КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА
Тема 8 Данной темой мы завершаем общую характеристику права. В ней речь пойдет о внешних формах позитивного права. Позитивное право как система установленных или санкционированных государством норм поведения имеет не только внутреннюю организацию, но и определенные формы внешнего выражения. Эти формы, именуемые в юриспруденции также источниками права, и станут предметом нашего разговора в настоящей теме. Кроме того, в ней мы остановимся и на некоторых других вопросах, связанных, в частности, с таким источником позитивного права, как нормативный правовой акт. Итак, рассмотрим: 1. Понятие формы и источника права; 2. Нормативный правовой акт как форма и источник права; 3. Законы и подзаконные нормативные акты; 4. Понятие и система законодательства; 5. Систематизация законодательства; 6. Санкционированный обычай, юридический прецедент и другие формы (источники) права. 1. Понятие формы и источника права. В отечественной теории государства и права понятие формы права (так же, кстати, как и понятие формы государства) принято раскрывать, опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения. Исходя из этого, различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права -это его структура, т. е. внутреннее строение, внутренняя организация его структурных элементов и, прежде всего, норм права. Внешняя же форма права - это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм. Внешне юридические нормы могут быть выражены в различных формах. Они могут быть выражены в форме обычаев, санкционированных государственной властью в качестве общеобязательных правил поведения, в форме правил, установленных государственными или негосударственными органами и организациями, в фор- ме положений, сформулированных учеными-юристами и признанных государством в качестве норм права, и т. д. Формы внешнего выражения юридических норм в юриспруденции именуют также источниками права, понимая под ними не вообще источники права, а источники права в формальном, юридическом смысле. Это связано с тем, что понятие «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом, формальном и некоторых других смыслах. В частности, под источником права в гносеологическом смысле понимают источник познания права, т. е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т. д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (на- t пример, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда). Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т. д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Источник права в идеологическом (по-другому - в идеальном) смысле - это правосознание, точнее правовая идеология, т. е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права. Под источником права в политическом смысле понимается государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет. Наконец, источник права в формальном (или юридическом) смысле - это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм, т. е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права. Таким образом, внешние формы позитивного права, они же формы внешнего выражения юридических норм, есть не что иное, как источники права в формальном, юридическом смысле. Вследствие этого их часто обозначают термином «формы (источники) права», имея в виду, что речь идет именно о внешних формах позитивного права и одновременно его источниках в формальном, юридическом смысле. Отсюда формы (источники) права можно определить как способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права. А это значит, что формы (источники) права показывают, каким образом нормы позитивного права выражены вовне, каковы способы их внешнего существования, бытия и в каких юридических источниках они закреплены. В различных государствах, а также в каждом отдельно взятом государстве, позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Следовательно, могут существовать и разные юридические источники права. Ими могут быть санкционированные государственной властью обычаи, юридические (судебные или административные) прецеденты, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты и т. д. Наиболее распространенными, начиная с древнейших времен, являются санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты. Это дает отдельным авторам основание рассматривать данные формы и источники права в качестве основных, что представляется не совсем правильным. Санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты можно рассматривать в качестве основных форм и источников права лишь в сопоставлении с другими формами (источниками) права и безотносительно к конкретным государствам. Что же касается конкретных государств, то в них существуют свои основные и неосновные формы (источники) права. Причем к неосновным могут относиться и те, которые причисляются к разряду основных. Например, в нашей стране основными формами (источниками) права являются только нормативные правовые акты. Санкционированные же обычаи и нормативные договоры считаются уже неосновными формами (источниками) права, а юридические прецеденты в их классическом виде отсутствуют вообще. Теперь перейдем к характеристике отдельных форм (источников) права (позитивного права). 2. Нормативный правовой акт как форма и источник права. Нормативный правовой акт (он же нормативно-правовой или просто нормативный акт) считается самой совершенной формой современного позитивного права и наиболее распространенным его источником. В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, но суть их, в общем-то, одна: это официальные документы, содержащие нормы права. Вместе с тем для более полной характеристики нормативно-правового акта как формы и источника позитивного права необходимо рассмотреть его основные признаки. Во-первых, нормативный правовой акт - это определенный документ, т. е. носитель зафиксированной (прежде всего на бумаге) информации. Применительно к праву термин «акт» трактуется либо как действие, либо как документ. Нормативный правовой акт - это документ, который имеет письменную форму и является носителем правовой информации. Во-вторых, нормативный правовой акт - это официальный документ. Он принимается от имени государства, обязателен к исполнению и в случае неисполнения обеспечивается государственным принуждением. Кроме того, он всегда облекается в установленную государством форму: закона, декрета, указа, постановления и т. д. В-третьих, нормативный правовой акт - это документ, который принимается управомоченными на то субъектами или народом. Основными субъектами, управомоченными на принятие нормативно-правовых актов, являются органы государства и другие государственные организации (в частности, государственные учреждения и государственные предприятия). Они наделяются государством определенной правотворческой компетенцией и в пределах этой компетенции могут принимать соответствующие нормативные акты. Кроме того, государство может наделить правотворческой компетенцией и некоторые негосударственные органы и организации и разрешить им принимать нормативные правовые акты по определенному кругу вопросов. В отдельных случаях субъектом правотворчества может выступить также народ (например, в порядке референдума). В-четвертых, нормативный правовой акт - это документ, который принимается в установленном порядке, т. е. в порядке предусмотренной законом процедуры. Процедура принятия нормативно-правового акта называется правотворческим процессом, а деятельность по вынесению нормативно-правовых актов - правотворчеством. В-пятых, нормативный правовой акт - это документ, с помощью которого либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются нормы права. То есть нормативными правовыми актами являются не только акты, устанавливающие новые нормы права, но и акты, изменяющие содержание действующих правовых норм, а также акты, отменяющие, упраздняющие действующие нормы права. В-шестых, нормативный правовой акт - это документ, содержащий нормы права. В нормативно-правовых актах нормы права получают свое официальное закрепление и оформление, в связи с чем эти акты и становятся формой и источником позитивного права. В-седьмых, нормативный правовой акт - это документ, который обладает юридической силой. Формой и источником права может являться только такой нормативный акт, который имеет юридическую силу, т. е. действует. Акт, не вступивший в силу или утративший ее, формой и источником права, как правило, не является. Исключение составляют нормативно-правовые акты, формально утратившие силу, но фактически продолжающие еще действовать (случаи «переживания» закона)1. Исходя из приведенных признаков, можно дать следующее определение нормативно-правовому акту: это принятый в установленном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права. Нормативный правовой акт как форму и источник права не следует полностью отождествлять с нормативным актом. Хотя нормативный правовой акт очень часто называют просто норма- 1 Подробнее об этом см. нашу консультацию по теме «Правовое регулирование и его механизм» (Сиб. юрвд. вестн. 2003. № 2. С. 4). тивным актом, тем не менее, нормативный и нормативно-правовой акт - это не одно и то же. Понятие «нормативный акт» шире, чем понятие «нормативный правовой акт», так как нормативными могут быть не только правовые, но и неправовые акты. Например, инструкции, содержащие правила обращения с бытовыми приборами, являются нормативными, но не являются правовыми актами. Неправовыми могут быть также нормативные акты тех или иных негосударственных организаций, например, уставы политических партий. Поэтому когда нормативные правовые акты называют просто нормативными актами, то это, скорее всего, делается для краткости обозначения, поскольку правовой характер таких актов подразумевается. Не следует нормативный правовой акт отождествлять и с правовым актом, так как правовыми бывают не только нормативные, но и ненормативные акты. Вторые в отличие от первых не содержат норм права, а содержат либо индивидуальные правовые предписания, т. е. правовые предписания, касающиеся конкретных лиц (например, трудовое соглашение), либо казуальное толкование правовых норм (толкование правовых норм, относящееся к конкретному случаю). Нормативный правовой акт как форма и источник права обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами (источниками) права. В литературе, в том числе и в некоторых учебниках, обычно обращается внимание на следующие преимущества (достоинства) нормативных правовых актов. Во-первых, они обладают оперативностью, т. е. могут быть достаточно быстро изданы, изменены или отменены. Это позволяет своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, устранять неэффективные или малоэффективные нормы права и приводить действующую систему права в соответствие с общественными потребностями. Во-вторых, нормативные правовые акты исходят, в конечном счете, из единого центра - государства, что позволяет обеспечивать функционирование позитивного права как единой и целостной системы в масштабах всей страны и единообразно регулировать общественные отношения. И, в-третьих, нормативные правовые акты обладают формальной определенностью, так как придают содержащимся в них юридическим нормам четкость, яс- ность, понятность и делают их доступными для всех. К этому можно добавить, что нормативные правовые акты позволяют также безошибочно определить юридическую силу правовых норм. Это дает возможность в случае столкновения, коллизии правовых норм разной юридической силы выбрать для применения ту, которая обладает большей юридической силой. Нормативные правовые акты как формы и источники права весьма и весьма разнообразны. В зависимости от того или иного основания классификации можно выделить разные виды нормативно-правовых актов. Так, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормативно-правовые акты (субъектов правотворчества), можно выделить нормативные акты государственных органов и организаций, нормативные акты негосударственных органов и организаций, совместные нормативные акты и нормативные акты народного правотворчества. Нормативные акты государственных органов и организаций составляют основную массу нормативно-правовых актов, поскольку государственные органы и организации являются основными субъектами правотворчества. Наибольшее значение среди этих актов имеют нормативные акты высших органов государства, так как содержащиеся в этих актах нормы права регулируют основные виды общественных отношений и, как правило, распространяют свое действие на всю территорию страны, на все организации и всех граждан. Нормативно-правовые акты негосударственных органов и организаций имеют место постольку, поскольку либо негосударственные органы и организации наделяются правотворческой компетенцией со стороны государства (например, органы местного самоуправления), либо их отдельные нормативные акты признаются государством в качестве правовых (например, уставы частных предприятий после их государственной регистрации). Совместные нормативные акты - это нормативно-правовые акты, изданные органами государства совместно с негосударственными органами. Такие нормативные акты хотя и редко, но встречаются в практике отдельных государств (например, они имели место в СССР). Нормативные акты народного правотворчества - это правовые акты, которые принимаются непосредственно народом (например, в порядке референдума). В зависимости от действия во времени нормативно-правовые акты принято подразделять на постоянные и временные. Постоянные - это нормативные акты неопределенно длительного времени действия. Они не ограничены какими-либо временными рамками и действуют вплоть до их официальной отмены. Временные - это нормативные акты, действие которых ограничено во времени (например, закон о бюджете действует только в течение соответствующего календарного года). В зависимости от действия в пространстве (территориального действия) нормативно-правовые акты подразделяют на общие и местные, а в федеративных государствах - на федеральные, региональные и местные. Общие (в федерациях - федеральные) - это нормативные акты, действующие на всей территории государства; региональные - это акты, действующие на территории только субъектов федерации; местные - это акты, действующие на территории только соответствующих административно-территориальных единиц. В зависимости от действия по кругу лиц, т. е. субъектов регулируемых правом общественных отношений, нормативно-правовые акты подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие акты распространяют свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории государства (например, на всех граждан государства), специальные - на определенные категории лиц (например, военнослужащих, врачей, студентов). Исключительные - это акты, исключающие определенную категорию субъектов общественных отношений из сферы действия общих или специальных актов (например, к исключительным относятся нормативные акты, исключающие уголовную и административную ответственность для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом). В зависимости от характера содержащихся в актах нормативных положений нормативно-правовые акты подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относят нормативные акты, содержащие новые правовые нормы, к вспомогательным - нормативные акты, не содержащие таких норм (например, нормативные акты, вводящие в действие или отменяющие другие нормативные акты, относятся к вспомогательным). Наконец, по юридической силе нормативные правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Подзаконные акты - это нормативные акты, не обладающие высшей юридической силой и уступающие по своей силе законам. Поскольку данная классификация нормативно-правовых актов считается основной, о законах и подзаконных актах мы поговорим отдельно и более обстоятельно. 3. Законы и подзаконные нормативные акты. Итак, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Под законами обычно понимают принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. Исходя из этого, можно выделить следующие основные признаки закона. Во-первых, закон - это определенный нормативно-правовой акт, хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Как нормативно-правовой акт закон тоже является формой и источником позитивного права. Причем это не рядовой, а наиболее важный источник права, так как в системе нормативно-правовых актов законы занимают центральное место. Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон - это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими при- знаками, которых нет у других нормативно-правовых актов. Об этих признаках мы и поговорим далее. Во-вторых, закон - это нормативно-правовой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти (парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т. е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом. В-третьих, закон - это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует. Высшая юридическая сила закона означает, что: а) закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства; б) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон; в) ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону; г) в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон. В-четвертых, закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законода- тельством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме. В-пятых, закон - это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права (а таких государств большинство), основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов. В-шестых, закон - это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т. д., и т. п. Законы, как вид нормативно-правовых актов, тоже имеют в свою очередь определенные разновидности. Чаще всего законы классифицируют с учетом их значимости и субъектов, их принимающих. По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные - это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. К ним относятся конституции (или законы, их заменяющие), законы, вносящие поправки (изменения и дополнения) в конституцию, а также законы, примыкающие к конституции и конкретизирующие отдельные ее положения (в некоторых государствах Западной Европы, например, во Франции, в Испании, эти законы называют органическими). Особенность конституционных законов состоит еще и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (в частности, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов). Обыкновенные законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодифицированные (или кодификационные) законы (например, кодексы) и текущие законы. Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов (50 % + 1 голос). По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами). К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст. 29 Основного закона Федеративной Республики Германии, являющегося Конституцией ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих законов. Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам. Теперь о подзаконных нормативных актах. К ним относятся все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, иметь разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему. Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить. Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на четыре большие группы: общие, местные, ведомственные и локальные. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ -Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов). Местные подзаконные акты - это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (в Российской Федерации, кроме того, на местных референдумах и сельских сходах). Данные акты действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории. Ведомственные подзаконные акты - это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты - это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции). Локальные подзаконные акты (их называют также внутриор-ганизационными) - это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными организациями (учреждениями, предприятиями и т. д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка Иркутского государственного университета). 4. Понятие и система законодательства. Прежде всего, остановимся на понятии законодательства. Этот вопрос в отечественной юриспруденции однозначного решения не имеет и в учебниках по теории государства и права трактуется по-разному. В частности, одни авторы под законодательством понимают лишь действующие в государстве законы, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой. По мнению других, законодательство государства составляют законы и общие подзаконные акты (нормативные указы президента, нормативные акты правительства и т. д.). Третьи исходят из того, что понятием «законодательство» должны охватываться не только законы и общие подзаконные акты, а вообще все нормативные правовые акты, действующие в государстве. С точки зрения четвертых, законодательство - это не только действующие нормативные правовые акты, но и все источники права, существующие в данном государстве, т. е. это и нормативные правовые акты, и нормативные договоры, и санкционированные обычаи, и юридические прецеденты, и иные источники позитивного права. Встречаются и другие трактовки данного понятия. Как представляется, под законодательством следует понимать совокупность (систему) всех действующих в государстве нор- мативных правовых актов, хотя в определенных случаях этому понятию могут придаваться и другие значения. Например, в «Европейской конвенции о гражданстве» 1997 г. под внутренним законодательством, т. е. законодательством конкретного государства, понимаются все виды положений национальной правовой системы, включая конституцию, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов. В данном случае под внутренним законодательством понимаются все источники права, существующие в государстве. Законодательство, как и право, тоже принято рассматривать в качестве системы, или системного образования. Как системное образование законодательство характеризуется компетентностью, интегративностью, организованностью, многоуровнево-стью, объективностью строения и целостностью, т. е. всеми теми признаками, которые присущи системе права1. Компонентность системы законодательства выражается в том, что законодательство, как и любая система, складывается из определенных элементов. Такими элементами являются нормативные правовые акты (но не статьи нормативных правовых актов, как считают авторы некоторых учебников), поскольку законодательство - это совокупность (система) действующих в государстве нормативных правовых актов. Интегративность и организованность системы законодательства проявляется в том, что нормативные правовые акты, составляющие законодательство государства, связаны между собой и эти связи носят строго определенный характер. В системе законодательства между нормативными правовыми актами существуют горизонтальные и вертикальные связи, вследствие чего принято выделять его горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальные связи нормативных правовых актов обусловлены предметом правового регулирования, т. е. регулируемыми позитивным правом общественными отношениями. Благодаря этим связям, нормативные правовые акты объединяются в соответствующие отрасли законодательства, которые, тоже, будучи связан- 1 О признаках системы права см. предыдущую тему. ными между собой, характеризуют горизонтальную структуру законодательства. Вертикальные же связи предопределены юридической силой нормативных правовых актов и характеризуют вертикальную структуру законодательства. Многоуровневость системы законодательства заключается в том, что законодательство любого государства складывается из нормативных правовых актов разной юридической силы, а значит, находящихся на разных его уровнях. Вертикальная структура законодательства отражает многоуровневый, иерархический характер системы законодательства. Вследствие этого систему законодательства можно представить в виде пирамиды, вершину которой образуют конституция и примыкающие к ней конституционные законы. Далее по убыванию юридической силы идут обыкновенные законы, общие, ведомственные и местные подзаконные нормативные акты. Основание пирамиды образуют локальные подзаконные нормативные акты, которые обладают самой низкой юридической силой. В федеративных государствах многоуровневость системы законодательства выражается также в наличии федераль- 6 ной системы и подчиненных ей региональных подсистем законодательства. Объективность строения системы законодательства характеризуется тем, что структура законодательства складывается в целом независимо от органов, устанавливающих нормативные правовые акты, поскольку предопределена рядом объективных факторов. Так, горизонтальная структура предопределена системой общественных отношений, вертикальная - юридической силой нормативных правовых актов, федеративная (в федеративных государствах) - формой государственного устройства. Целостность системы законодательства состоит в том, что законодательство каждого конкретного государства, хотя оно и складывается из отдельных нормативных актов, обладающих разной юридической силой, представляет собой единое целое, в котором нормативные правовые акты связаны между собой. С учетом названных признаков можно дать следующее определение системы законодательства: это взятые в единстве и взаимосвязи действующие в государстве нормативные право-
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |