Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропоцентризм эпохи Возрождения




Разум - высшая среди человеческих способностей: разумное определение воли - способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание.

Анселъм Кентерберийский (1033-1109), выражая точ­ку зрения крайнего реализма, считал, что общее — нечто объективное, первичное, существующее до и вне вещей, а единичные вещи — это производное от общего

Крайний реализм понятий привлекался Ансельмом для доказательства бытия Бога. Поскольку Бог предпо­лагает идею Божественного совершенства, то значит, Бог должен обладать свойством существования, так как в про­тивном случае это понятие не мыслилось бы как понятие Бога.

Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ни­чего мыслить, следовательно, Бог существует. Такое раци­оналистическое рассуждение — от понятия Бога и его со­вершенства к его существованию — имело под собой ос­нования лишь в пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство называется онтологическим. Впоследствии оно было опровергнуто Кантом. Таким образом можно до­казать существование любой видимости. Например, мож­но обосновать существование самого прекрасного остро­ва на свете, если существование выводить из его совер­шенства.

Фома Аквинский – Систематизатор схоластики. Доказательство бытия Божьего.

Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения:

Бог — чело­век — природа;

существование — сущность;

разум — воля;

вера — знание;

душа — тело;

индивид — общество;

мораль — право;

церковь — государство.
Аквинский (1225/26 - 1274) - монах доминиканско­го ордена, наиболее выдающийся представитель зрелой схо­ластики. Учение Аквината пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX в. под названием неотомизма (те­чение католической философии).

Аквинат пытался обосновать основныепринципы христиан­ской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом по­следнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречия с догматами творения мира из ниче­го и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

Бог - высшее начало - есть само бытие. Фома Аквинский различает бытие (существование) и сущность (только в Боге бытие и сущность совпадают), но не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень.Сущно­сти обладают самостоятельным бытием в отличие от акциден­ций (свойств, качеств), существующих только благодаря суб­станциям. Отсюда выводится различие субстанциальных и акцидентальных форм. Первые с ообщают всякой вещи про­стое бытие, вторые - только качества. Вслед за Аристотелем, различая актуальное и потенциальное, Фома Аквинский рас­сматривает бытие как первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи столько бытия, сколько актуальности. Соот­ветственно он выделяет 4 уровня бытийности вещей по степе­ни их актуальности.

1. Форма - внешняя определенность вещи (минералы, не­органические стихии).

2. Форма - конечная причина вещи (растения).

3. Форма - действующая причина (животные).

4. Форма сама по себе, независима от материи (дух, ум, ра­зумная душа).

Человеческая разумная душа не погибает со смертью те­ла. Она «самосущее». Души животных не являются самосущи­ми, не имеют мышления и воления; все действия животных со­вершаются с помощью тела - души животных погибают с телом, человеческая душа - бессмертна.

Подлинно су щими оказываются индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и, кончая малейшей из сотво­ренных сущностей, каждое сущее обладает относительной са­мостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз.

Вера. Разум и философия - аспекты веры: говорят о Боге, о человеке, о мире.

Разум обосновывает существование Бога (5 доказательств).

1. От движения (вещь может быть приведена в движение
тем, кто активен).

2. Действующей причины.

3. Необходимости.

4. Степени совершенства.

5. Движения к цели.

Разум необходим вере. «Понимать, чтобы верить» - вот главный постулат Фомы Аквинского. При этом человеку изна­чально нужна вера (априорная, бездоказательная на началь­ном этапе вера), ибо она способна повести за собой разум.

Развитие общественного производства, техники и естествоз­нания, первоначальное накопление капитала потребовали пересмотра сложившегося средневекового мировоззрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Воз­рождения (конец XII — начато XVI вв.), центром которой стала Италия, позже идеи новой культуры распространи­лись в других европейских странах.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) не приемлет автори­теты схоластической философии. Формой выражения но­вого мировоззрения является антропоцентрический гума­низм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, признающее самоценность лич­ности в мире, право человека на свободное развитие). Иде­алом в новой концепции выступает человек в его земном предназначении с его земными делами.

У истоков нового мировоззрения стоят великие поэты и мыслители Данте Алигьери (1285-1321), Ф.Петрарка (1304-1374). Они первыми утверждают достоинство и пре­восходство человека, отстаивают мысль о том, что человек рождается не для печального существования, а для сози­дания и утверждения себя в свои деяниях.

Предметом философии становится земная жизнь че­ловека, его деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.