Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия постмодернизма. Постмодерн представляет собой сложный и неоднород­ный социокультурный феномен, утвердившийся в западноевропейском обществе в 1970-1980 годы ХХ века




Постмодерн представляет собой сложный и неоднород­ный социокультурный феномен, утвердившийся в западноевропейском обществе в 1970-1980 годы ХХ века. Его можно очер­тить как образ жизни и творчества, систему ценностей и модель отношения к миру, сложившиеся в постиндустри­альном обществе. Радикальный разрыв с прошлым, реви­зия всех культурных проектов — этим характеризуется пост­модерн во всех сферах культуры, включая и философию. В качестве философского течения постмодерн представ­ляет собой вариант скептицизма и релятивизма,отказыва­ющего разуму в праве устанавливать ценности, открывать истину, определять правила. Постмодернисты заняты ра­дикальной критикой логоцентристской философской тра­диции, которая опиралась на понятие разума (Логоса, эй-доса и др.) и находила порядок, первопричину, сущность, объективную истину.

Теоретики постмодерна: Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Батай, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар. Постмодернизм отказывается от понятия объективности: нет никакой иной реальности, кроме со­вокупности знаковых систем. Истина не открывается, а всякий раз заново творится в зависимости от языка и чело­века, говорящего на нем, потому что она — свойство пред­ложений, которые зависят от словаря. Словари создаются людьми, следовательно, это верно и для истины. Отсюда вытекает новая задача для философии: не искать методы точной репрезентации мира самого по себе, ведь это невоз­можно, а создавать новые словари, образцы лингвисти­ческого поведения, с помощью которых можно помыслить то, чего не могли помыслить прежде.

Таким образом, ра­зум должен стать интерпретативным посредником между различными областями культуры, а философия превраща­ется в разновидность литературных сочинений.
Постмодерн понимается: как специфическая филосо­фия искусства, возникшая из «духа модернизма» — направления в искусстве и литературе кон. XIX в.; как форма самоидентификации западноевропейской культуры; как образ жизни, система ценностного мироощущения и модель отношения к миру, сложившиеся в постиндустриальном обществе; как комплекс фило­софских и социальных идей, характеризующих «новейшее» время. Возникший в послевоенной Европе, постмодерн обозна­чил новую социокультурную ситуацию — радикальный разрыв с прошлым, ревизию всех культурных проектов, включая философские. Противопоставление прошлому вошло с приставкой «пост» — постсовременность, постколлективизм, постэкономическая, постцивилизационная эпоха.

Многие постмодернисты — филологи по образованию и литераторы (У. Эко), что в немалой степени определило внимание к тексту, его художественному и эссеистскому характеру, равноправию его элементов, существующих в виде языковых игр.

Исторически постмодерн обозначил переход от Нового (modern) времени к современности (modernity) и выступил оп­ытом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII в. Эпоха Модерна имеет европоцентристский характер и восходит к античным истокам (Лиотар считает первым модернистом Аристотеля). Основными параметрами модерного общества следует считать индустриализацию, урбанизацию, индивидуализм, секуляризацию, массовость, стандартизацию и специализацию. В теоретической сфере важнейшими элементами проекта модерн являются просветительский разум (рационализм), фундаментализм (поиск незыблемых оснований и стремление к определенно­сти), универсализм объяснительных схем и обобщающих тео­рий. Для века Разума характерны вера в прогресс и непрерыв­ное обновление, гуманизм, освобождение, революция, т. е. то, что постмодерн отвергает и считает опасным утопизмом.

Социально-исторически постмодерн — это «культурная ло­гика позднего капитализма». В этом отношении постмодерн выступает как «неуправляемое возрастание сложности» (Ж.-Ф. Лиотар), «эра усиливающегося беспорядка, имеющая глобальную природу» (Дж. Фридман). Информационная куль­тура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к про­изводству знаков, символов, информации.

Ценностные ориентации постмодерна совершенно иные, нежели модернистские. Если модерн считал основными ценно­сти свободы (liberty), равенства, братства, а также идеал «со­вершенного общества» и «совершенного человека», то в пост­модерне ими выступают свобода (freedom), разнообразие, толе­рантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюра­лизм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), рав­но как и от аналитических процедур поиска смысла. Тем са­мым создается «провокативный» образ науки, исчерпавшей себя в необходимости доказывать доказательство, освобождать от предрассудков, легитимировать знание в научных эксперти­зах, пользоваться спекулятивнойдиалектикой. Однако постмо­дерн не отказывается от возможности новых «нарративов», та­ких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуника­ция как источник легитимации знаний; актуальность задач, от­носящихся к «здесь и теперь».

Интеллектуализм постмодерна влечет за собой релятивное, иррациональное, нигилистское отношение к достижениям куль­туры. «Смысл не принадлежит ни высоте, ни глубине. Все происходит на поверхности» (Лиотар). «Ничто не слишком», «Забыть!», «Ничто не гарантировано», «Говорю — значит, сущест­вую», «На том стою, но могу как угодно».

Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность. Вместе с тем сокрушительная критика традиционных ценностей, норм и регулятивов ведется для того, чтобы освободить место новому образу потребителя культуры, для которого информация — куль­товая ценность. Тем самым постмодерн проявил себя как мощ­ная форма отчуждения человека от целерационального проектирования и социального действия.
^ 26. Специфика русской философии: основные черты.

Особенности русской философии: Философская мысль опирается не только на общие для людей разных культур рациональные процедуры, но и на этнокультурные традиции. Если существуют британский эмпиризм и американский прагматизм, то правомерно бу­дет обсуждать и особенности русского стиля философствования. Для этого стиля характерны: тесная идейная связь с православным богословием и литературой; утверждение ре­альности как динамического единства Бога, человека и космоса; признание мессианской роли человека в деле спа­сения мира; признание того, что интуитивное познание стоит выше рационального, интеллектуального; гуманис­тический и антиутилитарный характер философии. Са­мые важные идейно-философские течения русской мысли: просветительский гуманизм XVIII в. (Н. Новиков, А. Ра­дищев, Г. Сковорода, М.Ломоносов, В. Татищев и др.), спор западников (А. Герцен, В. Белинский, Т. Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин) и славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин, К.Аксаков) после 1836 г., философия всеединства В. С. Соловьева, русский экзис­тенциализм (Н. Бердяев и Л. Шестов), философия русско­го космизма (естественно-научное направление: В. Вернад­ский, А. Чижевский, К. Циолковский, Н. Умов), рели­гиозное крыло: философия «общего дела» Н. Федорова и взгляды В. Соловьева, евразийство как идейное течение в русской эмиграции (Н. Трубецкой, Г. Флоровский, П. Са­вицкий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.