КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая основа местного самоуправления. 3 страница
§ 3. Конституции {уставы), законы н иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют субъекты Федерации. Во-первых, они осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления. Российская Федерация состоит из равноправных субъектов; республик, краеи, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты — устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения об организации местного самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 п *06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации*. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Согласно Федеральному закону 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения и до принятия соответствующих законов. Однако после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны быть приведены в течение трех месяцев в соответствие с принятым федеральным законом. Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон 2003 г., разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, закрепил, что определение общих принципов организации местного самоуправления осуществляется указанным Федеральным законом. Что же касается органов государственной власти субъектов Федерации, то они регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе. Таким образом, организация местного самоуправления во многом определяется в рамках правового закрепления общих принципов организации местного самоуправления, осуществляемого на федеральном уровне. И лишь в некоторых случаях, прямо указанных в Федеральном законе 2003 г., допускается и правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления законами субъектов Федерации. Так, законами субъектов устанавливаются: наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации с учетом исторических и иных местных традиций; условия и порядок прохождения муниципальной службы (в соответствии с федеральным законом); порядок подготовки и проведения местного референдума; гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (я соответствии с федеральным законом) и др. Объем правового регулирования, осуществляемого сегодня субъектами РФ в области организации местного самоуправления, уменьшился по сравнению с тем, что предусматривал Закон об общих принципах организации местного самоуправления (1995 г.). Конституции (уставы) субъектов РФ, основываясь на федеральном законодательстве о местном самоуправлении, закрепляют основы организации местного самоуправления на своей территории, принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, В законах субъектах РФ о местном самоуправлении эти положения получают свое развитие и конкретизацию. Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей а ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Эти полномочия органов государственной власти субъектов Федерации во многом обусловлены конституционным положением о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления (ст. 12) и основанным на конституционной норме требованием Закона 2003 г об общих принципах организации местного самоуправления об обеспечении федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления. Кроме того, Федеральный закон 1999 г «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прямо обязывает органы государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местного самоуправления на своей территории (ст. 1). Необходимо также учитывать, что органы государственной власти субъектов должны обладать и некоторыми контрольными полномочиями в отношении муниципальных образований и их органов в случаях, предусмотренных федеральными законами. С учетом этого федеральные законы закрепляют за органами государственной власти субъектов Федерации, соответствующие полномочия. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«» устанавливает, в частности, что при формировании конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) одна треть ее членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта (ст. 37), Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации^ предусматривает возможность осуществления в установленных законом случаях избирательных действий (которые в соответствии с законом должно осуществлять соответствующее должностное лицо местного самоуправления) высшим должностным лицом субъекта Федерации. Соответствующее правовое регулирование осуществляется и другими федеральными законами, основываясь на которых субъекты Федерации устанавливают соответствующие права, обязанности и ответственность своих органов государственной власти, должностных лиг; в области местного самоуправления. Так, Закон Сахалинской области «Об общих принципах организации местного самоуправления в Сахалинской области» устанавливает, что органы государственной власти области способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ, федеральными законами, уставом и законами области участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления* создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих (ст. 57). Регулируя взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления, Закон Сахалинской области предусматривает возможность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления совместных координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих. Данные органы создаются для решения отдельных вопросов, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 58). В-третьих, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В данном случае речь вдет об участии органов государственной власти субъектов Федерации в правовом регулировании компетенции органов местного самоуправления в различных сферах жизни, подведомственных субъектам* К примеру, Законом Омской области 2004 г. «О регулировании земельных отношений в Омской области» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, а Законом Волгоградской области 1999 г «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере образования, Закон Хабаровского края 2004 г «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления» устанавливает, в частности, обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления по систематизации и обобщению обращений граждан с целью своевременного выявления и устранения причин} порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования своей работы (ст. 9). В-четвертых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирования прав> обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом 2003г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Законами субъектов Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации. Наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Делегируемые отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления, как правило, муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено законом субъекта Федерации. Закон субъекта Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать: вид или наименование муниципального образования, органы которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также другие положения, предусмотренные ст. 19 Федерального закона 2003 г. Как показывает практика, субъекты Федерации принимают законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями: по государственной регистрации актов гражданского состояния; в области физической культуры и спорта; в облает создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан и др. При этом одни субъекты принимают отдельные законы по каждому виду передаваемых государственных полномочий, а другие — принимают один закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в разных сферах жизни. Так, Закон Тюменской области 2004 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» наделяет органы местного самоуправления следующими государственными полномочиями, входящими в компетенцию органов государственной власти Тюменской области: а) в сфере социальной поддержки, социального обслуживания населения и организации оказания специализированной медицинской помощи; б) в сфере архивного дела; в) по государственной регистрации актов гражданского состояния; г) по совершению нотариальных действий в населенных пунктах, где отсутствует нотариус; д) в сфере создания и организации деятельности административных комиссий и в других сферах. Субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образо- ваний конституции (уставу) субъекта Федерации. Осуществляемое на основе Федерального закона 2003 г. реформирование организационно-территориальной структуры местного самоуправления, финансово-экономического и правового обеспечения функций местного самоуправления включает в себя формирование субъектами Федерации во многом новой системы правового регулирования местного самоуправления на региональном уровне. Решение этой задачи усложняется тем3 что система местного самоуправления неоднократно подвергалась реформированию, изменялась ее законодательная база. Субъекты Федерации в течение длительного времени занимались поисками оптимального механизма взаимодействия с муниципальными образованиями, сформировали в целом правовую основу организации и деятельности местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. ставит перед субъектами новые задачи в области правового регулирования местного самоуправления, жестко разграничивая полномочия в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Но вместе с тем надо учитывать, что корректировка системы правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться в рамках конституционной модели местного самоуправления. Муниципальная демократия — неотъемлемая часть процесса формирования и развития нашего государства как правового и демократического. Они основывается на незыблемых основах конституционного строя (и частности, на положениях ст. 3 и 12 гл.! Конституции РФ), на международных гарантиях, закрепленных в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления. При этом нужно взвешенно относиться к тому, что уже сделано в этой области, выявляя те ценности, которые следует сохранить в процессе совершенствования местного самоуправления, его законодательной базы.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |