Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир — это вечное становление, в котором все возвращается на круги своя. Мир — это жизнь, другого мира нет, в мире действует слепая воля




Развитый промышленный капитализм в середине XIX в. потребовал создания научной теории управления обще­ством. Маркс и Энгельс на основе философского метода Гегеля, изучения колоссального статистического материала создали такую теорию — политическую экономию. Многие элементы марксизма до сих пор используются в управле­нии производством. Хотя, конечно, для капитализма XX в. они существенно устарели, особенно в той части, где гово рится о непременном выжимании прибавочной стоимости из рабочей силы, а также о бессилии рабочего изменить это обстоятельство. Главная же ошибка Маркса заключается в недооценке им способности капиталистического общества к самоизменению.

Л. Фейербах (1804—1872) был непосредственным уче­ником Гегеля, затем стал его критиком, перешел на ате­истические и материалистические позиции. По мнению Фейербаха, если проанализировать христианское понима­ние Бога, то оказывается, что характеристики, которыми наделяется Бог, в действительности являются характерис­тиками человеческого рода. Духовная сущность человека отчуждается, обособляется от человека. Фейербах призы­вает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает но­вый гуманизм. Философия будущего преодолеет свою нынешнюю роль спекулятивной философии и станет ис­тинной антропологией, всесторонним учением о челове­ке, о его теоретическом и практическом отношении к миру. Воззрения Фейербаха позже были названы философско-антропологическим материализмом и своего рода атеизмом.

По отношению к философской концепции Карла Маркса (1818-188.3) и Фридриха Энгельса (1820-1895) необходи­мо восстановить историческую справедливость. Это связано в первую очередь с тем, что фундаментом советской идео­логии, плоды которой испытали на себе несколько поколе­ний людей, была марксистско-ленинская философия.

Но, во-первых, надо иметь в виду, что концепция, со­зданная Марксом, и официальный марксизмне тож­дественны друг другу А во-вторых, необходимо различать идеи и их воплощение. Идеями нужно уметь пользовать­ся. Они способны оборачиваться собственной противо­положностью в руках тех, кто не готов к их восприятию ни нравственно, ни культурно.

Сегодня требуется объективный анализ марксистской философии как исторически закономерного этапа развития человеческой мысли, как ответа на определенные запросы общественной практики. В своей концепции исторического процесса Маркс органично связал философию с политиче­ской экономией.

Кроме того, Маркс-философ пришел в противоречие с Марксом-идеологом. Одна из главных идей Маркса заклю­чалась в том, что философия должна иметь своей целью изменение мира. Но он предлагал изменить мир насиль­ственными методами (социалистическая революция, дик­татура пролетариата).

Такое представление о необходимости революцион­ного взрыва при переходе от одного общественного строя к другому тоже не случайно. Во-первых, не вполне пре­одоленные недостатки философской школы, из которой вышли Маркс и Энгельс (гегелевский универсализм, однолинейность и телеологизм), привели их на такие по­зиции. Во-вторых, не могло не сказаться и общее для того времени состояние теоретической мысли: невыработаиность вариативных, вероятностных подходов к изу­чению как природы, так и общества.

Энгельс уже после смерти Маркса, вдумываясь в уро­ки истории XIX в., делал важные выводы: будущую побе­ду пролетариата он связывал не столько с вооруженным восстанием, сколько с мирными, втом числе и парламент­скими, формами борьбы.

Центральное место в философии марксизма занимает исторический материализмматериалистическое пони­мание истории, суть которого заключается в следующих идеях: идея закономерности исторического процесса; идея зависимости общественного сознания от общественного бы­тия; идея определяющей роли материального производства в существовании и развитии общества.

Маркс в переплетении общественных отношений вы­делил отношения, которые, как он полагал, складываются прежде, чем проходят через человеческую голову, — произ­водственные отношения (т. е. отношения, которые склады­ваются в процессе производства по поводу собственности и распределения). В марксистской теории они рассматрива­ются как базис общества, который определяет все осталь­ные сферы человеческой жизни (политическую, правовую, нравственную, эстетическую, религиозную, философскую), образующую надстройку над ним.

Маркс и Энгельс при этом подчеркивали, что произ­водственные отношения лишь в конечном счете являются определяющими в производстве и воспроизводстве обще­ственной жизни, что надстройка является во многом само­стоятельным компонентом общественной жизни, активно влияющим на базис общества. Однако выдвинутый ими принцип зависимости общественного сознания от общест­венного бытия не дает достаточно ясного представления о соотношении материального и духовного в обществе. Однолинейность и схематичность их концепции исторического материализма привели к появлению «марксистов» (в том числе и в России), примитивно толкующих и вульгарно излагающих идеи своего кумира, и прежде всего в вопросе о том, что «экономический» момент является будто бы единственной детерминантой (признание) исторического процесса.

Безусловная сила социально-философской концеп­ции Маркса заключалась в том, что она упорядочила мировую историю. А слабость — в том, что она неоправ­данно универсализировала современные ей формы исто­рического движения, без достаточных оснований распро­странив их на будущее.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества, фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумева­ет совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.
^ 20. Становление неклассического типа философствования: волюнтаризм А. Шопенгауэра, христианский предъэкзистенциализм С. Къеркегора.
Иррациональная «философия воли» А. Шопенгауэра (1788—1860) гласит: разум вовсе не самостоятелен, но лишь обслуживает побуждения иррациональной воли.

Воля — это порыв, существующий и в природе, и в человеческой душе, и в обществе. Воля к выживанию безосновна и беспри­чинна. Бесцельная потребность жизни порождает все яв­ления и процессы в мире. И есливоля, как основа мира, не разумна, то и мир, по сути дела, не разумен. История лишена всякого смысла, время враждебно человеку, оно безжалостно. С помощью религии и концепции бессмерт­ной души человек пытается победить время, но это иллю­зия. В целом жизнь людей — это безнадежное длительное угасание. Человек может прожитьдостойно, только иско­ренив в себе все аффекты,вызванные волей. Шопенгауэр ссылается на понятие нирваны, зовущей к отрицанию ил­люзорного мира,одно из важнейших понятий древнеин­дийской философии. Таким образом, Шопенгауэр прихо­дит к отрицанию морального прогресса и возможности построения разумного государства.
Философия Артура Шопенгауэра исходит из первичности воли и вторичности всех остальных проявлений человека. «Я мыслю...» Декарта он перефразировал на «Я желаю, я хочу, следовательно, существую».

Желание — первичнее и фундаментальнее, чем мышление и тем более доброта или сострадание. Воля всеобща, универсальна для всего живого. Именно воля воплощается в силе и двигает миром. Воля не только универсальна, но и бессмертна. Она единственная реальность, не нуждающаяся в более прочном фундаменте, поскольку волею все движется и она — ключ к объяснению всего происходящего. Согласно Шопенгауэру, «воля — сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, — такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля самодостаточна. С ее помощью можно все объяснить, но ее саму нельзя понять, разумно постигнуть. Вот почему наука беспомощна в объяснении тех процессов, которые происходят в природе и обществе. С этих позиций Шопенгауэр критиковал предшествующие философские концепции, особенно Гегеля, называя его «великим бумагомарателем», который ищет в потоке человеческих страстей некие закономерности.

Датский философ С. Кьеркегор считал, что наука, рациональное знание не могут объяснить природу и сущность человека. В лучшем случае можно охарактеризовать его существование, но это следует делать и возможно сделать лишь на иррационано-чувственном уровне.Существование — это постоянное изменение отдельного человека во времени, выражающееся не в понятиях, а в чувствах, переживаниях. Человек ощущает свое существование не всегда, а лишь в момент выбора, в ситуации «или — или » (так назвал философ одну из своих работ). Кьеркегор выделял три уровня существования.Первый уровеньэстетический. На этом уровне человек погружен в чувства. Символ этого уровня — Дон Жуан, стремящийся все испытать и всем насладиться. Однако это стремление заканчивается в конечном счете разочарованием. Второй уровеньэтический. Здесь господствует долг. Человек добровольно подчиняется нравственному долгу. СимволСократ, выпивший яд по приговору неправедного суда. На этом уровне человек полностью зависим от внешнего мира. Третий уровеньрелигиозный. Человек здесь не подчинен внешнему воздействию, он поднимается выше морали, становится абсолютно свободным. СимволАвраам, мечущийся в выборе между требованием Бога убить сына и отцовским чувством. Именно в подобном выборе, считал Кьеркегор, заключено подлинное существование (экзистенция), характеризующая сущность человека.


^ 21. Философия «жизни»: Ницше и Бергсон.

«Философия жизни» идейно следует за воззрениями Шопенгауэра («философия жизни»), возникает преиму­щественно в Германии в последней трети XIX в. К основ­ным представителям этого направления относятся Ф. Ниц­ше, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Бергсон и др. Смысло­вым центром этого направления становится понятие «жизнь». Жизньпервичная и фундаментальная реаль­ность, предшествующая разделению на субъект и объект, на материю и дух, на бытие и сознание. Жизнь иррацио­нальна в своей основе, она познаётся лишь интуитивно, образно-символически. Жизнь как живой поток не может быть познана рационально, в рамках традиционной фило­софской рациональности. По определению Ортеги-и-Гасета,«человек — это не тело, не душа, не субстанция, не дух, а жизненная драма, происходящая в определенных обстоятельствах и проявляющаяся во времени». «Филосо­фия жизни» превратилась в академическую дисциплину благодаря работам немецкого философа В. Дильтея (1833 1911).

Немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900) можно назвать основателем «философии жизни», он считал себя учеником А. Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир.

Воля к жизни на человеческом уровне проявляется как воля к вла­сти, воля к властидвижущая причина человеческой куль­туры.

Истины нет, познание — это всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как взду­мается.Разум не годится для познания жизни, его место должны занять инстинкт и интуиция.

Ницше считал, что мораль предельно относительна, моральных истин не су­ществует, единственным критерием практической морали является степень приближения человека к власти. То, что морально для одних, для других не морально, общей мора­ли нет. Сложившиеся ценности европейской культуры следует переоценить.Истинная справедливость есть функ­ция силы, она должна служить сильным людям. Эти по­ложения «философии жизни» разрабатывались в экзистен­циализме, персонализме, прагматизме и других течениях философии XX в.

Новый предмет философии — жизнь требовал и но­вых способов постижения. Ницше исходит из противопос­тавления рациональных и интуитивных форм познания. Рациональный описательный метод классической филосо­фии превращает человека в застывший объект исследова­ния, схватывая в нем лишь усредненное, стадное, а не уникальное и неповторимое. Для выражения жизни как вечного становления гораздо более подходит символиче­ский язык искусства, пробуждающий в человеке не стад­ное животное, а творца.

В академической «философии жизни» Дильтею при­надлежит заслуга в обосновании специфики гуманитарно­го знания по сравнению с естественно-научным. Спосо­бы постижения жизни в науках о духе — а это способы понимания, вчувствования, интерпретации — Дильтей про­тивопоставляет методу объяснения, применяемому в на­уках о природе. Задача наук о духепознать цели куль­турно-исторического творчества, а не редуцировать их к причинно-следственным связям природного мира. Куль­турные системы уникальны и несводимы друг к другу. Они не могут быть поняты объективно, т. е. вне целей самого субъекта как активного участника исторических событий. Исторический процесс подчиняется судьбе, в отличие от природы, которая подчиняется законам при­чинности.
Основные проблемы философии Ф. Ницше как философии жизни и нигилизма. Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, скандальный характер.

Во-первых, она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем.

Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека.

В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Философия Ницше отличается и необычностью изложения в ней нет стремления к систематизации в виде строгих категорий и понятий. Она метафорична и образна, в ней нет сухости; ирония, сарказм и афористичность придают ей особую притягательность. По необычности рассмотрения фундаментальных проблем бытия мира и человека она до сих привлекательна, поскольку претендует на освобождение от сложившихся философских штампов, как он сам неоднократно подчеркивал. По утверждению Ф. Ницше, все предыдущие философы, начиная с Сократа и Платона, вся предшествующая философия, по крайней мере, европейская, трудились напрасно. Причину неудач он видит в том, что все философы строили свои здания, находясь под обольщением морали, они обещали искать правду, а на самом деле заботились только о том, чтобы построить величественные нравственные здания. Поскольку мораль порождает всегда время химер, то от философов постоянно ускользали подлинные причины и пружины бытия мира, бытия общества и истории, бытия человека. Ф. Ницше объявляет свою философию новейшей философией, вскрывающей и обнажающей глубинные основания бытия мира. Свои философские идеи он изложил в таких работах, как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла»…


^ 22. Философия психоанализа.

В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии, как вместе взятые, так и по отдельности. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников 3. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению психоанализа. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение 3. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений егосексуального инстинкта.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками. Среди них наиболее известным стал А.Адлер, который разработал собственную теорию, названную им «индивидуальной психологией». В основе его понимания психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порожденного каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное стремле ние к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцентировал роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влеченийосновы человеческого характера. «Индивидуальная психология» Адлера получила наибольшее распространение в 20—30-е годы, особенно в США. В повседневный обиход вошел изобретенный им термин «комплекс неполноценности».

В отличие от Адлера, К. Г. Юнг не был учеником Фрейда и лишь на короткое время сблизился с ним. После их разрыва в 1913 г. Юнг также подверг критике Фрейдову теорию либидо и разработал собственное учение, названное им «аналитической психологией». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Юнгианство имело наиболее сильные позиции в Швейцарии и Англии, было представлено в США. Он был связан с учением об архетипах коллективного бессознательного, под которыми Юнг понимал несознаваемые эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в своего рода «коллективной памяти», которые образуют глубинный слой личности. Архетипы находят свое символическое выражение в мифах, образах и сюжетах искусства.

Возникший в 30—40-е годы в США неофрейдизм в медицине и психологии укоренился незначительно. Влияние неофрейдизма во многом обязано огромной популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления. Другими представителями неофрейдизма являются Г. Салливан и К. Хорни. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям и приверженность идее бессознательной мотивации поведения), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации с позиции «культурного» подхода. Всякая психопатология, по их мнению, относительна и специфична для данной культуры. Существует общий фактор, создающий для нее предпосылку,— это невротическийтип характера. Фромм и Хорни описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты Фундаментальный тезис работы Фромма «Иметь или быть?» (о душевно здоровом обществе) — разграничение между обладанием и бытием. Фромм призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.