КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, сущность и назначение права 3 страницаПраво в узком (юридическом) смысле - это установленные или санкционированные государством нормы, а также закрепленные в этих нормах юридические права, выступающие в качестве возможностей, которыми государство наделяет участников общественных отношений или которые оно признает за ними. То есть правом в юридическом смысле являются не только возможности определенного поведения (юридические права), но и нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и закрепляющие эти возможности. В этой связи в юриспруденции слово «право» употребляется в двух значениях: во-первых, им обозначают установленные или санкционированные государством нормы, правила поведения и, во-вторых, юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники регулируемых этими нормами общественных отношений. Установленные, а также санкционированные государством нормы принято называть объективным правом (или правом в объективном смысле), а юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники регулируемых этими нормами общественных отношений - субъективным правом (или правом в субъективном смысле). Объективное и субъективное право находятся в неразрывном единстве и образуют так называемое позитивное право. В то же время объективное и субъективное право -разные юридические явления, хотя и находящиеся в неразрывном единстве. Объективное право - это нормы (нормы права), субъективное право - это предусмотренные данными нормами возможности определенного поведения (юридические права). Таким образом, право в юридическом смысле - это по сути дела позитивное право, состоящее из объективного и субъективного права. Но поскольку субъективное право производно от объективного права (в том смысле, что оно всегда, так или иначе, предусмотрено нормами права), то под позитивным правом обычно подразумевают только объективное право. Однако истолкование позитивного права как права в объективном смысле, как норм, установленных или санкционированных государством, еще не дает о нем полного представления и не раскрывает его понятия. Поэтому чтобы раскрыть понятие позитивного (объективного) права, нужно рассмотреть его основные признаки. Полагаю, что этими признаками являются: нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой характер, формальная определенность и гарантированность. Нормативность позитивного права выражается в том, что оно состоит из норм. Нормы права - это определенные правила поведения. Они адресуются людям и их организациям и призваны регулировать, упорядочивать общественные отношения (отношения между людьми). Нормы права - это правила общего характера. Они являются неперсонифицированными правилами поведения, поскольку адресуются не конкретным лицам, а неопределенному множеству людей и организаций, и рассчитаны не на конкретные общественные отношения, случаи, а на неопределенное число одинаковых, типичных отношений и случаев. Общеобязательность - признак, тесно связанный с нормативностью. Нормы права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера. Общим характером, в принципе, обладают любые правила поведения (обычаи, нормы морали, технические нормы и т. д.), а вот общеобязательность присуща только нормам права. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с ее предписанием, иначе может быть наказан. Системность позитивного права проявляется в том, что нормы, из которых оно состоит, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Позитивное право (особенно это относится к современному праву) - не простая совокупность норм, а единая в масштабах всего государства их система. Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно в отличие от естественного права возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признает в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части (например, тех или иных классов, социальных групп и т. д.) Формальная определенность. Этот признак довольно часто выделяют среди признаков права, поскольку нормы позитивного права в основной своей массе обладают формальной определенностью. Это проявляется в том, что подавляющее большинство правовых норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах (законах, кодексах, договорах и т. д.) или других источниках (например, в священных книгах). Это делает правовые нормы доступными для восприятия и придает им известную четкость и определенность. И, наконец, гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения. Для этого в нормах права предусматриваются различные меры воздействия, которые государство может применить к тем, кто отступает от требований правовых норм, не выполняет содержащиеся в них предписания. Рассмотрев основные признаки позитивного права, права в юридическом смысле, можно дать ему следующее определение. Позитивное право - это система установленных или санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех членов общества и действие которых гарантируется государством. И хотя не все из перечисленных выше признаков вошли в это определение, оно, тем не менее, позволяет кратко выразить понятие позитивного права - права в юридическом смысле. 3. Сущность права. Вопрос о сущности права тесно связан с вопросом о понятии права, но имеет вместе с тем самостоятельное значение. Если понятие права отражает основные, наиболее существенные признаки права, то сущность говорит о том, что есть право само по себе и в чем его смысл. Сущность - это как бы скрытая, невидимая сторона права, его суть, без которой нет права как такового. Уяснение вопроса о сущности права, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения. Прежде всего, нужно отметить, что вопрос о сущности права, так же как и вопрос о сущности государства, рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с надклассовых, общесоциальных позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивает классовый характер права, и сущность права видит именно в этой воле. С точки зрения марксистко-ленинской теории право по своей сути и есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Надклассового, общесоциального подхода в понимании сущности права придерживаются различные немарксистские теории, к которым относятся и теория естественного права, и юридический позитивизм, и нормативизм, и социологическая юриспруденция, и многие другие. Они по-разному определяют сущность права - как политическую справедливость, как божественную волю, как общую волю, как меру свободы, как защищенный интерес и т. д., - но ни одна из них не рассматривает право с классовых позиций и не сводит его к возведенной в закон воле того или иного класса. Преимущественно с общесоциальных позиций характеризует сущность права и современная отечественная теория государства и права, хотя единое понимание сущности права здесь тоже отсутствует. В частности, одни исследователи сущность права видят в том, что право - это обеспеченный государственным принуждением мощный социально-нормативный регулятор, определитель возможного и обязательного поведения1. По мнению других, право по своей сущности - это охраняемая государственным принуждением нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений. С точки зрения третьих сущностью права является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества общая воля, которая выражена в законе и вследствие этого выступает в качестве общего масштаба, меры поведения и деятельности людей3. Наконец, четвертые сущность права видят в том, что право - это мера свободы (а также См.: ВенгеровА. Б. Теория государства и права: учебник. М., 1998. С. 376. См.: Общая теория государства и права: академ. курс в 2 т. Т. 2. Теория права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 42. См.: Теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 100. справедливости), гарантированная государством. Встречаются и другие высказывания относительно сущности права. Опять же не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов на сущность права, хочу обратить внимание на то, что не бывает сущности права вообще, а есть сущность естественного права, т. е. права в общесоциальном смысле, и сущность позитивного права, т. е. права в юридическом смысле, есть сущность объективного права и сущность субъективного права. Это разные сущности, поскольку естественное и позитивное право, объективное и субъективное право - явления не совпадающие. Сущность права в общесоциальном смысле (сущность естественного права), как представляется, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправданно с точки зрения социальных условий жизни людей, признается и одобряется обществом. Близкой к сущности естественного права, но все же не тождественной ей, можно считать сущность субъективного права. Субъективные права - это, как отмечалось выше, закрепленные в объективном праве или дозволенные им возможности, свобода определенного поведения участников общественных отношений. Поэтому сущность субъективного права тоже составляет свобода, но в отличие от естественного права это не столько социально оправданная свобода, сколько признанная или установленная государством свобода. Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений. Даже тогда, когда государство признает естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная сво- 1 См., например: Деревнин А. А., Петрушев В. А. Теория права: учеб. пособие. Ч. 1. Иркутск, 1994. С. 30; Теория права и государства: учебник / под ред. Г. Н.. Манова.. М., 1995. С. 28-29; Теория государства и права: учебник / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М, 1997. С. 236. бода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять установленная или признанная государством в нормах объективного права свобода (мера свободы) поведения участников соответствующих общественных отношений. Что же касается сущности объективного права, то едва ли правильно видеть ее в свободе или мере свободы. Регулируя общественные отношения при помощи норм объективного права, государство, разумеется, определяет в этих нормах свободу поведения участников общественных отношений, устанавливая меру, границы этой свободы. Но это совсем не означает, что данная свобода составляет сущность объективного права. Государство устанавливает юридические нормы или санкционирует в качестве таковых какие-либо правила поведения, в общем-то, не совсем для того, чтобы определять свободу поведения участников общественных отношений и, как полагают отдельные исследователи, гарантировать ее. Смысл установления юридических норм состоит в том, чтобы определенным образом урегулировать общественные отношения и создать в обществе требуемый порядок. Этот порядок может создаваться как в интересах всего общества, так и в интересах какой-либо его части. Поэтому сущность объективного права состоит, как представляется, в том, что оно есть государственный регулятор общественных отношений, при помощи которого государство создает и поддерживает в обществе определенный порядок. 4. Право и государство. Это вопрос о соотношении, взаимодействии права и государства. Хотя право и государство - совершенно разные социальные явления, они, тем не менее, тесно связаны между собой, находятся в неразрывном единстве и определенным образом взаимодействуют друг с другом. В ряде современных учебников по теории государства и права обращается внимание на то, что в вопросе о соотношении права и государства существует два основных подхода: этатический (этатистский) и естественноправовой. Эти подходы именуют также концепциями - соответственно этатически-тоталитарной и либеральной. Этатический (государственный) подход исходит из приоритета (примата) государства над правом. С точки зрения этого подхода право есть продукт, результат деятельности государства. Оно всецело зависит от государства, поскольку им устанавливается или санкционируется. Естественно-правовой подход в отличие от этатического, наоборот, исходит из приоритета (примата) права над государством. Согласно этому подходу право возникает раньше, чем государство, и государственной властью не устанавливается. Более того, государство в своей деятельности должно быть связано правом и подчиняться ему. Несложно заметить, что каждый из этих подходов базируется на определенном понимании права. Поэтому вопрос о соотношении права и государства связан с вопросом о понятии права и решается в зависимости от того, какой смысл вкладывается в это понятие. Если право рассматривать в общесоциальном смысле, как естественное право, то в соотношении с государством оно, безусловно, должно обладать приоритетом. Во-первых, оно возникает до и независимо от государства и, во-вторых, государство в принципе должно его учитывать (и на самом деле, так или иначе, учитывает), желая того или не желая. Трудно себе представить, чтобы государство вообще не признавало естественного права и никак не учитывало его в своих нормах. Хочет оно того или нет, но как организация, управляющая обществом, государство вынуждено, хотя бы в минимальной степени, считаться с требованиями естественного права. Иначе будет выглядеть соотношение государства с позитивным правом, т. е. с правом в юридическом смысле. Здесь уже бесспорен примат государства перед правом, ибо позитивное право -продукт деятельности государства. Вместе с тем едва ли правильно абсолютизировать этот примат. Несмотря на то, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством и в них выражается государственная воля, позитивное право не является произвольным творением государства. Государство, как только что было отмечено, все равно вынуждено, так или иначе, считаться с естественным правом, складывающимся в обществе помимо воли государства. В связи с этим государство не столь- ко творит позитивное право, сколько юридически оформляет то, что уже созрело в обществе в качестве объективных потребностей, хотя не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться и волюнтаристские установления государства. Рассматривая соотношение государства и позитивного права, важнее обратить внимание на их неразрывную взаимосвязь и невозможность существования друг без друга, поскольку как государство не может обойтись без позитивного права, так и позитивное право не может обойтись без государства. Государство не может обойтись без позитивного права, прежде всего, потому, что при помощи позитивного права оно себя юридически закрепляет и оформляет, так сказать, конституирует. В нормах позитивного права закрепляются форма правления, форма государственного устройства, политический режим, система государственных органов и другие атрибуты государственной власти. Кроме того, государство использует позитивное право в качестве регулятора общественных отношений. С помощью юридических норм государство упорядочивает многие общественные отношения, направляя их развитие в нужное русло и создавая в обществе необходимый порядок. С другой стороны, позитивное право не может обойтись без государства. Без него оно не может ни возникнуть, ни функционировать. Нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством. Следовательно, без государства, без государственного участия позитивное право просто не способно возникнуть. Вместе с тем без государства оно не способно и функционировать, так как государство не только защищает нормы позитивного права, поддерживая их силой своего принуждения, но и в необходимых случаях обеспечивает и даже организует их реализацию. 5. Социальное назначение и функции права. Вопрос о социальном назначении и функциях права также самым тесным образом связан с вопросом о понятии и сущности права. Эта связь аналогична той, которая имеет место между вопросом о социальном назначении и функциях государства и вопросом о его понятии и сущности. Нельзя до конца понять, что такое право, не выяснив, в чем его социальное назначение и какую роль оно играет в жизни общества. С другой стороны, в социальном назначении и функциях находит свое проявление сущность права. Прежде всего, попытаемся выяснить, в чем состоит социальное назначение права? Если обратиться к современным учебникам по теории государства и права, то в некоторых из них можно прочитать, что социально е назначение права состоит в обеспечении свободы, утверждении в обществе начал справедливости, в создании необходимых условий для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества. Думается, однако, что это не совсем так. Во-первых, подобные высказывания не проводят никакого различия между естественным и позитивным правом и, во-вторых, они несколько идеализируют назначение права, если говорить о праве позитивном. Естественное право как социально оправданная, признаваемая в обществе свобода, возможность определенного поведения действительно связано с обеспечением свободы людей, с утверждением в обществе начал справедливости, чего нельзя безоговорочно сказать о позитивном праве. Позитивное право - это в основе своей государственный регулятор общественных отношений, и оно только тогда может быть обеспечителем свободы, только тогда может утверждать в обществе начала справедливости и создавать необходимые условия для реализации прав граждан и нормального функционирования гражданского общества, когда государство будет проникнуто заботой об обществе, будет служить ему и осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. А это возможно только в демократически развитых, правовых государствах. Поэтому, говоря о социальном назначении позитивного права, необходимо учитывать, что в государствах с разными политическими режимами оно выполняет не совсем одинаковые социальные функции и, следовательно, его социальное назначение в них тоже будет не совсем одинаковым. Тем не менее, если говорить о социальном назначении позитивного права в целом, т. е. безотносительно к конкретным государствам, то оно, как представляется, состоит в том, чтобы через регулирование соответствующих общественных отношений утвердить и поддерживать в обществе тот порядок, в котором заинтересовано государство. Социальное назначение позитивного права не следует отождествлять с его ролью в общественной жизни. Назначение позитивного права, как только что было отмечено, состоит в том, что- бы определенным образом регулировать общественные отношения и через это регулирование утверждать в обществе соответствующий порядок. Однако социальное назначение права выражает только основную его роль в общественной жизни. Наряду с ней позитивное право может выполнять и другие ролевые функции, например, быть источником информации о том, как осуществляется правовое регулирование тех или иных общественных отношений, быть критерием оценки поведения людей, средством воспитательного воздействия и т. д. Социальное назначение позитивного права и в целом его роль в общественной жизни проявляются в его функциях. Функции позитивного права - это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни. Исходя из этого, можно выделить следующие признаки функций позитивного права. Во-первых, функции позитивного права - это определенные направления его воздействия на общественные отношения. То есть функции права - это не просто воздействие права на общественные отношения, а определенные направления этого воздействия. Само по себе воздействие позитивного права на общественные отношения может быть различным. Оно может быть, например, эффективным или неэффективным, непосредственным и опосредствованным. Функции же права - это не вообще воздействие на общественные отношения, а именно определенные направления этого воздействия. Кроме того, функции позитивного права - это не обязательно только основные направления воздействия права, на чем настаивают многие исследователи. К функциям права следует относить и основные, и неосновные направления воздействия права на общественные отношения. Например, одной из функций позитивного права является информационная функция. Однако едва ли правильно считать эту функцию одним из основных направлений воздействия позитивного права на общественную жизнь. Во-вторых, функции позитивного права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается сущность позитивного права. Сущность позитивного права как бы является в его функциях, выходит через них из глубины на поверхность. Особенно это характерно для основных функций позитивного права, в которых выражена его роль как государственного регулятора общественных отношений. В-третьих, функции позитивного права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение позитивного права и вообще его роль в общественной жизни. То есть функции позитивного права позволяют в развернутом виде раскрыть и охарактеризовать как социальное назначение права, его основную, служебную роль, так и вообще роль в общественной жизни. При этом роль позитивного права вообще характеризуют все его функции, а служебную роль - только основные. Рассматривая вопрос о функциях позитивного права, необходимо также обратить внимание на их классификацию. В учебниках по теории государства и права функции позитивного права (их именуют просто функциями права) чаще всего подразделяют на общесоциальные и собственно правовые. К первым относят экономическую, политическую, воспитательную и некоторые другие функции, подчеркивая при этом их совпадение с аналогичными функциями государства. Ко вторым относят регулятивную статическую, регулятивную динамическую и охранительную функции, которые, как принято считать, выражают специфику права как регулятора общественных отношений. Несмотря на достаточно широкое распространение и почти всеобщее признание, данная классификация представляется все же не совсем удачной и не вполне приемлемой1. В этой связи считаю необходимым предложить иную классификацию функций позитивного права, которая будет проведена по нескольким основаниям. Прежде всего, функции позитивного права можно классифицировать по тем же основаниям, что и функции государства. Это обусловлено тем, что позитивное право и государство находятся в неразрывном единстве и позитивное право, претворяя в жизнь политику государства, практически дублирует все его функции. В этой связи функции позитивного права, как и функции государст- 1 Критические замечания по этому поводу см. в нашей статье «О понятии и классификации функций позитивного права» (Сиб. юрид. вестн. 2000. № 4. С. 5). ва, можно классифицировать по значимости, по направленности (или сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру и по продолжительности осуществления. По значимости функции позитивного права могут быть подразделены на основные и неосновные. Основные - это функции, характеризующие социальное назначение права, его роль как регулятора общественных отношений. Неосновные - остальные его функции. По направленности (сфере распространения) функции позитивного права могут быть подразделены на внутренние и внешние. Внутренние - это функции, которые право выполняет внутри страны, внешние - за ее пределами. Позитивное право вьшолняет свои функции в основном внутри страны, поскольку является внутренним регулятором общественных отношений. Вместе с тем известно и так называемое экстерриториальное действие права, т. е. его действие за пределами территории страны. Кроме того, нередко международные договоры государства входят в состав его правовой системы (см., например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем правовые нормы, содержащиеся в этих договорах, действуют как внутри страны, так и за ее пределами. По сферам общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и идеологические функции. Экономические - это функции, осуществляемые позитивным правом в сфере экономики (например, правовое регулирование предпринимательской деятельности), политические - функции, осуществляемые в сфере политики (например, правовое регулирование отношений государства с политическими партиями), социальные - функции, осуществляемые в социальной сфере (например, правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечения), идеологические - это функции, осуществляемые позитивным правом в духовной сфере (например, правовое регулирование образовательной деятельности). Нередко, кроме названных, выделяют также экологические функции, функции, осуществляемые позитивным правом в области охраны окружающей среды. Кстати, данная классификация позволяет увидеть, насколько широка сфера правового регулирования. Она охватывает практически все основные области общественной жизни. По характеру функции позитивного права могут быть подразделены на общесоциалъные и сословно-классовые. Общесоциальные - это функции, связанные с обеспечением интересов всего общества, сословно-классовые - с обеспечением интересов каких-либо классов, сословий и т. п. По продолжительности осуществления функции позитивного права можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные - это функции, осуществляемые правом неопределенно длительное время, временные - в течение определенного времени. Подавляющее большинство общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, регулируется позитивным правом неопределенно длительное время, но есть и такие, которые регулируются правом в течение строго определенного времени. Рассмотренные классификации позволяют получить определенное представление о многообразии функций позитивного права. Но они все-таки не раскрывают главного - социальной роли и назначения позитивного права. Поэтому классификацию функций позитивного права необходимо дополнить с учетом его социальной роли и социального назначения. С учетом социальной роли, т. е. роли в общественной жизни, можно выделить следующие функции позитивного права: регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную. Регулятивная функция проявляется в том, что позитивное право регулирует, упорядочивает общественные отношения, приводя их в определенную систему. Оценочная функция выражена в оценке поведения участников общественных отношений. Позитивное право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает поведение участников этих отношений как правомерное и неправомерное, как желательное и нежелательное и т. д. Суть воспитательной функции состоит в том, что позитивное право, регулируя общественные отношения, выступает одновременно в качестве образца, эталона поведения, воспитывая у людей привычку совершать одни действия и воздерживаться от других. Обладая формальной определенностью, позитивное право способно выполнять информационную функцию. Правовые нормы, будучи закрепленными в официальных документах, становятся источником информации, информируя о том, как регулируются
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |