Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ст. 22 131-ФЗ) Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. 1 страница




 

Глава 5. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 22. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

(часть десятая в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

 

Местный референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан; место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладаю­щих правом на участие в местном референдуме.

Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, феде­ральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих б его прове­дении граждан.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решени­ем, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Реше­ние, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении ка­кими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Та­ким образом, местный референдум является способом непосредствен­ного решения населением наиболее важных для муниципальных обра­зований вопросов.

Конституция РФ закрепляет референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), Она признает за каж­дым гражданином Российской Федерации право участвовать в референ­думе (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № Ш-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» (который в отличие от Федерального закона с одноименным назва­нием от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ уделяет правовому регулированию местного референдума значительно больше внимания) устанавливает:

а)на какой территории может проводиться местный референдум;

б) кто и в каком порядке принимает решение о назначении местного референ­дума;

в) кто и в каком порядке вправе выдвинуть инициативу о назначении


местного референдума;

г) кто имеет право участвовать в местном ре­ферендуме; д) какова юридическая сила решения, принятого на мест­ном референдуме, а также другие положения, касающиеся назначения и проведения местного референдума.

Гарантии права граждан на участие в местном референдуме, а также порядок его подготовки и проведения устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации.

В одних субъектах Федерации принимаются специальные законы о местном референдуме (Московская область и др.), а в других субъектах Федерации вопросы подготовки и проведения местного референдума регулируются в кодифицированных актах; избирательных кодексах (Владимирская область и др.).

Если закон субъекта Федерации о местном референдуме отсутствует либо положения закона субъекта Федерации не могут быть применены вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим при­менению, местный референдум проводится на основе указанных феде­ральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недоста­точна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ.

При подготовке и проведении референдума, а также для осуществ­ления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению права на участие в референдуме граждан используется Государственная авто­матизированная система «Выборы» в порядке, предусмотренном феде­ральными законами.

Местный референдум проводится на всей территории муниципально­го образования в целях решения непосредственно населением вопросов ме­стного значения. На местный референдум может быть вынесен вопрос (вопросы) местного значения, проект нормативного правового акта по вопросам местного значения. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального обра­зования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уста­навливает, что на местный референдум не могут быть вынесены следую­щие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в ор­ганы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборок;

6) о персональном составе органов местного самоуправления;

б) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должност­ных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и осво­бождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоро­вья и безопасности населения*

Федеральный закон не допускает установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме вопросов, указанных выше.

Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отме­нять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, консти­туционные гарантии реализации таких прав и свобод, а также противо­речить законодательству Российской Федерации, законодательству со- ответствующего субъекта Федерации* В соответствии с требованиями Федерального закона вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Местный референдум проводится на основе демократических принципов) закрепляемых Конституцией РФ3 федеральными законами и при­званных обеспечить выявление свободно выраженной воли участников референдума. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это участие является свободным и добровольным: никто не вправе ока­зывать воздействие на участника местного референдума с целью прину­дить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятство­вать его свободному волеизъявлению.

Комиссии, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума, формируются и действуют на основе общих принципов, закрепляемых Федеральным законом «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации*.

Указанный Закон устанавливает общие условия формирования ко­миссий, закрепляя при этом, что при проведении местных референду­мов избирательные комиссии муниципальных образований (территори­альные избирательные комиссии) действуют в качестве комиссий рефе­рендума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве


комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избиратель­ных комиссий.

Согласно Закону Московской области от 19 ноября 2003 п (в ред. от 22 июня 2005 г.) «О местном референдуме в Московской области* подготовку и проведение референдума осуществляют избирательная ко­миссия муниципального образования, действующая в качестве соответ­ствующей комиссии референдума, а также участковые комиссии рефе­рендума.

Избирательная комиссия муниципального образования при подготовке и проведении референдума:

а) осуществляет на территории муниципального образования кон­троль за соблюдением прав граждан на участие в референдуме;

б) составляет списки участников референдума, в том числе с ис­пользованием государственной автоматизированной информационной системы и передает их по акту участковым комиссиям;

в) оказывает методическую, организационно-техническую по­мощь участковым комиссиям референдума;

г) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

д) осуществляет1 на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения референду­ма, распределяет выделенные ей из местного бюджета средства на фи­нансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, контро­лирует целевое использование указанных средств;

е) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (без­действие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

ж) определяет результаты референдума на территории муници­пального образования, сообщает их средствам массовой информации, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации, уставом муниципального об­разования.

Участковая комиссия референдума:

а) информирует население об адресе и номере телефона участковой ко­миссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список участников референдума, производит ознаком­ление участников референдума с данным списком, рассматривает заяв­ления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование участников референдума о во­просе (вопросах), предлагаемом (предлагаемых) для вынесения на рефе­рендум на основе сведений, полученных из избирательной комиссии муниципального образования;

д) контролирует соблюдение на территории участка референдума порядка проведен ия агитации по вопросам референдума;

е) организует на участке референдума голосование в день голосования;

ж) проводит подсчет голосов» устанавливает итоги голосования на участке референдума, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации.

Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, ор­ганизаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении ре­зультатов референдума осуществляется коллегиально, открыто и гласно. На всех заседаниях соответствующей комиссии референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представители средств массовой информации. Кроме того, с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией рефе­рендума протокола об итогах голосования, а равно при повторном под­счете голосов участников референдума на участках референдума вправе присутствовать также наблюдатели, иностранные (международные) на­блюдатели.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референду­ма, производятся избирательной комиссией муниципального образова­ния за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета. Ини­циативная группа по проведению референдума обязана в порядке, уста­новленном законом, создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референ­дума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, атак- же деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

Законом субъекта Федерации может быть установлено, что при вы­движении инициативы проведения местного референдума при опреде­ленном числе участников референдума на территории соответствую­щего муниципального образования (но не более пяти тысяч участни­ков референдума) создание инициативной группой референдума фонда референдума не обязательно, но при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

Закон субъекта Федерации, регулирующий подготовку и проведение референдума, должен предусматривать возможность создания фондов референдума иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, про­тив вопросов, выносимых на референдум.

На указанные фонды распространяются правила, установленные для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референду­ма обязана назначать уполномоченного представителя по финансовым вопросам, регистрация которого осуществляется избирательной ко­миссией муниципального образования в порядке, установленном за­коном.

Предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований к пе­речислений в фонд референдума устанавливаются законом субъекта Федерации. Так, согласно Закону Московской области «О местном ре­ферендуме в Московской области» предельная сумма расходов инициа­тивной группы по проведению референдума, иной инициативной группы участников референдума за счет средств ее фонда референдума не может превышать минимальный размер оплаты труда надень назначения рефе­рендума более чем в 2000 раз.

Участником местного референдума может быть гражданин, место жительство которого расположено в границах муниципального образо­вания и обладающий правом на участие в местном референдуме.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоян­но проживающие на территории соответствующего муниципального об­разования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воин­ских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположе­ны на территории соответствующего муниципального образования, ес­ли место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образо­вания, не участвуют в местном референдуме.

Решение о назначении местного референдума принимается представи­тельным органом муниципального образования по инициативе:

а) выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;

б) выдвинутой избирательными объединениями, иными общест­венными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

в) представительного органа и главы местной администрации, вы­двинутой ими совместно,

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уста­новлен закрытый перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума. В соответствии с этим Законом ме­стный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех меся­цев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган муниципального образования вправе от­казать в назначении местного референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы его проведения нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

Законом субъекта Федерации, уставом муниципального образова­ния может быть установлен срок, в течение которого местный референ­дум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Ука­занный срок не может превышать два года со дня официального опубли­кования результатов референдума.

Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и про­ведение референдума (кроме указанных выше), федеральным законом не допускается.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, изби­рательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и прини­маемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Условием назначения местного референдума в этом случае является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой ме­стной администрации, оформляется правовыми актами представи­тельного органа муниципального образования и главы местной адми­нистрации.

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора под­писей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется ини­циативная группа по проведению референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем рефе­рендуме, вправе образовать такую группу в количестве не менее 10 чело­век, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения ини­циативы проведения местного референдума.

В случае если инициатива проведения местного референдума вы­двигается избирательным объединением, иным общественным объеди­нением, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) ре­ферендумах и которое зарегистрировано в порядке, определен ном феде­ральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образо­вания инициативной группы по проведению референдума, то руководя­щий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референду­ма) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума.

Инициативная группа по проведению местного референдума обра­щается в избирательную комиссию муниципального образования, кото­рая со дня обращения инициативной группы действует в качестве ко­миссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению местного рефе­рендума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагае­мый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референ­дум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рожде­ния, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а так же адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К хо­датайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Комиссия в течение 5 дней со дня поступления ходатайства ини­циативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть хо­датайство и приложенные к нему документы и принять решение:

а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов тре­бованиям федерального законодательства, конституции (устава), закона субъекта Федерации, устава муниципального образования — о направ­лении их в представительный орган муниципального образования;

б) в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на ме­стный референдум, требованиям федерального закона в порядке и сро­ки, которые установлены законом субъекта Федерации, уставом муни­ципального образования. При этом срок проверки не может превы­шать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

Если представительный орган муниципального образования при­знает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям Федерального закона, комиссия осуществляет регистрацию инициатив­ной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное сви­детельство, а также сообщает об этом в средства массовой информа­ции. Решение о регистрации инициативной группы по проведению ме­стного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям феде­рального закона.

Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается из­бирательной комиссией субъекта Федерации и которое выдается ини­циативной группе по проведению референдума, действительно в тече­ние срока, установленного законом субъекта Федерации, уставом муни­ципального образования. Так3 согласно указанному Закону Московской области «О местном референдуме в Московской области» регистраци­онное свидетельство, выдаваемое инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного уставом муниципального образования, но не менее одного месяца.

Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требо­ваниям федерального закона, комиссия отказывает инициативной груп­пе по проведению референдума в регистрации и выдает ей решение, в котором указываются основания отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная должна представить в представительный орган муниципального образования подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку данной инициативы, устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 5% от числа участ­ников референдума, зарегистрированных на территории проведения ре­ферендума в соответствии с законом, но не может быть менее 25 подпи­сей.

Установление квоты на сбор подписей участников референдума при проведении местного референдума на части территории муниципаль­ного образования не допускается.

Сбор подписей можно начинать со дня, следующего за днем регист­рации инициативной группы по проведению референдума. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума. Пе­риод сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума устанавливается законом субъекта Федерации и не может быть менее 20 дней.

Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в местном референдуме. Участие орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, орга­нов управления организаций независимо от формы собственности, уч­реждений, членов комиссий с правом решающего голоса в сборе под­писей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допуска­ется. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещает­ся. Подписи, собранные с нарушением указанных требований положе­ний, являются в соответствии с Федеральным законом недействитель­ными.

Право сбора подписей участников референдума принадлежит дее­способному гражданину, достигшему к моменту сбора подписей возрас­та 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оп­лата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

Законом может быть предусмотрено, что инициативная группа по проведению референдума обязана составить список лиц, осуществляв­ших сбор подписей участников референдума, а также нотариально удо­стоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавли­ваются законом субъекта Федерации. Данные об участнике референ­дума, ставящего в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения ре­ферендума, Число представляемых для назначения референдума подпи­сей участников референдума может превышать число подписей, необхо­димое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения рефе­рендума требуется представить менее 40 подписей, число представляе­мых подписей участников референдума может превышать число подпи­сей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.