Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ст. 26, ст. 32 131-ФЗ) Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан




 

Федеральный закон от 28 августа 1995 г, «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в РФ» пре­дусмотрел возможность использования народной правотворческой инициативы — института муниципальной демократии, позволяющего населению муниципального образования выступать субъектом право­творческой инициативы, т. е. вносить проекты правовых актов по вопро­сам местного значения на рассмотрение органов местного самоуправле­ния. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. определяет данный инсти­тут как «правотворческая инициатива граждан» и устанавливает дополнительные гарантии его использования населением муниципаль­ного образования. Чтобы оценить новизну положений Федерального за­кона 2003 г. о правотворческой инициативе* необходимо рассмотреть практику реализации соответствующих норм Федерального закона 1995 г. о народной правотворческой инициативе.

Н соответствии с Федеральным законом 1995 г. право на народную правотворческую инициативу население осуществляло в соответствии с уставом муниципального образования, который должен был опреде­лять порядок реализации данного права. Поэтому отсутствие в уставе со­ответствующих положений лишало граждан возможности осуществлять правотворческую инициативу. Федеральный закон 1995 г. установил следующий порядок реализации указанного права граждан.

Во-первых, проекты правовых актов по вопросам местного значе­ния подлежали обязательному рассмотрению органом местного само­управления (ст. 25). Во-вторых, они рассматривались на открытом за­седании. При этом представителям населения гарантировалось право участвовать в этом заседании. В-третьих, требовалось, чтобы результаты рассмотрения проектов правовых актов по вопросам местного значения, вынесенные населением в органы местного самоуправления, были офи­циально опубликованы (обнародованы).

В муниципальных образованиях порядок реализации прав граждан на народную правотворческую инициативу устанавливался в специаль­ном акте. Например, городская Дума г. Калуги постановлением от 9 ок­тября 2001 г. утвердила Положение «О правотворческой инициативе на­селения в городе Калуге». Согласно данному Положению под право­творческой инициативой понималось право населения вносить в городскую Думу проекты правовых актов по вопросам местного значе­ния, а также предложения по принятию, изменению или отмене право­вого акта городской Думы. Для внесения в повестку заседания город­ской Думы вопроса, отнесенного к правотворческой инициативе, жите­ли города обращались в Думу с соответствующим предложением за под­писью не менее 200 горожан, обладающих избирательным правом. Пра­вотворческая инициатива подлежала рассмотрению на заседании Думы в месячный срок. Сбор подписей в поддержку правотворческой инициа­тивы осуществляла инициативная группа не менее пяти человек, кото­рая подлежала регистрации в организационно-техническом отделе го­родской Думы. Регистрационное свидетельство было действительно в течение 20 дней со дня его выдачи инициативной группе. Каждый жи­тель г. Калуги имел право беспрепятственной агитации в поддержку против правотворческой инициативы. После окончания сбора подписей инициативная группа составляла итоговый протокол и передавала подписные листы и экземпляр итогового протокола в городскую Думу. Результаты рассмотрения правотворческой инициативы подлежали официальному опубликованию в городской газете.

Народная правотворческая инициатива как институт прямой демо­кратии позволяла гражданам активно участвовать в выработке решений по вопросам жизнедеятельности населения муниципального образова­ния, предлагать собственные варианты разрешения тех или иных про­блем местной жизни.

Федеральный закон 2003 г,, достаточно подробно регулируя порядок реализации правотворческой инициативы граждан, предусматривает воз­можность использования данного права, даже если порядок его реализации не урегулирован муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона 2003 п с правотворче­ской инициативой может выступить инициативная группа граждан, об­ладающих избирательным правом, в порядке, установленном норматив­ным правовым актом представительного органа муниципального обра­зования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанав­ливается нормативным правовым актом представительного органа му­ниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представитель­ного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рас­смотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии с Федеральным законом 2003 г.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реа­лизации правотворческой инициативы 1раждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяце» со дня его вне­сения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обес­печена возможность изложения своей позиции при рассмотрении этого проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект ко­торого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы гра­ждан, относится к компетенции коллегиального органа местного само­управления, проект должен быть рассмотрен на открытом заседании этого органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реали­зации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

(в ред. Федерального закона от 01.12.2006 N 198-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Важное значение в реализации права граждан участвовать в местном самоуправлении имеет закрепленное в ст. 33 Конституции РФ и в Феде­ральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в ор­ганы местного самоуправления закрепляет и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах, организации местного само­управления в Российской Федерации» (ст. 32).

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного са­моуправления определяется федеральными законами, законами субъек­тов Федерации^ а также уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Под обращениями принято понимать изложенные в устной или пись­менной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, <? том чис­ле коллективные обращения граждан,

Предложение — обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, но направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреж­дений вне зависимости от организационно-правовых формг в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер мест­ной жизни.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принад­лежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, иными законами Российской Федерации, законами субъектов Федерации.

Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), ре­шениями органов местного самоуправления, их должностными и вы­борными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общест­венных объединений.

Ходатайство ™ письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с пред­ставлением документов, их подтверждающих.

Коллективное обращение — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Законом г. Москвы 1997 г. «Об обращениях граждан»[7] к обращениям отнесены также петиции — коллективные обращения граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца со дня их поступления и регистрации.

Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны разрешаться безотлагательно в сокращенные сроки, установ­ленные законодательством, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного само­управления.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа местного самоуправления или должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, а также фамилии, имена, отчества обращаю­щихся, дату и личные подписи. В обращении указываются также адреса граждан, обращающихся в органы местного самоуправления, их кон­тактные телефоны.

Анонимные обращения не подлежат рассмотрению.

Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложен­ные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки.

На устные обращения, как правило, дается ответ в устной форме.

Сведения, которые становятся известными органам местного само­управления при рассмотрении обращений граждан, не могут быть ис­пользованы во вредим. Без согласия граждан данные сведения, если они касаются их частной жизни, не могут быть использованы и распростра­нены.

Руководители органов местного самоуправления, должностные ли­ца местного самоуправления обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан, их личного приема. В случае не­обходимости должны быть истребованы нужные документы, организо­ваны проверки на местах. Прием граждан должен осуществляться в уста­новленное и удобное для посетителей время в организуемых для этих це­лей приемных.

Законами субъектов Федерации устанавливается административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждане органы местного самоуправления и к должностным лицам ме­стного самоуправления.

Преследование гражданина за содержащуюся в обращении критику влечет ответственность виновных должностных лиц в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

Обращение граждан позволяет им участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в кон­троле за деятельностью муниципальных органов. Они служат важней­шим источником информации, необходимой органам местного само­управления для принятия решений, отвечающих интересам населения.

Наряду с рассмотренными формами непосредственного осуществ­ления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлени местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоре­чащих Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Фе­дерации.

Федеральный закон предусматривает, что непосредственное осуще­ствление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принци­пах законности и добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы и должно­стные лица местного самоуправления обязаны содействовать населе­нию в непосредственном осуществлении местного самоуправления.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.