Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения




 

Местное самоуправление как первичный уровень публичной власти в государстве имеет свой устанавливаемый законодательством круг во­просов, решения по которым принимаются населением муниципаль­ных образований непосредственно и (или) через выборные и иные орга­ны местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления — это круг определяе­мых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловленных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, ме­стом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым прини­мается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно,

Предметы ведения местного самоуправления определяет прежде всего Конституция РФ, устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением (путем форм прямого волеизъявле­ния, через органы местного самоуправления) вопросов местного значе­ния, называя при этом наиболее важные из них (управление муници­пальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка) (ст. 130, 132), Конституция РФ дает также основание для вывода о том, что к пред­метам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, ко­торыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Феде­рации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132).

Кроме того, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъ­ектов Федерации.

Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации», опреде­ляющему круг вопросов, относимых к ведению муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе решать указанные «иные вопросы» только при наличии собственных материальных ресур­сов и финансовых средств, за исключением субвенций и дотаций, пре­доставляемых их федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации (ст. 14, 15, 16),

Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Законом полномочия представительного органа, главы муниципального об­разования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отне­сти к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представи­тельного органа, местной администрация и др.).

Указанные вопросы, относимые к ведению муниципальных образо­ваний, в своей совокупности составляют предметы ведения местного са­моуправления.

 

Содержание и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления:

Вопросы правового регулирования предметов ведения местного са­моуправления, как показывает практика, могут решаться по-разному.

В основу правового регулирования предметов ведения муниципаль­ных образований может быть положен принцип, согласно которому му­ниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Этот принцип утвердился в XIX в, в Великобритании. Правовое регули­рование предметов ведения местного самоуправления может осуществ­ляться на основе и другого принципа: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компе­тенции других органов. Этот принцип лежит в основе правового регулиро­вания компетенции органов местного самоуправления во Франции,

В дореволюционной России к ведению земских органов относились дела, перечень которых устанавливался в законе и за пределы которого они не могли выходить. Так, закон ограничивал перечень услуг, которые могли оказывать земства населению. Правительствующий Сенат при рассмотрении одного из дел признал, что оказание тех услуг, которые не вошли в перечень, не относится к компетенции земских органов. На этом основании он отказал земствам в признании за ними права органи­зовывать юридические консультации и вообще юридическую помощь населению.

При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г., регулируя предметы ведения земских органон, выделяло две ка­тегории дел: одни находились в полном ведении земских органов (на­пример, заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства), в отношении других, отнесенных к ведению земств» говори­лось об их участии в попечении (например, участие в попечении о на­родном образовании и др.).

В современных условиях содержание предметов ведения местного самоуправления определяется Конституцией РФ, федеральными зако­нами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных обра­зований.

1.Основное содержание предметов ведения местного самоуправле­ния составляют вопросы местного значения: именно они прежде всего определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедея­тельности населения муниципального образования, решение которых в со­ответствии с Конституцией РФ, указанным Законом осуществляется населением и (tau) органами местного самоуправления самостоятельно,

Федеральный закон 1995 п «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации», определяя н целом также вопросы местного значения, как и Закон 2003 г,, вместе с тем ина­че решал вопрос об их правовом закреплении, характеризуя их как во­просы, «отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации» (ст. 1).

В Законе 2003 г. отсутствует указание на устав муниципального обра­зования и на законы субъектов Федерации. Таким образом, субъек­ты Федерации лишились права относить своими законами к вопросам местного значения иные вопросы (не вошедшие в федеральный пере­чень), которое им предоставлял Закон 1995 г., а муниципальные образо­вания — права принимать к своему рассмотрению данные вопросы, ос­новываясь на законах субъектов Федерации (ст. б Закона 1995 г.).

В уставах муниципальных образований согласно Закону 2003 п дол­жен содержаться перечень вопросов местного значения (ст. 44) я однако он не должен отличаться от того, что устанавливают Конституция РФ и Федеральный закон.

Федеральный закон 2003 г. более конкретно (предметнее)} чем Феде­ральный закон 1995 г., определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления.

Некоторые вопросы местного значения закрепляются Законом

2002 г. в новых формулировках, уточняющих пределы ведения местного самоуправления в той или иной сфере местной жизни. В ряде случаев Закон 2003 г., по сути, исключает из ведения местного самоуправления тот или иной вопрос, ранее закрепленный Законом 1995 г. в качестве во­проса местного значения. Так, согласно ст. 6 Закона 1995 г. к ведению местного самоуправления относилось обеспечение социальной под­держки и содействие занятости населения, однако Закон 2003 г. уже не указывает в перечне вопросов местного значения данную область дея­тельности местного самоуправления. Соответствующие изменения внесены и в законодательство Российской Федерации о социальной поддержке и защите населения: в целом — это вопрос государственно­го ведения, а органы местного самоуправления могут наделяться от­дельными полномочиями в этой сфере. Вместе с тем надо учитывать, что отсутствие в Законе 2003 г. указания на обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения со стороны муниципаль­ных образований не умаляет общей социальной направленности всей муниципальной деятельности: решая вопросы местного значения и раз­ных сферах местной жизни, муниципальные образования, их органы учитывают интересы слоев населения, нуждающихся в социальной под­держке (устанавливая в пределах своих полномочий соответствующие льготы и х п.).

Для муниципальных образований каждого вида Закон 2003 г. закрепля­ет свой перечень вопросов местного значения:

а) для городских и сельских поселений;

б) для муниципальных районов;

в) для городских округов.

Перечень вопросов местного значения для внутригородских муни­ципальных образований городов федерального значения устанавливает­ся законами данных субъектов Федерации с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохране­ния единства городского хозяйства.

В основном перечни вопросов местного значения указанных муни­ципальных образований совпадают, но имеются и различия, обуслов­ленные особенностью их правового статуса, размерами и составом зе­мель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами.

Закон 1995 г. устанавливал единый перечень для всех видов муници­пальных образований, состоящий из 30 пунктов (ст. б), Исключение со­ставляли внутригородские муниципальные образования городов феде­рального значения (как и в Законе 2003 г.) и муниципальные образова­ния, расположенные в границах другого муниципального образования (предметы их ведения разграничивались законом субъекта Федерации, а в крупных городах, имеющих внутригородские муниципальные обра­зования, — уставом города).

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местно­го самоуправления закрепляет следующие вопросы местного значения;

во-первых, к ведению муниципальных образований отнесены вопро­сы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и кон­троль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности;

во-вторых, б ведении муниципальных образований находятся во­просы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, свя­занных с обеспечением жизнедеятельности населения,

К ним относятся:

1) вопросы жилищно-коммунального хозяйству строительства, транс­порта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:

а) организация я границах поселения электро-, тепло-, газо- и во­доснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топли­вом (в муниципальном районе — только организация электро- и газо­снабжения поселений);

б) организация строительства и содержания муниципального жи­лищного фонда, создание условий для жилищного строительства; обес­печение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми по­мещениями в соответствии с жилищным законодательством;

в) содержание и строительство автомобильных дорог общего поль­зования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в гра­ницах населенных пунктов поселения, в границах городского округа (для муниципального района — вне границ населенных пунктов в гра­ницах муниципального района), за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных соору­жений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транс­портного обслуживания населения в границах поселения, городского округа (для муниципального района — между поселениями в границах муниципального района);

г) утверждение генеральных планов поселения (городского окру­га), правил землепользования и застройки, утверждение подготовлен­ной на основе генеральных планов документации по планировке тер­ритории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градо­строительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения (городского округа), муниципального района для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (городского округа), муниципального района; кроме того, в город­ском округе и муниципальном районе осуществляется ведение инфор­мационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а и муниципальном районе — утверждение схем территориального плани­рования муниципального района, правил землепользования и застрой­ки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий осуще­ствление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий;

д) создание условий для обеспечения жителей поселения (город­ского округа) услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе это вопрос о создании ус­ловий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в со­став района);

1) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта:

а) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования по основным общеобразовательным программам, за исклю­чением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа, а также ор­ганизация отдыха детей в каникулярное время (данные вопросы не во­шли в перечень вопросов местного значения поселений — они отнесены целиком к ведению муниципального района, в состав которого входят поселения);

б) создание условий для организации досуга и обеспечения жите­лей поселения, городского округа услугами организаций культуры; ох­рана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения, городского округа (у муниципального района данные вопросы не отнесены к его ведению);

организация библиотечного обслуживания населения (в муници­пальном районе — организация библиотечного обслуживания поселе­ний (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

в) организация оказания на территории муниципального района, городского округа скорой медицинской помощи (за исключением сани­тарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбула­торно-поликлинических (в городском округе — в стационарно-поли­клинических) и больничных учреждениях, медицинской помощи жен­щинам в период беременности, во время и после родов;

создание, разлитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, му­ниципального района, городского округа;

г) обеспечение условий для развития на территории поселении, го­родского округа массовой физической культуры и спорта; создание ус­ловий для массового отдыха жителей поселения, городского округа и ор­ганизация обустройства мест массового отдыха населения (данные во­просы не относятся к ведению муниципального района);

3) вопросы организации благоустройства и озеленения территории, содержания мест захоронения, охраны окружающей среды:

а) организация благоустройства и озеленения территории поселе­ния, городского округа, использования и охраны городских лесов, распо­ложенных в границах населенных пунктов, поселения, городского округа; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении (в му­ниципальном районе — организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и городском округе — организация сбора, выво­за, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов);

б) организация в поселении, городском округе освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

в) организация в границах городского округа, муниципального района мероприятий (в районе — межпоселенческого характера) по ох­ране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа, за исключени­ем объектов, экологический контроль которых осуществляют федераль­ные органы государственной власти (данные вопросы не находятся в ве­дении поселений);

г) содержание мест захоронения (в муниципальном районе — межпоселенческих мест захоронений), организация ритуальных услуг в по­селении, городском округе, муниципальном районе;

4) вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обес­печения безопасности населения, опеки и попечительства:

а) организация охраны общественного порядка на территории му­ниципального района, городского округа муниципальной милицией (данный вопрос не относится к ведению поселений);

б) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера (в городском округе — включая поддержку в со­стоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и со­


держание в целях гражданской обороны запасов материально-техниче­ских, продовольственных, медицинских и иных средств);

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций в границах поселения, городского округа, на территории муниципального района;

организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, городского округа (в муниципальном рай­оне — находящихся на межселешшх территориях);

обеспечение первичных мер пожарной безопасности б границах на­селенных пунктов поселения, б границах городского округа (данный во­прос не относится к ведению муниципального района);

создание, содержание и организация деятельности аварийно-спаса­тельных служб и (или) аварийно-спасательных формирований натерри- тории поселения, городского округа (данный вопрос не относится к ве­дению муниципального района);

осуществление поселением, городским округом, муниципальным районом мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

опека и попечительство (в поселении — оказание содействия в уста­новлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительст­ва над нуждающимися в этом жителями);

5) вопросы формирования и содержания муниципальных архивов; формирование архивных фондов поселений, а в городском округе, муниципальном районе — формирование и содержание муниципально­го архива (в районе — включая хранение архивных фондов поселений).

Закон 2003 п об общих принципах организации местного само­управления отнес к ведению муниципального района особый вопрос — вы­равнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципаль­ного района.

Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Закон 2003 г, об общих принципах организации местного самоуправления.

В переходный период (который Федеральным законом 2003 г установлен до 1 января 2009 г.) законом субъекта Федерации определяет­ся порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений. Принятие указан­ных законов субъектов Федерации осуществлялось до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные законы субъектов Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до на­чала очередного финансоваго года и не могут быть изменены в течение финансового года.

В переходный период указанными законами субъектов Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муници­пальных районом.

2. В ведении муниципальных образований могут находиться вопро­сы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдель­ных государственных полномочий. Наделение органов местного само­управления отдел ьньши государственными полномочиями обусловлено рядом фактором,

Во-первых, тем обстоятельством, что органы местного самоуправле­ния входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и со­трудничество с органами государственной власти при решении вопро­сов местного значения. Создание условий, обеспечивающих жизнедея­тельность населения, достойную жизнь и свободное развитие челове­ка — это общая задача и государственных, и муниципальных органов власти, ибо согласно Конституции РФ права и свободы человека и граж­данина определяют смысл и содержание деятельности государственных органов власти и местного самоуправления (ст. 18). Орган ы местного са­моуправления как публичные органы власти принимают участие и реа­лизации экономической и социальной политики государства на мест­ном уровне и могут в целях более эффективного участия наделяться от­дельными государственными полномочиями,

Государство определяет те вопросы, взаимодействие по которым крайне необходимо и полезно обществу в целом. Это также демократи­зирует процесс осуществления государственных функций, расширяет гражданские инициативы, усиливает общественный контроль.

Во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению орга­ны местного самоуправления могут осуществлять отдельные государст­венные полномочия с большей эффективностью, нежели государствен­ные органы. Конечно, передача отдельных государственных полномо­чий органам местного самоуправления должна осуществляться на основе учета самых различных факторов и обстоятельств, чтобы она могла принести реальную выгоду и пользу государству, муниципальным образованиям и, главное, населению муниципальных образований.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­дарственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистра­ция актов гражданского состояния на территории муниципального об­разования);

2)в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание де­тей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных се­мей и г. д.),

3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по под­держке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на жи­вотноводческую продукцию;

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (орга­ны местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государ­ственными полномочиями и по другим вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Проблема делегирования отдельных государственных пол ном о- чий — это часть более общей проблемы: проблемы разграничения пред­метов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Поэтому важна четко законодательно определить: за решение каких вопросов и в каком объеме отвечает каж­дый уровень власти. До недавнего времени на федеральном уровне, по сути, отсутствовал механизм правового регулирования передачи и финансирования делегированных государственных полномочий.

Федеральный закон 1995 г, об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на конституционных положениях, закрепил лишь общие требования к передаче и финансированию отдельных государ­ственных полномочий органам местного самоуправления, что порождало проблемы: какие же полномочия, осуществляемые на основе законода­тельства, следует рассматривать как переданные органам местного само­управления государственными органами?

Так, ст. 34 ГК РФ установила, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако указанный Закон 1995 п не отнес опеку и попечительство к вопросам местного самоуправ­ления. Это послужило, в частности, основанием для обращения в Кон­ституционный Суд РФ Законодательного собрания Республики Каре­лия с запросом, в котором оспаривалась конституционность п, 1 ст. 34 ГК РФ, согласно которому органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, и п. 2 ст. 121 СК РФ, содержащего та­кую же норму и устанавливающего, кроме того, что вопросы организа­ции и деятельности органов местного самоуправления по осуществле­нию опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечений; родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации, Семейным и Гражданским кодексами.

В запросе указывалось, что оспариваемые нормы, как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения роди- тел ей, на органы местного самоуправления, не согласуются с ч. 1 ст. 38 и подп. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Конституционный Суд РФ в определении от б февраля 2004 г, отка­за;! в принятии к рассмотрению указанного запроса, отметив при этом, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере се­мейного законодательства, а именно осуществляя правовое регулирова­ние отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Консти­туции РФ), вправе отнести вопросы опеки и попечительства над деть- ми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к вопро­сам муниципального уровня, и с этой точки зрения п. 1 ст. 34 ГК и п. 2 ст. 121СК сами по себе не могут рассматриваться как противореча­щие Конституции РФ,

Подобные проблемы возникали и по многим другим вопросам дея­тельности органов местного самоуправления, правовую природу кото­рых законодательство не определяло, возлагая их решение на местное самоуправление (вопросы призыва на военную службу и т. п.). Наги на федеральном уровне, по сути, не были урегулированы в должной мере вопросы, связанные с делегированием органам местного самоуправле­ния государственных полномочий, на региональном уровне многие субъекты Федерации принимали специальные законы о порядке наде­ления органов местного самоуправления отдельными государственны­ми полномочиями.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления во многом восполняет пробелы правового регулирования по­рядка наделения и финансирования отдельных государственных полномо­чий. Он устанавливает важный принцип, позволяющий четко опреде­лить, какие полномочия органов местного самоуправления являются делегированными государством. Статья 19 Закона закрепляет, что полномочия органов местного самоуправления, установленные феде­ральными законами и законами субъектов Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местно­го значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Закон устанавливает следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочия­ми субъектов Федерации — законами субъектов. Наделение органов местного


самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается;

б) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов законами субъектов Федерации до­пускается, если это не противоречит федеральным законам;

в) отдельные государственные полномочия, передаваемые для осу­ществления органам местного самоуправления, осуществляются орга­нами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округой, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Федерации;

г) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок дейст­вия этих полномочий;

д) федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматри­вающие наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями, должны содержать:

вид или наименование муниципального образования, органы мест­ного самоуправления которого наделяются соответствующими полно­мочиями;

перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осу­ществлении соответствующих полномочий;

способ (методику) расчета нормативов для определения общего объ­ема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответст­вующих полномочий, включая федеральные или региональные государ­ственные минимальные социальные стандарты;

перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходи­мых для осуществления отдельных государственных полномочий, пере­даваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществ­лении переданных им отдельных государственных полномочий;

порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий передан­ных органам местного самоуправления, и наименования органов, осу­ществляющих указанный контроль;

условия и порядок прекращения осуществления органами местного са­моуправления переданных им отдельных государственных полномочий;


е) финансовое обеспечение отдельных государственных полномо­чий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соот­ветствующих бюджетов.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации мест­ного самоуправления устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Положения федеральных законов, законов субъектов Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления от­дельными государственными полномочиями, вводятся в действие еже­годно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на соответствую­щий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осу­ществление указанных полномочий.

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюд­жета и бюджета субъекта Федерации местным бюджетам на осуществле­ние органами местного самоуправления переданных им отдельных го­сударственных полномочий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъек­та Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год раз­дельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставля­ются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъек­та Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд фор­мируется за счет:

субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий, переданных им федеральными законами;

иных доходов бюджета субъекта Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных госу­дарственных полномочий, переданных им законами субъектов Федерации.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются ме­жду всеми муниципальными образованиями субъекта Федерации, орга­ны местного самоуправления которых осуществляют переданные им от­дельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответст­вующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объек­тивных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем


выплат), и утверждаются законом субъекта Федерации о бюджете субъ­екта на очередной финансовый год по каждому муниципальному обра­зованию и виду субвенции.

Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распреде­ляются между всеми субъектами Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюд­жетных услуг субъекта Федерации с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных уедут {объем выплат), и утвер­ждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Федерации и виду субвенции.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно ис­пользовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полно­мочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации мест­ного самоуправления устанавливает следующие требования к осуществ­лению органами местного самоуправления отдельных государственных пол­номочий>

По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъек­тов Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обяза­тельные для исполнения нормативные правовые акта и осуществлять контроль за их исполнением.

Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов мест­ного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям Закона является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает формы государственного контроля за осу­ществлением органами местного самоуправления отдельных государствен­ных полномочий, Контроль осуществляется:

за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

за использованием предоставленных на эти цели материальных ре­сурсов и финансовых средств.


Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий- В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного само- управления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по уст­ранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предпи­сания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 43 указанного Закона предусматривает возможность отмены муниципальных правовых актов и приостановление их действия в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления от­дельных государственных полномочий, уполномоченным органом госу­дарственной власти.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуще­ствление отдельных государственных полномочий в пределах выделен­ных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Статья 72 Федерального закона об общих прин­ципах организации местного самоуправления устанавливает, что в слу­чае ненадлежащего осуществления указанными органами и должност­ными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает ответственность перед государством на основании решения соответствующего суда.

Субъекты Федерации, основываясь на изложенных выше положе­ниях Федерального закона, регулируют вопросы, связанные с переда­чей, финансированием отдельных государственных полномочий и осуществлением контроля за тем, как они осуществляются органа­ми местного самоуправления, принимая в пределах своих полномочий соответствующие законы,

3. В ведении местного самоуправления могут находиться и иные во­просы, которые в соответствии с требованиями Закона 2003 г. общих принципах организации местного самоуправления: могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Речь идет о вопросах „ которые отвечают следующим требованиям: во-первых, не входят в законодательно установленный перечень во­просов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

во-вторых, не отнесены к ведению других муниципальных образова­ний, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию орга­нов государственной области;

в-третьих, не исключены из компетенции органов местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Федерации.


При этом Закон об общих принципах организации местного само­управления устанавливает также требование: органы местного само­управления вправе решать указанные вопросы только при наличии соб­ственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключени­ем субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

4. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией работы орга­нов и должностных лиц местного самоуправления. Закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления дает основание для выделения данной группы отношений в самостоятельный элемент пред­метов ведения местного самоуправления.

Определяя полномочия органов и должностных лиц местного само­управления по изданию муниципальных правовых актов, Закон уста­навливает, что глава муниципального образования (глава местной ад­министрации) издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (ст. 43).

Кроме того, представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности; председатель представительного органа также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа. Таким образом, вопросы формирования и организации ор­ганов местного самоуправления также относятся к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 3775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.