Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система гегелевского идеализма




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — крупнейший немецкий философ. Главной целью Гегеля было создание всеобъемлющей философской системы, которая охватыва­ла бы собой все главные сферы проявления человеческого духа — от области умозрительной философии и логики до философии истории и права. Эту задачу он выполнил, ока­завшись едва ли не одним из последних «энциклопедис­тов».

Основные разделы гегелевской философской системы: логика, философия природы и философия духа, к после­дней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логи­ка представляет исходную и важнейшую части всей геге­левской системы, так как она рассматривает абсолютную идею, которая, составляя существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего ми­рового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объек­тивное, безличное, идеальное начало, выступающее осно­вой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что суще­ствует на свете, — лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Гегель исходит из идеалистического принципа тожде­ства мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия. Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.

Если Кант разделяет сферы природы и духа, то Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного нача­ла — абсолютного понятия. Он переосмысливает природу понятия. Понятие — не субъективное образование, а абсо­лютное тождество субъекта и объекта.

Всякое развитие протекает по следующей схеме:

·
утверждение (тезис);

·
отрицание этого утверждения (антитезис);

·
отрицание отрицания (синтез).


Но в синтезе не уничтожаются полностью тезис и ан­титезис, а происходит сохранение тезиса в новом гармо­ническом единстве, возникает новое качественное состоя­ние.

Каждое понятие, а следовательно, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни проходит этот трой­ственный цикл развития до высшего единства.

Гениальное достижение Гегеля — представление о том, что источник всякого развития — саморазвитие. Самораз­витие понятий, следовательно, диалектика понятий опре­деляет собой диалектику вещей. Гегель стал на голову выше своих современников, не понимавших внутреннего процес­са развития, искавших причины развития вне самой дей­ствительности. Гегель резко выступает против метафизи­ческого взгляда на мир: в мире нет ничего застывшего, неизменного; отрицание первотолчка.

^ Философия духа — это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная. Философия духа имеет своим пред­метом учение о человеческом сознании, а также о различ­ных видах человеческой деятельности. Она подразделя­ется на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Учение о субъективном духе — это ха­рактеристика индивидуального сознания, которое выступа­ет в тесной связи с духовным развитием человечества.

В учении об объективном духе Гегель излагает свои воз­зрения на общественную жизнь человека, рассматривая та­кие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу.

Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий. Исходя из своей концепции о раз­вертывании абсолютной идеи, Гегель называет это «хит­ростью мирового разума», который пользуется индивиду­альными интересами для достижения собственных целей.

Новизна гегелевской мысли заключалась главным об­разом в:

·
представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а следователь­но, и аналогичном характере всех его воплощений: при­роды, истории, искусства, науки, религии, самого ин­дивида;

·
усмотрении в движении духа явно выраженной диалек­тики и разработке на этой основе системы диалекти­ческих принципов и категорий;

·
последовательномпроведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческо­го знания.

 

Заслуга Гегеля состоит в историческом возрождении ди­алектики как метода мышления и познания. Этот метод по­зволил представить развитие человеческой мысли как за­кономерный процесс и увидеть в развитии идей развитие вещей.
^ 19. Маркс и немецкая классическая философия: проблема деятельности.
Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия представляет собой грандиозную попытку преодолеть неудачи эпохи Просве­щения. В чем же состояли философские неудачи эпохи Просвещения? Оказалась, что, опираясь только на разум, можно вывести и существование Бога, и его отрицание, можно доказать наличие души и ее отсутствие. А те, кто был настроен против метафизики, кто отрицал возмож­ность внеопытного познания, отрицали и всякую возмож­ность знать, существует ли материальный мир за нашими ощущениями. Таким образом, терялся сам предмет рас­смотрения, материальный мир как предмет познания. Стало ясно, что опора на опыт, с одной стороны, и опора на разум, с другой стороны, выливаются в невозможность дать ответы на последние, мировоззренческие вопросы фи­лософии. И немецкая классическая философия явилась попыткой по-новому обосновать веру в могущество разума. Основоположник немецкой классической философии И. Кант в своей работе «Критика чистого разума» различает мир явлений (или феноменов) и мир вещей в себе (или ноуменов). Первый мир дан нам в опыте и поэтому научно познаваем, мир вещей в себе — только мыслимый, а пото­му не познаваем. Такие метафизические сущности, как душа, свобода, Бог, не могут быть познаны, так как они не даны нам в опыте. Вещи в себе мыслимы, но доказать реальность их существования нельзя. Система, созданная Кантом, носит название трансцендентального идеализма. В чем состоит коперниковский переворот, который Кант сделал в философии? Так же, как Коперник представил движущимися не звезды, а позицию наблюдателя, так и Кант утверждал, что не субъект вращается вокруг объекта познания, а наоборот — объект вокруг субъекта. Независи­мо от субъекта, вне его предмет существует как непознава­емая вещь в себе, и только наше сознание придает предмету ту форму, в которой он может познаваться.

И. Фихте (1762—1814) полностью принимал философию Канта, но лишь с одной поправкой: он отказывался от понятия «вещи в себе», считая его материалистическим остатком. Он строил субъективную идеалистическую сис­тему. Задача Фихте — вывести весь мир, т. е. все не-Я из субъективной деятельности Я. Свою философию Фихте называл «наукоучением» и ставил перед ней две задачи: в области теоретическойобосновывать все частные науки, а в области практическойопределить цели человеческой жизни.

Вопрос о творческих способностях разума развивался в философии откровения Ф. Шеллинга (1775—1854). Он ука­зывал, что, помимо рациональных методов, философия должна опираться на иррациональные, интуитивные ме­тоды. Вместе с тем натурфилософия Шеллинга имеет до­статочно выраженную материалистическую тенденцию. Особенности натурфилософии состоят в следующем: во-первых, идея развития пронизывает всю природу — от не­органической формы до человека и его сознания; во-вто­рых, полярность или противоречие понимаются как источ­ник активности и развития всего сущего; в-третьих, по Шеллингу, природа целостна и едина, в природе нет ни­чего отдельного от другого. Вообще, вся природа — это живое целое, «всеорганизм », а неживая природа — это толь­ко недоразвитый организм или оцепеневшая жизнь. Такое представление в корне противоречит механицизму Нового времени. Природа как великий организм — вот то новое, что Шеллинг привносит в философское осмысление при­роды.

Г. Гегель — наиболее яркий представитель немецкой классической философии. В его творчестве органично связаны система абсолютного идеализма и диалектический метод. Главная идея онтологии Гегеляотождествление бытия и мышления. Бытие и мышление суть Абсолютная идея. Абсолютная идея — это единственная подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, об­ладающая самосознанием и способностью творить. Клю­чевым понятием онтологии Гегеля является понятие от­чуждения. Абсолютная идея отчуждает себя в виде приро­ды, человека; затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, она возвращается к самой себе,познаёт себя. Диалектика, по Гегелю, — это основополага­ющий закон развития и существования Абсолютной идеи и окружающего мира как ее инобытия. Развитие имеет три характерные особенности: во-первых, причиной развития является единство и борьба противоположностей; во-вто­рых, развитие происходит путем перехода количественных изменений в качественные; в-третьих, путь развития имеет форму спирали, поскольку каждая новая стадия развития есть отрицание предшествующей, но на новом уровне. Развитие происходиттриадами. Так, существует тезис, всегда находится антитезис, а в результате взаимодействия двух противоположностей происходит синтез, результат которого в свою очередь становится новым тезисом. Так путем триад происходит развитие всего бытия, которое од­новременно есть и мышление. Позднее Ф. Энгельс дал трем законам диалектики такие названия: «закон единства и борьбы противоположностей», «закон перехода количе­ственных изменений в качественные» и «закон отрицания отрицания».

Диалектика как метод познающего мышления — вели­чайшее достижение немецкого классического идеализма. Термин «диалектика» имеет свою историю.

Платон пони­мал под диалектикой диалог как логическую операцию.

Аристотель называл диалектикой выводы, которые осно­вываются на вероятных предпосылках.

Кант делил свою трансцендентальную логику на аналитику и диалектику, и диалектика, по Канту, занималась разоблачением иллю­зий разума, возникающих при попытках познать вещь в себе. По Канту, трансцендентальная диалектика является учением о противоречиях разума, имеющих объективный характер и сигнализирующих о непознаваемости изучаемо­го объекта.

В своем понимании Гегель фактически синтезирует достижения своих предшественников, осмысливает диалектику как универсальный метод познания сущего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.