Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия




Однако социальный мир — лишь одна из структур бытия, мира, природы. Прогресс той или иной социальной системы осуществляет­ся в рамках природных законов, подчиняется им, и любые критерии прогресса могут быть опровергнуты чисто природными явлениями. Налицо трагическая ситуация, на которую указывал еще Кант. Явля­ясь конечным существом, человек стремится познавать бесконечное и несоизмеримое его масштабам, неизбежно при этом подгоняя все окружающее под свои собственные мерки.

Диалектика как способ рационально-понятийного освоения бы­тия рассматривает познание как сложный процесс, в котором субъект познания (человек) и объект познания находятся в особых взаимо­отношениях. Субъект обладает творческой активностью и потому не просто созерцает мир, но выбирает из него интересующие его явле­ния и предметы, превращая их в объекты познания. Таким образом, результат познания есть не зеркальное отражение мира, а вполне определенная информация о той или иной области бытия. Физик ищет и находит в природе физические закономерности, химик или биолог соответственно — химические или биологические, социолог — со­циальные и т.д. Ученый как бы надевает очки, соответствующие его предмету, и видит мир сквозь их призму, отвлекаясь от того, что несущественно для исследуемого предмета и, напротив, идеализи­руя существенное. Любой предмет, любое явление мира бесконечно многообразно, но когда они становятся объектом познания, они как бы поворачиваются к познающему лишь одной стороной. В этом смысле предмет любой науки есть заведомо интерпретированная (объясненная, растолкованная) действи­тельность, не тождественная с бытием.

Диалектическая концепция бытия.

В переходе материальных и духовных образований из одной качественной формы в дру­гую заключается диалектика бытия, становление.

Познавая отдельные стороны бытия, мы должны помнить о допу­щенных предметных «огрублениях», понимая их ограниченность и относительность. Диалектика как метод познания основана на пони­мании, что мир многообразен и представляет собой нечто становя­щееся и развивающееся.

Становление диалектики связано с эволюцией как философии, так и в целом общества, культуры. Для древнегреческой натурфило­софии была характерна «диалектика отношений и связи». Как отме­чает А.Ф. Лосев, античная философия началась с интуитивной диа­лектики, непосредственно связанной с мифом, позволяющим со­единять несоединяемое в единое целое. Неоплатонизм преодолевает эту интуитивность диалектики и фактически разрабатывает диалек­тику теоретическую. Для периода Нового времени характерна «диа­лектика движения». Наконец, в гегелевской системе и ряде совре­менных концепций, таких, например, как экзистенциализм и марк­сизм, реализуется «диалектика движения»''.

Возникнув изначально как понятие, обозначающее искусство ве­сти спор, рассуждать, диалектика реализуется как особый философ­ский метод анализа человеческих размышлений, как некая культура рассуждений, диалога, основанная на выявлении в целостном пред­мете противоречивых сторон его и в то же время усматривающая во внешне противоположных вещах и явлениях моменты единства и вза­имосвязи.

В диалектической концепции движение рассматривается как атри­бут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Как отмечал Гегель, «точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явле­ний через обмен материей, энергией, информацией. Именно это позволяет нам исследовать их через энергетические или информацион­ные проявления. Для всякого объекта существовать — означает взаи­модействовать, т.е. оказывать влияние на объекты и испытывать на себе их воздействие. Движение — это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает активность последних.

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В са­мом общем виде их можно разделить на качественные и количествен­ные. Количественные изменения — это прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предм ета, превращением его в другой предмет, внутри их можно выделить изменения обрати­мые и необратимые. Пример первых — переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изме­нения, которые называются развитием. Его изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.

Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это — всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается «как возникнове­ние качественно новых возможностей, не существовавших ранее». И наконец, направленность изменений означает, что любые, даже ка­жущиеся случайными изменения возникают как результат опреде­ленных взаимодействий и порождают в свою очередь другие измене­ния.

Таким образом, можно сказать, что развитие — это упорядочен­ное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а зна­чит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития обще­ственной структуры, направления развития мира, космоса и т.д.

С проблемой направленности развития связано понимание про­гресса. Одни исследователи отрицают данное понятие как телеологи­ческое, как означающее предначертанность развития. Другие призна­ют его в качестве критерия или ценностной установки и т.д. В некоторых случаях использование понятия «прогресс» является весь­ма условным, например для процессов неорганической природы, где поступательность изменений осуществляется в рамках замкнутой си­стемы и новое качество не возникает.

^ Использование понятия прогресса при этом свидетельствует о желании человека приписать природе целесообразный характер. Во многом оценка тех или иных изменений как прогрессивных или рег­рессивных есть лишь ценностная установка исследователя. Для неор­ганической природы в качестве критериев прогрессивности выступа­ет степень усложнения структуры системы; для органической приро­ды — развертывание функциональных возможностей системы и по­вышение степени ее системной организации. Однако эти критерии прогресса на самом деле слишком относительны и абстрактны, для того чтобы с их помощью можно было бы достаточно эффективно дифференцировать процессы изменений.

Что касается общества, то критерии общественного прогресса определяются теоретическими моделями общества. Например, с по­зиции марксистских социальных теорий фундаментальным крите­рием прогресса выступает способ производства, и, исходя из этого, строится вся цепочка оценок прогрессивного развития, результа­том которого должен был стать коммунизм. Другие концепции декларируют в качестве критерия общественного прогресса свободу личности.

В современном научном познании все формы реально­сти рассматриваются как существующие во времени и пространстве.

Пространство и времяобщие формы существова­ния материальных объектов и явлений. Всеобщий харак­тер пространственных и временных отношений определя­ется тем, что они являются формами бытия любых диф­ференцированных объектов и процессов. Пространство и время не могут существовать вне материи и независимо от нее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.