Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место онтологии в структуре философского знания




Буддизм — это религиозное философское учение, рас­пространившееся в Индии после VI в. до н. э., затем в Ки­тае, Юго-Восточной Азии после III в. н. э., а также в других регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма и путем удовольствия.

Философия всеединства: Центральной в учении В. Соловьева (1853—1900) явля­ется идея «всеединого сущего». Всеединство (целостность) мира обусловлено тем, что все предметы и явления не су­ществуют отдельно друг от друга. Каждый из них и вся наша Вселенная не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое связное целое взаимопроникаю­щих и взаимодействующих сторон.

«Безусловное всеедин­ство» бытия, как совершенный синтез истины, добра и красоты, можно постичь лишь «цельным знанием». «Цель­ное знание» есть синтез трех необходимых компонентов: богословия, философии и опытной науки. Центрами этих компонентов являются Бог, общая идея и реальный факт. Необходимость этого триединого синтеза диктует сам ре­альный жизненный процесс, осмысленный человеческим умом. Реальным историческим прообразом всеединства, по Соловьеву, выступает идея Богочеловечества, т.е. всечеловечности. На пути к нему важнейшим шагом должно быть преодоление раскола между православным Востоком и католическим Западом, создание вселенской христиан­ской церкви и установление всемирного теократического государства. Таким образом, в общественно-практической сфере всеединство должно воплотиться в триединстве «об­щество — государство — церковь».

Философия русского космизма: Учитывая всеобщность представлений о единстве кос­моса и человека в русских философских взглядах, следует подчеркнуть, что эволюция космистского мировоззрения исторически и гносеологически прошла несколько этапов. Основными направлениями русского космизма следует счи­тать естественно-научное и религиозно-философское. К первому обычно относят взгляды Циолковского, Умова, Вернадского, Чижевского. Общей для них является идея о том, что естественные предложения природы недостаточ­ны для жизни человечества и следует создавать новую при­роду на основе науки. Этот процесс создания нового каче­ства носит глобальный эволюционный характер. Вернад­ский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропоген­ного процессов. Человечество становится мощной геоло­гической силой, оно перестраивает биосферу и приближа­ется к своему новому состоянию — ноосфере. В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составля­ют неразрывное единство, и космическое единство стано­вится новым типом целостности.

Религиозное крыло рус­ского космизма связано с идеей единства духовного, кос­мического и человеческого. Основанием для таких взглядов явились две идеи — эволюционная и богословская, взятые в соединении. Одним из вариантов религиозного космиз­ма можно считать философские взгляды В. Соловьева: его суть— преображение космоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность и софийность мироздания. Другим вариантом религиозного космизма является утопическая философия «общего дела » Н. Ф. Фе­дорова. В ней идет речь об управлении природой, выходе за пределы Земли и овладении космосом. Согласно Федо­рову, космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» че­ловечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Бес­смертиеследствие всеобщей этичности, нравственнос­ти космоса. Если человечество соединится для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда.
^ 27. Специфика Восточной Философии.

Философия Восто­ка существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческо­го бытия.

Познание людьми истины основывается не только на ин­теллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которо­го лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постига­ется не только в процессе познания, но и в процессе созерца­ния, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное,неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.

Мыслители Востока были убеждены, что истина многогран­на, она никогда не может быть выражена полностью, различ­ные воззрения на нее представляют лишь ее различные сторо­ны. Отсюда они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

И, наконец, ядром всех философских систем Востока явля­ется представление о том, что конечной целью каждого инди­вида должно быть совершенствование самого себя, так как толь­ко через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формиро­вание в Индии и Китае.
Древнеиндийская философия

Древняя индийская философия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возни­кает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных ино­земных воздействий. Для Древней Индии характерна бли­зость философии и религиозной деятельности. И большин­ство школ, или даршан, представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Даршаны делят­ся на две группы по их отношениям к Ведам священным книгам брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками Вед. Они называются астика и считаются ортодоксальными философскими школами. Вторую группу составляют не­ортодоксальные школы, называющиеся настика, они не признают себя прямыми наследниками традиции Вед.

Религиозно-философская деятельность в Индии традиционно считается занятием людей высшей касты — брахманов. Высший авторитет принадлежит философу — основателю философской школы, личности, как правило, легендар­ной. Среди школ первой группыортодоксальной — при­нято выделять шесть основных: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группунеорто­доксальных школ — относят буддизм, джайнизм и локаяту. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости в Древней Индии — устный, на языке священного зна­ния — санскрите. Ученик при этом воспринимает не толь­ко теорию, но и технику самосовершенствования, прак­тические жизненные ориентиры, методы диалога, весь образ жизни Учителя, который является продолжением его учения.

^ Сердцевиной произведений является краткий исходный текст, который называется сутрой. Сутра окружена слоя­ми комментариев, которые представляют собой продукт индивидуального философского творчества.

История индийской философии делится на три крупных периода.

Первый — ведийский, примерно с X по V в. до н. э. В это время происходит становление индийской философии. В некоторых произведениях из Вед, особен­но в последних — Упанишадах, появляются философские трактовки мировоззренческих вопросов. В Упанишадах представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуж­дения о бытии в целом.

Второй, классический или брахмано-буддийский, период длился с V в. до н. э. до X в. н. э. В этот период, после возникновения буддизма и джайниз­ма, в условиях острых религиозных и философских споров сформировались основные классические даршаныфи­лософские школы.

Третий, индуистский период, с XI в. н. э. продолжается до сих пор. К этому времени вли­яние буддийской веры в Индии существенно ослабело. Фи­лософская деятельность протекает в основном в русле ин­дуизма. Главным философским направлением становится веданта, а также ньяя. Веданта вобрала в себя многие достижения ортодоксальных даршан буддизма, а ньяя со­средоточена на разработке методологических и гносеологи­ческих проблем.

Буддизм

Срединный путь путь знания, муд­рости, разумного ограничения, созерцания, самосовершен­ствования, конечной целью которого является нирвана. Будда сформулировал четыре благородные истины:

1.
Земная жизнь есть страдание.

2.
Страдания имеют причину. Причина страданий — в желаниях.

3.
От страданий можно избавиться.

4.
Путь освобождения от страданий — восьмеричный путь.


Восьмеричный путь – э то план личностного самосовершенствования, целью которого является нирва­на, великое освобождение. Этот путь предусматривает со­блюдение следующих принципов:

1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правиль­ное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредо­точение.

Философия Древнего Китая

Китайская философия, созданная этой великой восточ­ной цивилизацией, характеризуется традиционностью, са­мобытностью, отношением к философии как к образу жизни. В отличие от Индии, в Китае особая значимость придается истории, книжной учености, государственнос­ти и общественной активности индивида. Можно сказать, что древнекитайская философия — это преимущественно практическая философия, сосредоточенная на социально-политической и этической проблематике.

Важнейшими источниками философского знания в Китае считаются древние книги: прежде всего Книга Перемен, беседы и изречения Конфуция,Дао дэ цзин («Книга о пути и добродетели», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-цзы) и др. Древнекитайская философия делится на три периода: начальный, или клас­сический (от VI до III в. до н. э.), философия эпохи Хань (от II в. до н. э. до II в. н. э.), когда конфуцианство явля­лось ведущим направлением в философии, и послеханьская средневековая философия (от III до X в. н. э.), когда развивается и оказывает возрастающее влияние на умы философия китайского буддизма.

Главные течения клас­сического периода — это конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, натурфилософия и номинализм. Позднее появи­лись еще и буддийские школы.

Онтологию — учение о бытии — уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что при­суще всему миру. Сам термин «бытие» означает «быть», «существовать», «пребывать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, которые фиксирует человек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность. Факт существования всего единичного является эмпири­ческим обобщением, от которого мышление отталкивается в своем движении к познанию сущего.

Категория бытия в самом широком смысле есть поня­тие о всеохватывающей реальности, предельно общее по­нятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предме­тов и явлений. Уже древние философы осознавали суще­ствование двухрядов явлений в самой реальности: это вещи, процессы, предметы и представления о них в голове человека, т. е. различали саму вещь и идею вещи.

Разделение бытия на две сферы — материальное и иде­альное — связано с осознанием различия между объектив­ным бытием и субъективным б ытием. Главный отличи­тельный признак объективного бытия -— существование вне и независимо от сознания человека. Субъективное бытие означает существование внутри человека. Специ­фика каждого рода бытия была зафиксирована соответ­ственно в понятиях «материя» и «сознание». При помощи этих понятий фиксируют различие в самом бытии. Бытие же как предельно общее понятие охватывает и материаль­ное, и духовное, ибо для человека существуют и внешние тела, и его мысли.

Противоположностью категории «бытие» является ка­тегория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкрет­ные материальные и духовные образования имеют начало и конец в своем существовании. За пределами границ сво­его бытия, как до возникновения, так и после прекраще­ния своего существования эти образования не обладают качественной формой, т. е. определенностью своего бытия. Единичные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается.

Это свидетельствует о том, что понятие «небытие» но­сит относительный характер: относительно какой-либо ка­чественной формы бытия, из которой конкретное образова­ние произошло или в которое оно превратилось после сво­его уничтожения. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в дру­гую заключается диалектика бытия, становление.

Осознав бытие как предельно общую абстракцию, ко­торая объединяет по признаку существования самые раз­личные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия.

·
Бытие природы — природные неорганические и орга­нические формы.

·
Бытие человека как уникального существа, органическо­го единства природного и социального, телесного и ду­ховного.

·
Бытие общества как мир духовно-практической дея­тельности людей и их отношений.

·
Бытие духовного как особого рода реальности — норм, ценностей, идеалов и т. п., составляющих духовную культуру общества.


^ Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем многообразные формы бы­тия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодей­ствию различных форм бытия складывается единый и про­тиворечивый, но целостный мир.

^ Разделив бытие на две сферы — материальную и ду­ховную, осознав различие форм существования мира, че­ловек ставит вопрос об их единстве. Стремление теоре­тической философии к целостному познанию мира, в ко­тором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, со­ставляет специфику собственно философского мышления.

Таким образом, бытие как философская категория ха­рактеризует отношение «человек — мир», в котором фикси­руется, во-первых, фундаментальное деление мира на мате­риальное и идеальное, а во-вторых, их единство в существо­вании самого человека.

Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.