Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план




Тема часы
1. Раздел 1. Культура речи Тема 1. Литературная норма. Тема 2. Основные средства выразительности речи и реч. Ошибки. Тема 3. Функциональные стили языка.  
2. Раздел 2. Мастерство публичного выступления. Тема 1. Риторика как социальное явление. Тема 2. Целевые установки речи и ее специфика. Тема 3. Подготовка устного выступления. Тема 4. Устное выступление перед аудиторией.  
3. Раздел 3. Звучащее слово в мастерстве учителя Тема 1. Работа над текстом. Анализ текста. Тема 2. Логика звучащей речи. Тема 3. Техника звучащей речи. Дыхание, голос, дикция.  
4. Раздел 4. Основы полемического мастерства. Тема 1. Спор. Понятия и определение. Тема 2. Виды споров. Основные законы формальной логики. Тема 3. Полемические приемы и уловки. Тема 4. Деловые игры.  

Содержание курса.

Раздел 1. Культура речи.

Тема 1. Литературная норма.

1. Определение понятия «Культура речи». Разграничение понятий «культура речи» и «культура языка». Речевая деятельность и владение литературной нормой.

2. Развитие риторических навыков как одно из условий успешной профессиональной деятельности.

3. Лексическая культура. Лексический запас. Литературный язык и литературная норма. Речевая стилистика.

4. Грамматическая культура. Согласование, управление и другие наиболее часто встречающиеся ошибки в устной речи.

5. Орфоэпическая культура. Законы и правила орфоэпии согласных и гласных звуков. Нормативное литературное произношение и говор. Произношение слов иностранного происхождения, некоторых имен и отчеств.

6. Особенности русского ударения и тенденции к их смещению в русском языке. Ударение как интонационный и смысловой центр слова. Вариативность ударений: дуплеты, литературная норма, разговорная норма. Словари и справочники.

Тема 2. Основные средства выразительности речи и реч.ошибки.

1. Тропы: сравнение, метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.

2. Стилистические (риторические) фигуры, используемые для повышения выразительности речи: анафора, эпифора, инверсия, антитеза, градация.

3. Пословицы и поговорки, крылатые слова, фразеологические обороты, цитаты из худ. произведений.

4. Факторы снижающие действенность речи. Малая доходчивость речи: неправильный выбор слов, неудачное построение фразы, неверная оценка способностей собеседника понять сообщение. Неудачная терминология, несоблюдение нормативности речи, смешение слов, разрушение устойчивых понятий, ошибки в словоупотреблении и управлении, неправильная постановка ударений, словесные сорняки.

Тема 3. Функциональные стили языка: Научно-технический стиль. Разговорно-бытовой стиль. Газетно-публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Художественный стиль.

Раздел 2. Мастерство публичного выступления.

Тема 1. Риторика как социальное явление.

1. Развитие риторических навыков как одно из условий успешной профессиональной деятельности.

2. Речевая агрессия учителя. Понятие. Виды. Способы преодоления речевой агрессии.

Тема 2. Целевые установки речи и ее специфика.

1. Ритуальная речь – приветствия, поздравления, извинения, прощание, благодарность, соболезнование.

2. Провокационная речь (организация дискуссий, вопрошающая речь).Цель – получение информации.

3. Императивная речь. Тип авторитарной, воздействующей на эмоции человека, речи. (приказ, угроза).

4. Убеждающая речь основа демократической речи. Категории «заставить» и «убедить». Воздействие через доказательство и убеждение.

5. Риторический канон: изобретение, расположение, украшение, запоминание, произнесение.

Тема 3. Подготовка устного выступления.

1. Определение значения темы и постановка цели выступления. Оценка аудитории. Значимость выступления для данной аудитории. Прогнозируемый результат.

2. Составление плана выступления. Композиция речи: вступление (актуальность темы); главная часть(основные вопросы темы и выводы); заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие задачи).

3. Отбор материала для выступления: изучение литературы по данной теме, изучение жизненных явлений, фактов. Цифр для теоретического анализа. Подбор наглядных пособий, определение цели, времени, места и способа их использования.

4. Написание текста выступления. Подготовка тезисов, составление развернутого плана с наметкой выводов по пунктам, распределение материала и написание полного текста.

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выделение основных смысловых разделов, изложение которых строго обязательно. Выделение основных идей и выводов, усвоения которых нужно добиваться, распределение времени на изложение.

Тема 4. Устное выступление перед аудиторией.

1. Выступление с опорой на текст. Выступление без записней. Выступление экспромтом.

2. Характеристика аудитории. Знание психологии слушателей.

3. Контакт с аудиторией. Интерес к выступлению – психологическое условие успеха выступления оратора. Логичность и эмоциональность – основы убедительности речи. Психологические приемы повышения действенности речи.

4. Невербальные средства общения с аудиторией. Внешность, мимика, жесты.

Раздел 3. Звучащее слово в мастерстве учителя.

Тема 1. Работа над текстом. Анализ текста. (Практическая работа).

1. Определение темы, идеи, сверхзадачи и жанра произведения. Цели прочтения.

2. Стиль произведения. Классификация стилей.

3. Составление собственных авторских текстов и работа над публицистическими, информационными, аналитическими текстами.

Тема 2. Логика устной речи.

1. Законы логики: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы, нового понятия, сравнения и противопоставления, подтекста, создание «киноленты» видений.

2. Правила логики.

3. Понятия о речевом такте (звене, синтагме).

4. Логическое ударение. Логическая пауза.

5. Инверсия.

6. Уровень «смысла» и уровень «значения».

7. Интонационные значения знаков препинания в речевом действии. Знаки препинания как средство раскрытия содержания и смысла фразы. Законы интонации и многозначность знаков препинания. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания.

Тема 3. Техника звучащей речи. Дыхание. Голос. Дикция.

1. Анатомия и физиология речевого аппарата – краткие сведения. Важность гигиены речеголосового аппарата для учителя (оратора).

2. Дыхание и его значение в постановке речевого голоса. Три типа дыхания. Смешанно-диафрагмальное дыхание – основа речевого голоса. Опора голоса. Упражнения на укрепление диафрагмы и фонационное дыхание. Носовое дыхание. Комплексный тренинг.

3. Голос – важное условие действенной и выразительной речи. Гигиенический и вибрационный массаж. Резонаторные зоны и артикуляция в работе по постановке голоса. Центральный голос и звучание в регистрах. Внутриглоточная артикуляция. Комплексный тренинг.

4. Дикция – необходимое качество учителя. Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки – артикуляция и характеристика. Таблица гласных звуков. Согласные звуки и их значение для формирования слова. Артикуляция согласных звуков. Дикционный тренинг на произношение гласных и согласных звуков в различных сочетаниях. Упражнения со скороговорками. Выявление индивидуальных недостатков дикции и рекомендованные упражнения по их устранению.

Раздел 4. Основы полемического мастерства.

Тема 1. Спор. Понятия и определения.

1. Определение понятий «спор», «дебаты», «дискуссия», «полемика», «диспут».

2. Форма проведения спора – предварительные условия, цели спора, определение предмета спора, позиция сторон, уточнение основных терминов и понятий.

3. Культура ведения спора.

Тема 2. Виды споров и использование в них основных законов формальной логики.

1. Тезис и антитезис – главное условие спора. Формулировка тезиса. Два уровня развития спора: спор на уровне «тезиса» и спор на уровне «аргумента». Сосредоточенный и бесформенный спор.

2. Виды споров: спор для разъяснения, спор для убеждения противника, спор ради победы, спор ради спора, спор-игра.

3. Логические пути отстаивания позиций в споре: доказательства, следствия, подтверждение правильности обоснованных положений. Доводы в споре: примеры, факты, аналогии и т.д.

4. Логические ошибки в аргументации, в тезисе, в связи аргументации и тезиса, в рассуждении.

5. Психологические пути отстаивания позиции – приемы запутывания противника, вызывание чувства неуверенности в себе, воздействие и перетягивание слушателей на свою сторону.

Тема 3. Полемические приемы и уловки.

1. Опровержение ложного тезиса. Критика аргументации противника. Опровержение демонстрации. Юмор, ирония, сарказм. Атака вопросами.

2. Уловки в споре – оттягивание возражения, выход из спора, срывание спора, подавление противника, инсинуация и «подмазывание» аргумента, внушение, софизмы, двойственность оценок.

3. Этика и этикет в ситуации спора.

Тема 4. Деловые игры

1. Занятие-дискуссия.

2. Деловая игра «Полемика».

3. Практикум «Ответы на вопросы».

4. Тренинг «Диалог».

Учебно – творческий материал (к разделам по мастерству оратора).

1. Публицистические тексты и высказывания философов, психологов, деятелей науки и культуры.

2. Тексты социально-бытового красноречия.

3. Учебные тексты на риторические ошибки и на выразительные средства языка.

4. Тексты, составленные студентами по опорным схемам и тексты по жанрам и стилям.

5. Опорные схемы по подготовке устного выступления и по самому выступлению.

Учебно – творческий материал (к разделам по технике речи).

1. Упражнения по дыханию, голосу, дикции.

2. Рече-голосовые тренинги.

3. Скороговорки, пословицы, поговорки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.