Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия «существования». «Онтология» экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр)




Попытку проникнуть в субъективный мир человека продол­жили и экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.), для которых человекего экзистенция, бытие, могущее быть. Человек для экзистенциалистов, например Мартина Хайдеггера, — это «существо, которое в состоянии поставить вопрос о бытии». Человек как существо, вопрошаю­щее о смысле бытия, не может быть редуцирован к чистому объекту. Хайдеггер пишет: «Только человек существует. Скала есть, но она не существует. Дерево есть, но оно не существует. Лошадь есть, но она не существует. Ангел есть, но он не суще­ствует. Бог есть, но он не существует». Тем самым существова­ниеэто исключительно человеческое существование. Основ­ной его признакпереживание человеком своего собственного бытия. Есть подлинное и неподлинное существование, экзистен­ция — именно подлинное существование. Подлинность отлича­ется осознанием временности человека, учитывающим страх смерти, возможность не быть. Только существование, осознаю­щее свою временность, является подлинным. Такая постановка вопроса способствовала проблематизации «заботы», «страха» и других форм «бытия-в-мире».

Если для неопозитивиста философия — это деятельность по нахождению значений терминов, то для экзистенциалиста Кар­ла Ясперса «поиск истины, а не обладание истиной является сущностью философии». Отсюда открытость бытия, принципиа­льная значимость новых вопросов, касающихся его смысла и сути. При этом экзистенциализм рассматривает философию как «преодоление мира и аналог спасения». Философия сродни вере, но это не религиозная вера, а вера в интеллектуальном измерении. Философия помогает осознать суть происходящего и тем самым не только дает надежду, как это делает вера, но и способствует рационализации этой веры.

Как направление философской мысли экзистенциализм возник в Европе в 1920-х гг. Идейными источниками его принято считать воззрения датского религиозного философа XIX в. С. Кьеркегора, основные идеи феноменологии, философии жизни (Ф. Ницше и др.) и школы философ­ской антропологии. Различают религиозную версиюэкзис­тенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шес­тов, М. Бубер) и атеистическую версию (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Общим для всех экзистенциа­листов является трактовка сущности человека как экзистен­ции, особого вида бытия — «здесь-бытия», «для-себя-бытия». Индивидуальное существование первично не только по отношению к общественной, социальной реальности, но и по отношению к сущности самой личности. Сначала человек рождается и живет в мире не по своей воле, а по законам, которых не устанавливал, и только в процессе своего существования обретает, создает свою сущность. При этом подлинность человеческой экзистенции феноме­нологически обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, а в пограничных ситуациях болезни, вины, катаст­рофы, смерти.

Проблема личности и общества — сквозная тема в философии экзистенциализма. Человек заброшен в историю и не должен искать в ней свое предназначение или оправдание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.