Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанровые особенности литературной биографии Плутарха




Плутарх в 46-127 гг. Он обратился к жанру биографии, следуя за эллинистическо-римской традицией, кот. проявляла живой интерес к личности полководцев, императоров, прославленных как высокими подвигами, так и своими злодеяниями. Плутарх написал 50 жизнеописаний, 46 из которых парные биографии греков и римлян, заключающиеся в сравнительной х-ке героев. Для Плутарха в равной мере велики деятели и Греции и Рима. Он четко разграничивает задачи историка и биографа. Плутарху важно понять человека в быту, в частной жизни. Он стремиться и реалистичности, хотя о дурном и низком не считает нужным рассказывать. Большую роль отводит наукам и воспитанию. Жизнь человека он воспринимает в духе эллинистических традиций: как борьбу с судьбой.

Почти все биографии строятся примерно по одинаковой схеме: происхождение героя, его род, семья, юных годах, воспитании, деятельности и смерти. Таким образом перед нами рисуется жизнь человека в морально-психологическом аспекте с выделением нескольких сторон, важных для авторского замысла. Иногда биография замыкается обстоятельным заключением с обращением к другу, а иногда просто обрывается. Некоторые биографии до предела насыщены занимательными анекдотами и афоризмами. Плутарх стремится выделить наиболее яркие черты в характере не только человека, но даже целого народа. Плутарх—мастер психологических деталей, даже часто символичных. Ценит внутреннюю красоту человека, несчастного, замученного и утерявшего всю свою внешнюю прелесть. Плутарх не только острый наблюдатель, он умеет набросать широкое трагическое полотно. Он не забывает уведомить читателя, что трагические события подготовлены богами. Трагизм человеческой жизни рисуется как результат превратностей и закономерностей судьбы. Он придает своему произведению в чем-то декоративную окраску. Понимает жизнь как театральное представление, где разыгрываются кровавые драмы и веселые комедии. А все это не мыслимо без чувства греческого и римского патриотизма. Он не докучает читателю моралью, стремиться захватить выразительностью. Стиль отличается благородной сдержанностью.

«Параллельные жизнеописания» - серия парных биографий, причем каждый раз рядом поставлены греческий и римский исторический деятели. Заключитальная часть – сравнения. Есть и отдельные биографии, видимо, более ранние.

Никогда не отображает процесса становления личности. Если и есть, то только в автобиографиях. Личность вне связи с ист обстановкой, соц силами. 2 основных вида биографии: справочно-антикварная и биография-характеристика, которая воссоздает образ деятеля, и все события жизни интересны лишь потому, что освещают характер. Пишет жизнеописания, а не историю. Незначительные поступки поэтому иногда оказываются гораздо показательней, чем исторические глобальные события. Создание целостного и выпуклого образа с помощью мозаики мелких штрихов. Не брезгует анекдотом, сплетней, добиваясь занимательного и наглядного рассказа, иногда драматичного. Но вместе с тем иногда прерывает рассказ морализирующим размышлениями – остается моралистом. Биографии имеют назидательную цель, и поэтому герои иногда идеализируются.

Часто мораль сначала, обращение к другу, иногда неожиданно обрывается («Александр»), символизируя внезапную смерть.

Насыщены афоризмами и анекдотами. Предсмертные Демосфена слова. Стремится выделить главные черты в характере не только человека, но и народа – буйство толпы, когда хоронят Цезаря, страстное соперничество греков. Брут, Аристид.

Мастер психологических деталей, ценит не только внешние, но и внутренние черты (о Клеопатре в Антонии). Цезарь сам разжал пальцы, видя, как его убивает Брут. Цицерон сам вытягивает шею под меч. Умеет набросать широкими мазками трагическое полотно – смерть Клеопатры. Трагизм чел жизни рисуется как результат превратностей и вместе с тем закономерноснотей судьбы. Много предзнаменований – войско А, например, ведут вороны. Понимает жизнь человека как некое театральное представление – Цезарь убит рядом со статуей Помпея, убитого из-за него.

 

61. Гомер и Вергилий.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком, это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности.

Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала.Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

У Вергилия всегда изображены в ситуациях, полных драматизма. Эней всцело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. У Гомера боги тоже постоянно воздействуют на жизнь людей, но это не мешаеь гомеровским героям принимать собств. решения,или совп. или против. воле богов. У Вергилия же все лежит ниц перед богами: а сложная психология героев, если изобр., то всегда в разладе с богами. Эней уходит из Трои в направлении, совершенно ему неизвестном,попадает к,Дидоне, не имея никакого намерения встретиться с карфагенской царицей. Он прибывает в Италию неизвестно для чего. Только Анхис в подземном царстве рассказывает о его миссии.Ему хотелось остаться в Трое,у царицы,у Латины и жениться на Лавинии. Однако самим роком предопределено, чтобы он был основателем Рима, и ему остается только запрашивать оракулы, возносить моленья и совершать жертвоприношения. Эней против собственной воли подчиняется богам и року. Боги у Вергилия изображены в более спокойном виде. Римская мифология требовала, чтобы Юпитер был не столь безвластным и неуверенным, как у Гомера. Он является единственным распорядителем людских судеб, в то время как другие боги с ним в этом отношении несравнимы. "Мои неизменны решения", - говорит он Венере. В противоположность более мягкой Венере, Юнона изображена беспокойной, зловредной. Зверски беспощадна Молва, сорющая людей.В безупречном виде изображаются Аполлон, Меркурий, Марс и Нептун.Высшие божества изображены более или менее возвышенно в нарушение традиции. Всем управляет Юпитер, а остальные боги разделены на своеобразные сословия. У каждого своя функция. Вмешательство богов, демонов и умерших в жизнь живых людей не только наполняет собой всю "Энеиду", но почти всегда отличается насильственным характером. Мифологизм неотличим от историзма.Боги и демоны у Вергилия сами зависят от судьбы, или рока(говорит Юпитер)

 

62. Особенности эллинистического эпоса Овидия "Метаморфозы".

В “Метаморфозах” эпизоды разработаны в технике эллинистических эпиллиев. Но там эпизоды сочленены по классическому принципу гармонии и соподчиненности, здесь – по эллинистическому принципу “пестроты”. Чередующиеся сцены намеренно разнообразны по содержанию и по настроению и даже по жанровым признакам. В ткань эпического повествования вплетаются и монологи, напоминающие то элегию, то гимн, то любовную песню, и диалоги, напоминающие трагедию (спор Аякса с Одиссеем), и письма, напоминающие послания героинь, и отрывки, последовательно выдержанные в тонах идиллии. Мифологические персонажи осовременены, современность эта выступает в самых бытовых и будничных проявлениях. Боги и герои живут точь-в-точь как те читатели, для которых Овидий писал “Науку любви”. Даже самые патетические места Овидий умеет сравнением или метафорой свести к современному фону.

Овидию в большей степени, чем эпос, близки различные жанры эллинистической поэзии, широко применявшиеся в римской литературе. Большой эпос дробится на множество самостоятельных картин. Отдельные части поэмы Овидия напоминают эпиллий (миф о Фаэтоне, похищение Прозерпины), другие приближаются к элегии (Полифем и Галатея), есть здесь и идиллия (Филемон и Бавкида), и гимн Вакху, и панегирик Тезею. В “Метаморфозах” есть даже контроверсии (спор Аякса с Одиссеем об оружии Ахилла) и суазорий (письмо Библиды).

Художественная разработка древних оборотнических мифов тоже свидетельствует о самоотрицании мифологии. В эллинистическо-римский период античной литературы выработался даже специальный жанр превращений, или метаморфоз, который нашел воплощение в сочинении Овидия "Метаморфозы". Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивается превращением фигурирующих в нем героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название (Ovid. Met. III 339-510). Гиакинф умирает, проливая свою кровь на землю, и из этой крови вырастает цветок гиацинт (X 161-219). Кипарис, убивший оленя, очень сожалел об этом и от тоски превратился в дерево кипарис (X 106-142). Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту. Популярность этого жанра превращений в литературе эллинистическо-римского периода иной раз свидетельствует о печали людей по поводу безвозвратного мифического времени и невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. Эти мифы свидетельствовали о гибели наивной мифологии в эллинистическо-римский период, о замене ее обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.