Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения государственного стандарта




Положения и компоненты

 

Закон РФ «Об образовании» трактует ГОС как сумму 3-х составных частей:

1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2. Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражённых в соответствующих нормативных документах.

ГОС обеспечивает постановку задач различным структурам в социально-экономической системе общества:

во-первых – преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом своих возможностей и интересов;

во-вторых – администраторам, работников системы профессионального образования – от федеральных чиновников до директоров, ректоров учебных заведений для формирования адекватных механизмов при планировании, регулировании, контроле за учебно-воспитательным процессом;

в-третьих – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения;

в-четвёртых – социальным партнёрам – работодателям, профсоюзам, лицам наёмного труда – для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов, основанных на квалификации и профессиональной компетенции;

в-пятых – партнёрам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.

 

профессионального образования

ГС ПО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Его цели:

1) повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счёт регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;

2) сохранение и развитие единого образовательного пространства в России;

3) чёткое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;

4) обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за её пределами для участия РФ в международном рынке труда.

К документам ГСНПО, утверждаемым на федеральном уровне, относятся:

· «Основные положения ГСНПО».

· «Перечень профессий и специальностей ГСНПО».

· Профессиональные характеристики.

· Обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиям и специальностям, по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера.

· «Модель учебного плана для учреждений начального проф. образования».

· Требования к примерной (типовой) учебно-программной документации.

· Перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования.

· Общие требования по составлению контрольных заданий по проверке качества знаний и умений учащихся.

· Описание и порядок проведения контрольной процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования.

· Требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования.

· Образцы документов, удостоверяющих профессиональное образование.

· «Система кодификаций (обозначений) ГСНПО документов».

Компоненты государственного стандарта НПО и СПО

ГОС включает в себя 2 основных компонента:

1. Федеральный компонент стандарта.

2. Национально-региональный компонент стандарта.

Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Он представляет совокупность перечисленных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.

Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности. Они имеют юридическую силу во всех регионах РФ.

Руководители региональных органов управления образованием, образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством РФ.

Национально-региональный компонент стандарта отражает национально-региональные требования к качеству и содержанию ПО и представляет собой совокупность нормативных документов.

Они разрабатываются и утверждаются на региональном уровне:

o образовательные стандарты на профессии, не вошедшие в федеральный Перечень;

o дополнения к обязательному минимуму содержания обучения по профессиям федерального Перечня. Они учитывают специфику регионов;

o контрольные задания для оценки уровня и качества подготовки по определённым профессиям и т.п.

Национально-региональный компонент действителен только для конкретного региона.

В соответствии с государственной системой стандартизации России обязательные стандарты являются отраслевыми.Образовательной отрасли присвоен индекс 9. Все стандарты, утверждаемые Министерством образования, должны иметь обозначение ОСТ 9. Для обозначения документов ГСНПО добавляют аббревиатуру ПО. Обозначение будет ОСТ 9 ПО. После этого ставят индекс, соответствующий отраслевой системе кодификаций (обозначений).

Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учётом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и Основных положений ГСНПО.

 

3. Профессиональная и квалификационная характеристика.Профессиограмма

Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.

Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.

Профессиональная характеристикапредназначена:

o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;

o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;

o для организации работы по профориентации;

o для определения форм повышения квалификации рабочих.

Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.

Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:

· название профессии;

· интегрируемые специальности;

· номер профессии по Перечню;

· назначение и сферу применения профессии;

· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;

· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);

· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;

· специфические требования.

Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.

При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.

Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.

Квалификационная характеристика – это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.

Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.

Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:

«Должен уметь»;

«Должен знать»;

Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:

o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;

o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;

o содержания труда, трудовых функций рабочего;

o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;

o уровней квалификации (диапазона тарификации);

o психофизиологических особенностей профессии.

 

Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.

Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.