КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения
Местное самоуправление как первичный уровень публичной власти в государстве имеет свой устанавливаемый законодательством круг вопросов, решения по которым принимаются населением муниципальных образований непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления — это круг определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловленных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, местом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым принимается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно, Предметы ведения местного самоуправления определяет прежде всего Конституция РФ, устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением (путем форм прямого волеизъявления, через органы местного самоуправления) вопросов местного значения, называя при этом наиболее важные из них (управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка) (ст. 130, 132), Конституция РФ дает также основание для вывода о том, что к предметам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Федерации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132). Кроме того, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющему круг вопросов, относимых к ведению муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе решать указанные «иные вопросы» только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств, за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых их федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации (ст. 14, 15, 16), Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Законом полномочия представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отнести к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представительного органа, местной администрация и др.). Указанные вопросы, относимые к ведению муниципальных образований, в своей совокупности составляют предметы ведения местного самоуправления.
Содержание и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления: Вопросы правового регулирования предметов ведения местного самоуправления, как показывает практика, могут решаться по-разному. В основу правового регулирования предметов ведения муниципальных образований может быть положен принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Этот принцип утвердился в XIX в, в Великобритании. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления может осуществляться на основе и другого принципа: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов. Этот принцип лежит в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления во Франции,
В дореволюционной России к ведению земских органов относились дела, перечень которых устанавливался в законе и за пределы которого они не могли выходить. Так, закон ограничивал перечень услуг, которые могли оказывать земства населению. Правительствующий Сенат при рассмотрении одного из дел признал, что оказание тех услуг, которые не вошли в перечень, не относится к компетенции земских органов. На этом основании он отказал земствам в признании за ними права организовывать юридические консультации и вообще юридическую помощь населению. При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г., регулируя предметы ведения земских органон, выделяло две категории дел: одни находились в полном ведении земских органов (например, заведование имуществом, капиталами и денежными сборами земства), в отношении других, отнесенных к ведению земств» говорилось об их участии в попечении (например, участие в попечении о народном образовании и др.). В современных условиях содержание предметов ведения местного самоуправления определяется Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. 1.Основное содержание предметов ведения местного самоуправления составляют вопросы местного значения: именно они прежде всего определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления. Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ, указанным Законом осуществляется населением и (tau) органами местного самоуправления самостоятельно, Федеральный закон 1995 п «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя н целом также вопросы местного значения, как и Закон 2003 г,, вместе с тем иначе решал вопрос об их правовом закреплении, характеризуя их как вопросы, «отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации» (ст. 1).
В Законе 2003 г. отсутствует указание на устав муниципального образования и на законы субъектов Федерации. Таким образом, субъекты Федерации лишились права относить своими законами к вопросам местного значения иные вопросы (не вошедшие в федеральный перечень), которое им предоставлял Закон 1995 г., а муниципальные образования — права принимать к своему рассмотрению данные вопросы, основываясь на законах субъектов Федерации (ст. б Закона 1995 г.). В уставах муниципальных образований согласно Закону 2003 п должен содержаться перечень вопросов местного значения (ст. 44) я однако он не должен отличаться от того, что устанавливают Конституция РФ и Федеральный закон. Федеральный закон 2003 г. более конкретно (предметнее)} чем Федеральный закон 1995 г., определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления. Некоторые вопросы местного значения закрепляются Законом 2002 г. в новых формулировках, уточняющих пределы ведения местного самоуправления в той или иной сфере местной жизни. В ряде случаев Закон 2003 г., по сути, исключает из ведения местного самоуправления тот или иной вопрос, ранее закрепленный Законом 1995 г. в качестве вопроса местного значения. Так, согласно ст. 6 Закона 1995 г. к ведению местного самоуправления относилось обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, однако Закон 2003 г. уже не указывает в перечне вопросов местного значения данную область деятельности местного самоуправления. Соответствующие изменения внесены и в законодательство Российской Федерации о социальной поддержке и защите населения: в целом — это вопрос государственного ведения, а органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в этой сфере. Вместе с тем надо учитывать, что отсутствие в Законе 2003 г. указания на обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения со стороны муниципальных образований не умаляет общей социальной направленности всей муниципальной деятельности: решая вопросы местного значения и разных сферах местной жизни, муниципальные образования, их органы учитывают интересы слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке (устанавливая в пределах своих полномочий соответствующие льготы и х п.).
Для муниципальных образований каждого вида Закон 2003 г. закрепляет свой перечень вопросов местного значения: а) для городских и сельских поселений; б) для муниципальных районов; в) для городских округов. Перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения устанавливается законами данных субъектов Федерации с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. В основном перечни вопросов местного значения указанных муниципальных образований совпадают, но имеются и различия, обусловленные особенностью их правового статуса, размерами и составом земель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами. Закон 1995 г. устанавливал единый перечень для всех видов муниципальных образований, состоящий из 30 пунктов (ст. б), Исключение составляли внутригородские муниципальные образования городов федерального значения (как и в Законе 2003 г.) и муниципальные образования, расположенные в границах другого муниципального образования (предметы их ведения разграничивались законом субъекта Федерации, а в крупных городах, имеющих внутригородские муниципальные образования, — уставом города). Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет следующие вопросы местного значения; во-первых, к ведению муниципальных образований отнесены вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и контроль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности; во-вторых, б ведении муниципальных образований находятся вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, К ним относятся: 1) вопросы жилищно-коммунального хозяйству строительства, транспорта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания: а) организация я границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (в муниципальном районе — только организация электро- и газоснабжения поселений); б) организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; в) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, в границах городского округа (для муниципального района — вне границ населенных пунктов в границах муниципального района), за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа (для муниципального района — между поселениями в границах муниципального района); г) утверждение генеральных планов поселения (городского округа), правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения (городского округа), муниципального района для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (городского округа), муниципального района; кроме того, в городском округе и муниципальном районе осуществляется ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а и муниципальном районе — утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий; д) создание условий для обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (в муниципальном районе это вопрос о создании условий для обеспечения данными услугами поселений, входящих в состав района); 1) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта: а) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (данные вопросы не вошли в перечень вопросов местного значения поселений — они отнесены целиком к ведению муниципального района, в состав которого входят поселения); б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения, городского округа услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения, городского округа (у муниципального района данные вопросы не отнесены к его ведению); организация библиотечного обслуживания населения (в муниципальном районе — организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора); в) организация оказания на территории муниципального района, городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических (в городском округе — в стационарно-поликлинических) и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; создание, разлитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа; г) обеспечение условий для развития на территории поселении, городского округа массовой физической культуры и спорта; создание условий для массового отдыха жителей поселения, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (данные вопросы не относятся к ведению муниципального района); 3) вопросы организации благоустройства и озеленения территории, содержания мест захоронения, охраны окружающей среды: а) организация благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов, поселения, городского округа; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении (в муниципальном районе — организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, и городском округе — организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов); б) организация в поселении, городском округе освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; в) организация в границах городского округа, муниципального района мероприятий (в районе — межпоселенческого характера) по охране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (данные вопросы не находятся в ведении поселений); г) содержание мест захоронения (в муниципальном районе — межпоселенческих мест захоронений), организация ритуальных услуг в поселении, городском округе, муниципальном районе; 4) вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обеспечения безопасности населения, опеки и попечительства: а) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией (данный вопрос не относится к ведению поселений); б) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения, муниципального района, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в городском округе — включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и со держание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, городского округа, на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, городского округа (в муниципальном районе — находящихся на межселешшх территориях); обеспечение первичных мер пожарной безопасности б границах населенных пунктов поселения, б границах городского округа (данный вопрос не относится к ведению муниципального района); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований натерри- тории поселения, городского округа (данный вопрос не относится к ведению муниципального района); осуществление поселением, городским округом, муниципальным районом мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; опека и попечительство (в поселении — оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями); 5) вопросы формирования и содержания муниципальных архивов; формирование архивных фондов поселений, а в городском округе, муниципальном районе — формирование и содержание муниципального архива (в районе — включая хранение архивных фондов поселений). Закон 2003 п об общих принципах организации местного самоуправления отнес к ведению муниципального района особый вопрос — выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Закон 2003 г, об общих принципах организации местного самоуправления. В переходный период (который Федеральным законом 2003 г установлен до 1 января 2009 г.) законом субъекта Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Федерации осуществлялось до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные законы субъектов Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансоваго года и не могут быть изменены в течение финансового года. В переходный период указанными законами субъектов Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районом. 2. В ведении муниципальных образований могут находиться вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдел ьньши государственными полномочиями обусловлено рядом фактором, Во-первых, тем обстоятельством, что органы местного самоуправления входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения. Создание условий, обеспечивающих жизнедеятельность населения, достойную жизнь и свободное развитие человека — это общая задача и государственных, и муниципальных органов власти, ибо согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности государственных органов власти и местного самоуправления (ст. 18). Орган ы местного самоуправления как публичные органы власти принимают участие и реализации экономической и социальной политики государства на местном уровне и могут в целях более эффективного участия наделяться отдельными государственными полномочиями, Государство определяет те вопросы, взаимодействие по которым крайне необходимо и полезно обществу в целом. Это также демократизирует процесс осуществления государственных функций, расширяет гражданские инициативы, усиливает общественный контроль. Во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, нежели государственные органы. Конечно, передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления должна осуществляться на основе учета самых различных факторов и обстоятельств, чтобы она могла принести реальную выгоду и пользу государству, муниципальным образованиям и, главное, населению муниципальных образований. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями: 1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования); 2)в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных семей и г. д.), 3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на животноводческую продукцию; 4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (органы местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность). Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями и по другим вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и ее субъектов. Проблема делегирования отдельных государственных пол ном о- чий — это часть более общей проблемы: проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Поэтому важна четко законодательно определить: за решение каких вопросов и в каком объеме отвечает каждый уровень власти. До недавнего времени на федеральном уровне, по сути, отсутствовал механизм правового регулирования передачи и финансирования делегированных государственных полномочий. Федеральный закон 1995 г, об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на конституционных положениях, закрепил лишь общие требования к передаче и финансированию отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, что порождало проблемы: какие же полномочия, осуществляемые на основе законодательства, следует рассматривать как переданные органам местного самоуправления государственными органами? Так, ст. 34 ГК РФ установила, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Однако указанный Закон 1995 п не отнес опеку и попечительство к вопросам местного самоуправления. Это послужило, в частности, основанием для обращения в Конституционный Суд РФ Законодательного собрания Республики Карелия с запросом, в котором оспаривалась конституционность п, 1 ст. 34 ГК РФ, согласно которому органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, и п. 2 ст. 121 СК РФ, содержащего такую же норму и устанавливающего, кроме того, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечений; родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации, Семейным и Гражданским кодексами. В запросе указывалось, что оспариваемые нормы, как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения роди- тел ей, на органы местного самоуправления, не согласуются с ч. 1 ст. 38 и подп. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Конституционный Суд РФ в определении от б февраля 2004 г, отказа;! в принятии к рассмотрению указанного запроса, отметив при этом, что федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере семейного законодательства, а именно осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), вправе отнести вопросы опеки и попечительства над деть- ми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к вопросам муниципального уровня, и с этой точки зрения п. 1 ст. 34 ГК и п. 2 ст. 121СК сами по себе не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, Подобные проблемы возникали и по многим другим вопросам деятельности органов местного самоуправления, правовую природу которых законодательство не определяло, возлагая их решение на местное самоуправление (вопросы призыва на военную службу и т. п.). Наги на федеральном уровне, по сути, не были урегулированы в должной мере вопросы, связанные с делегированием органам местного самоуправления государственных полномочий, на региональном уровне многие субъекты Федерации принимали специальные законы о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления во многом восполняет пробелы правового регулирования порядка наделения и финансирования отдельных государственных полномочий. Он устанавливает важный принцип, позволяющий четко определить, какие полномочия органов местного самоуправления являются делегированными государством. Статья 19 Закона закрепляет, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Закон устанавливает следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: а) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации — законами субъектов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается; б) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов законами субъектов Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам; в) отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округой, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Федерации; г) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий; д) федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; е) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Положения федеральных законов, законов субъектов Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами; иных доходов бюджета субъекта Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Федерации. Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных услуг (объем выплат), и утверждаются законом субъекта Федерации о бюджете субъекта на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Субвенции, предоставляемые из федерального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между всеми субъектами Федерации в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг субъекта Федерации с учетом объективных условий, влияющих на стоимость этих бюджетных уедут {объем выплат), и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту Федерации и виду субвенции. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает следующие требования к осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий> По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акта и осуществлять контроль за их исполнением. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям Закона является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает формы государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, Контроль осуществляется: за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий- В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами или должностными лицами местного само- управления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 43 указанного Закона предусматривает возможность отмены муниципальных правовых актов и приостановление их действия в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уполномоченным органом государственной власти. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Статья 72 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает ответственность перед государством на основании решения соответствующего суда. Субъекты Федерации, основываясь на изложенных выше положениях Федерального закона, регулируют вопросы, связанные с передачей, финансированием отдельных государственных полномочий и осуществлением контроля за тем, как они осуществляются органами местного самоуправления, принимая в пределах своих полномочий соответствующие законы, 3. В ведении местного самоуправления могут находиться и иные вопросы, которые в соответствии с требованиями Закона 2003 г. общих принципах организации местного самоуправления: могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Речь идет о вопросах „ которые отвечают следующим требованиям: во-первых, не входят в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям; во-вторых, не отнесены к ведению других муниципальных образований, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию органов государственной области; в-третьих, не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации. При этом Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает также требование: органы местного самоуправления вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации). 4. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией работы органов и должностных лиц местного самоуправления. Закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления дает основание для выделения данной группы отношений в самостоятельный элемент предметов ведения местного самоуправления. Определяя полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по изданию муниципальных правовых актов, Закон устанавливает, что глава муниципального образования (глава местной администрации) издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (ст. 43). Кроме того, представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности; председатель представительного органа также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. Таким образом, вопросы формирования и организации органов местного самоуправления также относятся к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 3775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |