на­правлений воздействия позитивного права на общественную жизнь.

Во-вторых, функции позитивного права - это такие направле­ния его воздействия на общественные отношения, в которых вы­ражается сущность позитивного права. Сущность позитивного


права как бы является в его функциях, выходит через них из глу­бины на поверхность. Особенно это характерно для основных функций позитивного права, в которых выражена его роль как го­сударственного регулятора общественных отношений.

В-третьих, функции позитивного права - это такие направле­ния его воздействия на общественные отношения, в которых вы­ражается социальное назначение позитивного права и вообще его роль в общественной жизни. То есть функции позитивного права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как социальное назначение права, его основную, служебную роль, так и вообще роль в общественной жизни. При этом роль позитив­ного права вообще характеризуют все его функции, а служебную роль - только основные.

Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, необхо­димо также обратить внимание на их классификацию. В учебниках по теории государства и права функции позитивного права (их именуют просто функциями права) чаще всего подразделяют на общесоциальные и собственно правовые. К первым относят эко­номическую, политическую, воспитательную и некоторые другие функции, подчеркивая при этом их совпадение с аналогичными функциями государства. Ко вторым относят регулятивную стати­ческую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как ре­гулятора общественных отношений.

Несмотря на достаточно широкое распространение и почти всеобщее признание, данная классификация представляется все же не совсем удачной и не вполне приемлемой1. В этой связи считаю необходимым предложить иную классификацию функций позитив­ного права, которая будет проведена по нескольким основаниям.

Прежде всего, функции позитивного права можно классифи­цировать по тем же основаниям, что и функции государства. Это обусловлено тем, что позитивное право и государство находятся в неразрывном единстве и позитивное право, претворяя в жизнь по­литику государства, практически дублирует все его функции. В этой связи функции позитивного права, как и функции государст-

1 Критические замечания по этому поводу см. в нашей статье «О понятии и клас­сификации функций позитивного права» (Сиб. юрид. вестн. 2000. № 4. С. 5).


ва, можно классифицировать по значимости, по направленности (или сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру и по продолжительности осуществления.

По значимости функции позитивного права могут быть под­разделены на основные и неосновные. Основные - это функции, характеризующие социальное назначение права, его роль как регу­лятора общественных отношений. Неосновные - остальные его функции.

По направленности (сфере распространения) функции пози­тивного права могут быть подразделены на внутренние и внеш­ние. Внутренние - это функции, которые право выполняет внутри страны, внешние - за ее пределами. Позитивное право вьшолняет свои функции в основном внутри страны, поскольку является внутренним регулятором общественных отношений. Вместе с тем известно и так называемое экстерриториальное действие права, т. е. его действие за пределами территории страны. Кроме того, не­редко международные договоры государства входят в состав его правовой системы (см., например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем правовые нормы, содержащиеся в этих договорах, дей­ствуют как внутри страны, так и за ее пределами.

По сферам общественной жизни можно выделить экономи­ческие, политические, социальные и идеологические функции. Экономические - это функции, осуществляемые позитивным правом в сфере экономики (например, правовое регулирование предпринимательской деятельности), политические - функции, осуществляемые в сфере политики (например, правовое регулиро­вание отношений государства с политическими партиями), соци­альные - функции, осуществляемые в социальной сфере (напри­мер, правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения), идеологические - это функции, осуществляемые позитивным правом в духовной сфере (например, правовое регулирование об­разовательной деятельности).

Нередко, кроме названных, выделяют также экологические функции, функции, осуществляемые позитивным правом в облас­ти охраны окружающей среды.

Кстати, данная классификация позволяет увидеть, насколько широка сфера правового регулирования. Она охватывает практи­чески все основные области общественной жизни.


По характеру функции позитивного права могут быть под­разделены на общесоциалъные и сословно-классовые. Общесо­циальные - это функции, связанные с обеспечением интересов всего общества, сословно-классовые - с обеспечением интересов каких-либо классов, сословий и т. п.

По продолжительности осуществления функции позитивно­го права можно подразделить на постоянные и временные. По­стоянные - это функции, осуществляемые правом неопределенно длительное время, временные - в течение определенного време­ни. Подавляющее большинство общественных отношений, состав­ляющих предмет правового регулирования, регулируется позитив­ным правом неопределенно длительное время, но есть и такие, ко­торые регулируются правом в течение строго определенного вре­мени.

Рассмотренные классификации позволяют получить опреде­ленное представление о многообразии функций позитивного пра­ва. Но они все-таки не раскрывают главного - социальной роли и назначения позитивного права. Поэтому классификацию функций позитивного права необходимо дополнить с учетом его социаль­ной роли и социального назначения.

С учетом социальной роли, т. е. роли в общественной жизни, можно выделить следующие функции позитивного права: регуля­тивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную. Регулятивная функция проявляется в том, что позитивное право регулирует, упорядочивает общественные от­ношения, приводя их в определенную систему. Оценочная функ­ция выражена в оценке поведения участников общественных от­ношений. Позитивное право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение участников этих отношений как правомерное и неправомерное, как желательное и нежелатель­ное и т. д. Суть воспитательной функции состоит в том, что пози­тивное право, регулируя общественные отношения, выступает од­новременно в качестве образца, эталона поведения, воспитывая у людей привычку совершать одни действия и воздерживаться от других. Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять информационную функцию. Правовые нор­мы, будучи закрепленными в официальных документах, становят­ся источником информации, информируя о том, как регулируются




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.