Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три периода творческой биографии Овидия. Пушкин об Овидии




Римский классицизм в творчестве Горация.

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э), родился в небольшом италийском городке Венузии. Сын вольноотпущенного, он получил превосходное образование в Риме. которое завершил в Афинах. Сблизившись в молодости с Брутом, одним из руководителей заговора против Ю. Цезаря, он вступил в армию республиканцев и даже командовал легионом в сражении при Филиппах. После поражения армии республиканцев всё имущество Горация была конфисковано, а сам Гораций вступил в коллегию квесторских писцов. Однако скоро он расстался со службой и всецело посвятил себя литературе, участвуя в кружке Мецената, от которого позже получил за свои произведения небольшое имение в горах.

Пишет Гораций в нескольких стихотворных формах: эподы (ямбические стихотворения, написанные двустишиями), сатиры, оды (лирические стихотворения) и, наконец, послания (письма в стихотворной форме). В каждой из форм Гораций пишет со свойственным ему остроумием, иронией и лапидарностью.

Первая книга стихов Гораций содержала в себе 17 эподов, стихотворений на различные близкие авторы темы. В первом эподе Гораций восхваляет своего благодетеля Мецената. остальные же посвящены самым различным темам: в эподе 10 Гораций остроумно пародирует обычные стихи с пожеланием счастливого пути, посылая проклятия и пожелания гибели от кораблекрушения в дороге Мевию, своему врагу. критиковавшему, в т.ч., Веригилия. В другом эподе Гораций описывает, подобно Вергилию, благо сельской жизни, однако эпод этот имеет необычную концовку — об этих благах лицемерно повествует жадный ростовщик, и таким образом это эпод ни что иное, как пародия.

В ещё одном эподе Гораций прославляет Октавиана и его победу при Акциуме.

В своих сатирах, которые он старался смягчить, играя тонкостью шуток и мыслей, а не напором и грубостью, как создатель сатир, Луцилий, Гораций проповедовал философию умеренности, он говорит, что плохо быть бедным, но и с ростом богатства растёт в человеке скупость, увеличиваются заботы. Поэтому, видимо, и сам Гораций жил в своём имении довольно скромно, в соответствии со своей идеей. Также Гораций, в соответствии с политикой Августа, прославляет доброе старое время, выступал против стяжательства. мотовства, остроумно осуждал различные пороки. В пропаганде доброго старого времени Горацию сильно помогает такое философское направление, как стоицизм (всё в мире творится по абсолютной необходимости, а человек должен поступать нравственности, дабы увеличивать благо, ибо безнравственность есть утрата собственной природы, саморазрушение), над чьими парадоксами, однако, Гораций не стесняется подшучивать.

Сатиры Горация любопытны ещё и тем, что выполнены они в форме диалога, правда, одностороннего, и так в сатиры входит диатриба (обсуждение в лёгком, разговорном тоне какого-либо философского или этического тезиса).

Сборники од Горация также начинаются со стихотворений, посвящённых Меценату, и содержат в себе оды (античность понимала оды не как высокопарный и торжественный жанр, каким оды стали литературе нового времени), написанные самыми различными размерами (сапфическая, алкеева строфы. Асплепиадов стих и др.), посвящённые самым различным темам — дружеские послания, гимны богам, любовная лирика (которая у Горация не похожа на подобную у Тибулла, она лишена того субъективизма и откровенности, которой обладает лирика Тибулла) и др. В этих одах автор представляет своё видение мира, делится опытом, даёт советы тем, к кому оды обращены и проч.

Притом в стиле од Гораций не стремится слепо подражать греческим образцам, он считает необходимым взять из стихов греческих авторов только тему или эпиграф, а затем, как пчёлке, собравшей сладкий сок с цветка, переработать его.

Гораций так создаёт в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм, и в этом искусстве нет ему равных.

Среди своих од он создаёт и известную “Exegi Monumentum”, которая позже была многажды переведена русскими поэтами («Я памятник себе воздвиг…» Пушкина, «Памятник» Державина, «Я знак бессмертия себе воздвиг» Ломоносова).

Ближе к концу жизни Гораций создаёт свои «Послания» (которые в малой части лишь являются письмами, в основном же это очередной способ для Горация выразить свои мысли), «Письмо к Пизонам» из которых можно считать образцами зарождавшейся литературной критики, где Гораций пишет о своём видении того, как надо писать стихи. Он считает, что автор должен тщательнейшим образом подходить к сочетаемости элементов стиха, он должен оттачивать свои произведения до крайности, и именно из трудов Горация происходит известный афоризм: «Написанное надлежит лет девять хранить без показу». В своих «Посланиях» Гораций подробно проходит по тому, какими должны быть произведения основных жанров, особенно много внимания уделяя теории драмы.

Послания Горация не теоретическое исследование, но «нормативная поэтика», содержащая ряд правил, соответствовавших требованиям римского классицизма.

Эстетика «Наука поэзии» — классицистическая. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Не называя имен и направлений, Гораций одновременно обращает свою полемику и против неотериков, и против возникающего в римской поэзии азиански-декламационного стиля, и против архаизирующих аттикистов. Но одной красоты недостаточно, если к ней не присоединяется эмоциональная насыщенность, — это то сочетание, которое является основной художественной задачей римского классицизма. Средство — непрестанная учеба у классиков Греческой литературы: «с греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночью». Необходимым условием является, однако, самостоятельное усвоение искусства образцов, а не простое подражание; если это условие осуществлено, то оригинальная разработка старой темы представляется Горацию более значительным поэтическим достижением, чем введение в литературу совершенно нового материала. Гораций пишет, что важно следовать нормам языка, однако не стоит и напрочь отказываться от использования заимствованных и новых слов, если они приходятся к месту. Гораций считал также, что поэт должен быть обязательно превосходно образован, и философски, в том числе.

Именно благодаря приведённым в «Посланиях» Горация основных законов, их, наряду с «Поэтикой» Аристотеля, часто называют манифестом римского классицизма. Да и всё творчество Горация можно назвать примером следования изложенных в «Посланиях» тезисов, каждое произведение Горация отличается законченностью, «гладкостью», следованием постулатам классицизма, в них гармонично сочетаются остроумие шуток и глубокое проникновение в философию, следование канонам и новаторство, улучшение и развитие заимствованного у великих поэтов Эллады.

И поэтому можно назвать Горация «классиком римского классицизма», одним из его отцов, ведь позднейший европейский классицизм строился именно на тезисах Горация и Аристотеля.

 

Овидий – младший в ряду элегических поэтов Рима. Родился в 43 году в Сульмоне и принадлежал к старинному «всадническому» роду. Отец готовил его и брата к адвокатской деятельности и государственной службе. Завершив своё образование традиционной поездкой в Грецию и Малую Азию, Овидий вернулся в Рим, чтобы начать свою должностную карьеру, но вскоре отказался от неё. Его куда больше привлекала свободная светская жизнь и литература, чем перспектива оказаться в Сенате.

В литературной деятельности Овидия можно выделить три этапа:

1. Любовные стихотворения.

2. поэзия на учёно-мифологическую тему

3. стихи времени изгнания

1)Писать стихи он начал рано. До нас дошёл его сборник «Любовные стихотворения»(«Amores») из 3 книг. По элегической традиции сборник имеет свою героиню, которую Овидий назвал Коринной по имени древней беотийской поэтессы. Элегии Овидия в значительной мере являются перепевами из Катулла, Тибулла, Проперция, греческих эпиграммистов; мы снова встречаемся с серенадой, с наставлениями сводни, с корыстолюбивыми красавицами и соперником-воином, но Овидий отличается совершенно иным отношением к действительности и литературному материалу, иными стилистическими приёмами. Овидий не знает чувства неудовлетворённости современной жизнью.

Влюблённый поэт выступает уже вне отрыва от современности, не на фоне сельской идиллии или мифа, а в обстановке светской жизни Рима и в условиях римской улицы. Это приводит к «снижению» жанра: идеализированная любовь элегии огрубляется или становится предметом иронической игры. В противоположность Тибуллу и Проперцию, Овидий не претендует на изображение серьёзного и глубокого чувства; он только «шутливый певец любовной неги».

Другое значительное отличие Овидия – он переносит в поэзию принципы декламационного стиля. Это выражается прежде всего в нескончаемых вариациях одной и той же темы. Развёртывал мотивы предшественников, создавал пародийные произведения. Декламационный стиль стал преобладать в литературе периода империи, и творчество Овидия в этом отношении открывает новый этап в развитии римской поэзии. Несмотря на свой стиль, Овидий вовсе не чувствует себя в оппозиции к предшественникам, расточает многим похвалы. Элегия, посвящённая кончине Тибулла, - одно из самых лучших стихотворений сборника.

Литературные достоинства «Amores»:

1. Изобретательность в вариациях.

2. Остроумие.

3. Тонкость отдельных психологических наблюдений.

4. Живые зарисовки быта.

5. Исключительная лёгкость и гладкость стиха.

Недостатки:

1. Незначительность содержания.

2. Однообразие и отсутствие чувства меры.

3. Самовлюблённость автора.

В своём следующем сборнике Овидий окончательно отказывается от износившейся маски «влюблённого поэта». «Героини» («Послания») представляют собой серию писем мифологических героинь к находщимся в разлуке с ними мужьям и возлюбленным. Каждое пиьсмо – лирический монолог. Такие письма для поэзии были новинкой. 15 писем в сущности на одну тему: разлука, тоска, муки ревности, одиночество, мысли о смерти, мольба о возвращении. Как художественное раскрытие психологии любви «Героини» (там герой на геронине, героиня на героине, и двойная сплошная пролегла между ними.. Кто из вас знает слова дальше, может проолжать!) представляют собой значительное литературное явление. Материал Овидий черпает из различных источников, но постоянно перерабатывает его.

К периоду работы над «Героинями» относится не дошедшая до нас поэма «Медея», о которой античные критики отзывались с большой похвалой. Римской элегии изначально была свойственна претензия на «учительную» роль в сфере любви – «Наука любви» представляет собой пародийно-дидактическую поэму в стиховой форме элегии. «Руководство» состоит из з частей: как найти предмет любви, как добиться любви, как удержать. Затем появляется «Лекарство от любви» для тех, чья любовь безнадёжна.

2) Заканчивается первый этап творчества Овидия, затем поэт обращается к повествовательному жанру. Овидий избирает форму «каталогообразной» поэмы, объединяющей боьшое количество тематически близких между собой сказаний: «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

Тема превращений занимает большое место в мифологии древних народов. «Метаморфозы» Овидия – это поэма в гекзаметрах, состоящая из 15 книг; в них больше 200 сказаний, финалами которых являются превращения. Овидий задумал не сборник рассказов а связное целое, единую поэму, в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую (прежде всего хронологическую) нить.Поэма начинается с описания сотворения мира= превращения хаоса в космос, вплоть до превращения Юлия Цезаря в комету. Прибегает ко многим приёмам, но во многих случаях хронологическая последовательность и связность становится достаточно условной. Заключительная книга поэмы содержит учение Пифагора о переселении душ, своего рода философское обоснование «превращений».// Первые 11 книг – мир до Троянской войны, которую греки и римляне считали водоразделом между мифологией и историей; 12-14 книги – от Троянской войны до основания Рима; 15 книга – от римского царя Нумы до Августа.

Римским мифам специально посвящены «Фасты». Овидий поставил перед собой былую задачу Проперция – создание серии повествовательных элегий о преданиях и обрядах римского культа. Это произведение должно было быть пронизано ухом официальной идеологии, которую Овидий прежде отвергал. В качестве нити, связывающей отдельные сказания он взял календарь...

3)Но неожиданно Август высылает Овидия из Рима. В порыве гнева Овидий даже сжёг свои «Метаморфозы», и если они дошли до нас, то только благодаря сделанным ранее спискам. В изгании мотивы творчества Овидия становятся другими: жалобы на судьбу и мольбы о возвращении в Рим. Первая книга в изгнании – «Скорбные стихотворения», где он рассказывает о своей жизни. Овидий так и умер в изгнании.

Уступая многим из современников в глубине и оригинальности творчества, Овидий был мастером лёгкой формы. «Метаморфозы» стали считать «языческой библией», своего рода неисчерпаемым источником мудрости. Любовная поэзия Овидия вдохновляла латинизирующую лирику и провансальских трубадуров Средневековья. Со времён Возрождения сюжеты Овидия подвергались многочисленным обработкам и интерпретациям.

Пушкин: «Книга «Скорбные стихотворения» - выше всех прочих стихотворений Овидия, за исключением разве что «Метаморфоз». Истинное чувство, простодушие, индивидуальность, менее холодного остроумия. И грусть, трогательность.

Известно, что Пушкин высоко ценил творчество Овидия и и отождествлял себя с ним в период южной ссылки. Кроме того, Овидий во многом вдохновлял его: письмо, в котором старик гет рассказывает об Оресте и Пиладе в Понтийских элегиях, послужило основой для рассказа старика цыгана о самом Овидии у Пушкина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 2403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.