КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место онтологии в структуре философского знания
Буддизм — это религиозное философское учение, распространившееся в Индии после VI в. до н. э., затем в Китае, Юго-Восточной Азии после III в. н. э., а также в других регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма и путем удовольствия. Философия всеединства: Центральной в учении В. Соловьева (1853—1900) является идея «всеединого сущего». Всеединство (целостность) мира обусловлено тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Каждый из них и вся наша Вселенная не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое связное целое взаимопроникающих и взаимодействующих сторон. «Безусловное всеединство» бытия, как совершенный синтез истины, добра и красоты, можно постичь лишь «цельным знанием». «Цельное знание» есть синтез трех необходимых компонентов: богословия, философии и опытной науки. Центрами этих компонентов являются Бог, общая идея и реальный факт. Необходимость этого триединого синтеза диктует сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим умом. Реальным историческим прообразом всеединства, по Соловьеву, выступает идея Богочеловечества, т.е. всечеловечности. На пути к нему важнейшим шагом должно быть преодоление раскола между православным Востоком и католическим Западом, создание вселенской христианской церкви и установление всемирного теократического государства. Таким образом, в общественно-практической сфере всеединство должно воплотиться в триединстве «общество — государство — церковь».
Философия русского космизма: Учитывая всеобщность представлений о единстве космоса и человека в русских философских взглядах, следует подчеркнуть, что эволюция космистского мировоззрения исторически и гносеологически прошла несколько этапов. Основными направлениями русского космизма следует считать естественно-научное и религиозно-философское. К первому обычно относят взгляды Циолковского, Умова, Вернадского, Чижевского. Общей для них является идея о том, что естественные предложения природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать новую природу на основе науки. Этот процесс создания нового качества носит глобальный эволюционный характер. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой, оно перестраивает биосферу и приближается к своему новому состоянию — ноосфере. В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство, и космическое единство становится новым типом целостности. Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого. Основанием для таких взглядов явились две идеи — эволюционная и богословская, взятые в соединении. Одним из вариантов религиозного космизма можно считать философские взгляды В. Соловьева: его суть— преображение космоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность и софийность мироздания. Другим вариантом религиозного космизма является утопическая философия «общего дела » Н. Ф. Федорова. В ней идет речь об управлении природой, выходе за пределы Земли и овладении космосом. Согласно Федорову, космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Бессмертие — следствие всеобщей этичности, нравственности космоса. Если человечество соединится для всеобщего воскрешения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда.
Философия Востока существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия. Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное,неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует. Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод, что имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида. И, наконец, ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае. Древняя индийская философия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возникает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных иноземных воздействий. Для Древней Индии характерна близость философии и религиозной деятельности. И большинство школ, или даршан, представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Даршаны делятся на две группы по их отношениям к Ведам — священным книгам брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками Вед. Они называются астика и считаются ортодоксальными философскими школами. Вторую группу составляют неортодоксальные школы, называющиеся настика, они не признают себя прямыми наследниками традиции Вед.
Религиозно-философская деятельность в Индии традиционно считается занятием людей высшей касты — брахманов. Высший авторитет принадлежит философу — основателю философской школы, личности, как правило, легендарной. Среди школ первой группы — ортодоксальной — принято выделять шесть основных: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группу — неортодоксальных школ — относят буддизм, джайнизм и локаяту. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости в Древней Индии — устный, на языке священного знания — санскрите. Ученик при этом воспринимает не только теорию, но и технику самосовершенствования, практические жизненные ориентиры, методы диалога, весь образ жизни Учителя, который является продолжением его учения. ^ Сердцевиной произведений является краткий исходный текст, который называется сутрой. Сутра окружена слоями комментариев, которые представляют собой продукт индивидуального философского творчества. История индийской философии делится на три крупных периода. Первый — ведийский, примерно с X по V в. до н. э. В это время происходит становление индийской философии. В некоторых произведениях из Вед, особенно в последних — Упанишадах, появляются философские трактовки мировоззренческих вопросов. В Упанишадах представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом. Второй, классический или брахмано-буддийский, период длился с V в. до н. э. до X в. н. э. В этот период, после возникновения буддизма и джайнизма, в условиях острых религиозных и философских споров сформировались основные классические даршаны — философские школы.
Третий, индуистский период, с XI в. н. э. продолжается до сих пор. К этому времени влияние буддийской веры в Индии существенно ослабело. Философская деятельность протекает в основном в русле индуизма. Главным философским направлением становится веданта, а также ньяя. Веданта вобрала в себя многие достижения ортодоксальных даршан буддизма, а ньяя сосредоточена на разработке методологических и гносеологических проблем. Буддизм Срединный путь — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана. Будда сформулировал четыре благородные истины: 1. 2. 3. 4.
1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредоточение. Философия Древнего Китая Китайская философия, созданная этой великой восточной цивилизацией, характеризуется традиционностью, самобытностью, отношением к философии как к образу жизни. В отличие от Индии, в Китае особая значимость придается истории, книжной учености, государственности и общественной активности индивида. Можно сказать, что древнекитайская философия — это преимущественно практическая философия, сосредоточенная на социально-политической и этической проблематике. Важнейшими источниками философского знания в Китае считаются древние книги: прежде всего Книга Перемен, беседы и изречения Конфуция,Дао дэ цзин («Книга о пути и добродетели», авторство которой приписывается основателю даосизма Лао-цзы) и др. Древнекитайская философия делится на три периода: начальный, или классический (от VI до III в. до н. э.), философия эпохи Хань (от II в. до н. э. до II в. н. э.), когда конфуцианство являлось ведущим направлением в философии, и послеханьская средневековая философия (от III до X в. н. э.), когда развивается и оказывает возрастающее влияние на умы философия китайского буддизма. Главные течения классического периода — это конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, натурфилософия и номинализм. Позднее появились еще и буддийские школы. Онтологию — учение о бытии — уже в древности считали важнейшей частью философии. Категория бытия возникла как предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Сам термин «бытие» означает «быть», «существовать», «пребывать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, которые фиксирует человек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность. Факт существования всего единичного является эмпирическим обобщением, от которого мышление отталкивается в своем движении к познанию сущего. Категория бытия в самом широком смысле есть понятие о всеохватывающей реальности, предельно общее понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений. Уже древние философы осознавали существование двухрядов явлений в самой реальности: это вещи, процессы, предметы и представления о них в голове человека, т. е. различали саму вещь и идею вещи. Разделение бытия на две сферы — материальное и идеальное — связано с осознанием различия между объективным бытием и субъективным б ытием. Главный отличительный признак объективного бытия -— существование вне и независимо от сознания человека. Субъективное бытие означает существование внутри человека. Специфика каждого рода бытия была зафиксирована соответственно в понятиях «материя» и «сознание». При помощи этих понятий фиксируют различие в самом бытии. Бытие же как предельно общее понятие охватывает и материальное, и духовное, ибо для человека существуют и внешние тела, и его мысли. Противоположностью категории «бытие» является категория «небытие». Существенной характеристикой всего конечного является его преходящий характер: все конкретные материальные и духовные образования имеют начало и конец в своем существовании. За пределами границ своего бытия, как до возникновения, так и после прекращения своего существования эти образования не обладают качественной формой, т. е. определенностью своего бытия. Единичные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается. Это свидетельствует о том, что понятие «небытие» носит относительный характер: относительно какой-либо качественной формы бытия, из которой конкретное образование произошло или в которое оно превратилось после своего уничтожения. Конечные образования переходят в другую качественную определенность. В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в другую заключается диалектика бытия, становление. Осознав бытие как предельно общую абстракцию, которая объединяет по признаку существования самые различные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия. · · · ·
^ Разделив бытие на две сферы — материальную и духовную, осознав различие форм существования мира, человек ставит вопрос об их единстве. Стремление теоретической философии к целостному познанию мира, в котором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, составляет специфику собственно философского мышления. Таким образом, бытие как философская категория характеризует отношение «человек — мир», в котором фиксируется, во-первых, фундаментальное деление мира на материальное и идеальное, а во-вторых, их единство в существовании самого человека. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.
Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |