Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и из­менчивы




Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следова­тельно, не бывает беспричинным. Таким образом, при­знание универсальной причинности непосредственно вы­текает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случай­ность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществле­ния какой-либо цели, и в этом смыслевсякое событие слу­чайно.

Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые су­щества, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соедине­нию и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Де­мокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состо­ит из особых огненных атомов и есть их временное со­единение. Бессмертие души он отвергает.

Атомистическая теория строения материи легла в осно­ву всего дальнейшего развития теоретического естество­знания, а представление о неделимости атома было остав­лено физикой лишь на пороге XX в.
^ 11. Бытие как реальный индивидуум: Аристотель. (384—322 гг. до н. э.).

Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное благо. Но в отличие от Платона, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля интересует порядок мира и его рациональное, научное изучение, чем во­прос о происхождении этого порядка вещей. Аристотель ищет реализации идеального в чувственном мире, пытаясь соединить опыт и умозрение.

Философское учение Аристотеля представляет собой преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, общее предшествует частному, определяет его, а ис­точник знания лежит в самом разуме.

Логические исследования привели Аристотеля к обнаруже­нию двух важнейших обстоя­тельств. Во-первых, идея блага — верховная царица в плато­новском мире идей — не может подчинять себе идеи вещей, так как вещь относится к категории сущности, а благо — к ка­тегории качества. Во-вторых, благо как относящееся к катего­рии качества не существует само по себе, но лишь как принад­лежащее какой-либо сущности.

Учение Аристотеля о категориях имеет двойственный логи­ко-онтологический характер. «Категории» — основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничто не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, об­ладание, положение.

Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». То есть всякая сущность сущест­вует сама по себе, а не в чем-то другом. Платоновские «идеи» Аристо­тель стал называть «формами» именно дли того, чтобы подчерк­нуть, что идеи не обособлены в «умном месте» за пределами чувственно-воспринимаемого мира, а действуют в этом мире как начала, изнутри формирующие вещи. «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность», — гово­рит Аристотель.

Предметом метафизики Аристотеля является не только ис­следование высших родов бытия, но и поиск его первопричин. Аристотель указывает четыре первопричины бытия: материальная, формальная, движущая и целевая первопричины. По сути они могут быть сведены к материаль­ной и формальной.

Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем-угодно, лишенная каких-либо свойств, качеств, вели­чины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (букв.: строительный материал, лес) как обо значение субстрата, лежащего в основе всего сущего (латинский эквивалент «mater rerum» означает «мать вещей»).Форма — это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в действительное, определяющее суть вещей.

Всякая вещь и природе является результатом слияния формы и материи. Соединение материи и формы осуществляется посредством движения.

Источник же этого движения — форма всех форм, чистая форма — неподвижен, един, деятелен. Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не соединенной ни с чем материальным и в этом смысле являющейся полной осуществленно­стью, т. е. энтелехией. Бог или перводвигагель — конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих при­роде.Мир вечен, так как его существование обуслов­лено двумя вечными началами — перводвигателем и первоматерией.

Подобно тому, как вещи есть сплав материи и формы, оду­шевленные существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела.

Душа есть осуществленность (энтелехия) живого органи­ческого тела, осуществление «присущей телу возможности быть живым». То есть душа не представляет собой некой самостояте­льной сущности, отделенной от тела, как у Платона, она нераз­рывно связана с телом и является его подлинной сущностью. Аристотель различает три разно­видности души: растительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущения и движение) и разум­ную (познание, самоопределение). При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших. Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает, что активныйразум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен.
^ 12. Философия эллинистической эпохи.

4 век до н. э. оказался для древнегреческой философии временем ее высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только античной философии, но и античной науки: математики, физики, астрономии, биологии, широкого круга наук гуманитарного цикла.

Вместе с тем в развитии философии после Аристотеля выступают черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей философией. Глубокие изменения происходят в понимании задач и целей самой философии, в понимании средств, с помощью которых эти задачи выполняются. Изменяется социальный и этнический состав самих деятелей философии. В разработку вопросов философии включаются и представители народов, не принимавших ранее сколько-нибудь заметного участия в процессе развития философии. Эти новые деятели – уроженцы и выходцы с Востока и возникших на Востоке новых научных и философских центров.

Значительные изменения произошли также в культурном сознании афинского общества. Уже со времен македонской экспансии Филиппа и Александра в Афинах образовалась влиятельная партия сторонников македонской интервенции, которая, как надеялись афинские сторонники и друзья Македонии, одна может положить предел политическим притязаниям демократии, обеспечить богатым безопасность их имущества и накоплений. Интеллектуальная верхушка имущих классов в большинстве становится на сторону врагов демократии и ее политической активности. Возлагавшие надежду на военную диктатуру Македонии, публицисты и идеологи греческих зажиточных классов проповедуют аполитизм, уклонение от политической жизни и деятельности, тщетность всех попыток внести посредством политической борьбы и политической активности желанную прочность, устойчивость, безопасность и порядок в полную бурных противоречий общественно-политическую жизнь. Падает не только накал политической борьбы, но и самый интерес к политической жизни. Круг интересов образованной части греческого общества сужается, замыкается вопросами частной жизни и частной морали. Одновременно ослабевает и напряжение теоретической мысли,притупляется теоретический интерес, падает доверие к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных задач мировоззрения, обнимающих все области знания, все запросы философии и науки, возникает стремление свести научные вопросы только к тому, что достаточно для обоснования правильного, т.е. способного обеспечить счастье, личного поведения. Никогда ранее не наблюдавшееся в такой резкой форме разочарование во всех видах и формах общественно-политической борьбы ведет к тому, что само «счастье» понимается уже не как сумма положительных благ, а как нечто чисто отрицательное, как «невозмутимость», как отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида.

Разумеется, эта проповедь пассивного существования, ухода от политической борьбы в тихую, ничем не возмутимую заводь частной жизни ни в какой мере не означала действительного прекращения классовой борьбы, действительного выключения индивида из общества, к которому он принадлежал и в котором действовал. «Аполитизм», который проповедовали идеологи и философы в греческом обществе 4 – 3 вв. до н. э., означал только то, что, утратив надежду собственными руками и собственными усилиями устроить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь, они предоставляли возможность вести активную деятельность и играть руководящую роль македонским завоевателям, а впоследствии их преемникам, которые, как казалось, лучше их самих разрешат исторически сложившиеся противоречия жизни и обеспечат интересы главенствующих слоев общества.

В то же время замечательный расцвет философских и специальных научных исследований, характерный для деятельности Аристотеля и его школы, не мог просто оборваться. Философия сузилась в объеме своих задач, ограничилась сферой личной этики, но и с этим ограничением и в новой обстановке продолжала вести свои исследования. Наука стала более специальной, менее философской; ее горизонты и исследования становятся более эмпирическими, приуроченными к практическим запросам жизни. Такие отрасли знания, как медицина, направляются не столько на разработку общих оснований биологии и натурфилософии, сколько на служение практическим нуждам врачевания и т.д.

В 3 в. до н. э. в античном рабовладельческом обществе повсеместно разразился длительный кризис – экономический, социальный, политический. Этот кризис привел к возникновению и развитию философских течений и школ, представлявших отражение процесса, начавшегося в философской и научной мысли.
^ 13. Основные этапы развития средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

В средневековой европейской философии выделяют два основных этапапатристику ( от II в. до VIII в.) и схола­стику (от IX в. до начала XV в.). Апологетика – ранняя патристика. Время средневековой философии заканчивается к XV в., когда философия осво­бождается от власти церковных канонов.

^ Истоки философии Средневековья находятся в ан­тичной философии, затем некоторое время она формиро­валась одновременно с религией христианства.

Характерные черты средневековой философии: теоцен­тризм, креационизм, провиденциализм, принцип откро­вения.

Охарактеризуем их:

Теоцентризм это принцип, согласно которому в центре мироздания находится Бог — духовный абсолют, вневременной и внепространственный. Бог оли­цетворяет всю полноту как божественной природы, так и человеческой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.