Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы обучения, применяемые в производственном обучении




Характеристика методов производственного обучения

Методы обучения – отвечают на вопрос как обучать?

Важнейшим компонентом являются методы обучения, то есть то, как обучать. От их эффективности при любых других условиях и факторах зависит количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие.

Методом обучения может служить производственное обучение как формирование профессиональных знаний, умений, навыков учащихся в специальных учебных заведениях, и производственное обучение будущих квалифицированных рабочих путём ученичества непосредственно на производстве.

Существует классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:

1) методы организации и реализации учебно-познавательной и учебно-производственой деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся;

3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся.

Каждая из этих групп методов включает конкретные подгруппы и отдельные частные методы, которые являются инструментом процесса обучения.

В учебном процессе наиболее важным является знание преподавателем, мастером производственного обучения их сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов:

целевая установка;

определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности);

собственнообучающая деятельность педагога;

руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся;

подведениеитогов.

Деятельность педагога (преподавателя, мастера) Словесные Устное излож ение Изложение учебного материа-ла (рассказ, объяснение, лекция), подведение итогов   Беседа (вопросно- Постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся,подведение итогов.   Работа с Определение содержания задания и порядка работы учащихся, контроль и подведение итогов     Наглядно- Демонстрация (наглядных Определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение опытов, трудовых приёмов, т.д. Самостоятельные Определение объектов наблюдения, руководство наблюдениями учащихся, подведение итогов Практические Упраж Постановка проблемы, определение содержания и порядка работы, техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Лабораторно- Определение содержания и порядка работы учащихся, управление техническими устройствами, руководство работой учащихся, контроль, подведение итогов Деятельность учащихся   методы учебного материала Слуховое восприятие (слушание) и осмысление учебного материала, сообщаемого педагогом. ответный метод) Продумывание ответов (припоминания, сравнения, сопоставления, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы педагога. Вопросы к педагогу.   текстом книги Чтение и осмысление текста книги, выполнение задания (запоминание, сравнение, сопоставление, выделение главного, систематизация, воспроизведение, ответы на контрольные вопросы, конспектирование): 1) под руководством педагога; 2) самостоятельно демонстрационные методы пособий, видеофильмов, опытов, приёмов труда) Зрительное восприятие (рассматривание) показывание в целом и по частям, сравнение, сопоставление, выявление и усвоение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога наблюдения учащихся Наблюдение объектов, явлений, действий в целом и по частям, сравнения, сопоставления, выделение главного, обобщение и т.п. Ответы на вопросы педагога. методы нения Выполнение заданий: 1) под руководством педагога; 2) по письменной инструкции; 3) по алгоритму; 4) самостоятельно   практические работы выполнение заданий, обработка результатов, формулирование выводов: 1) под руководством педагога; 2) по письменной инструкции; 3) самостоятельно

 

Каждый метод реализует определённую функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное существование. Для оптимального выбора необходим учёт функций различных методов обучения и их места в учебном процессе.

Методы обучения должны:

1) способствовать активизации учащихся;

2) обеспечивать понимание и осознание изучаемого материала;

3) быть разнообразны;

4) быть комплексными;

5) соотносится с реальными возможностями учащихся.

6) соотносится с реальными возможностям по их использованию

(1) и (2) взаимосвязаны: учащиеся не могут быть активными на занятиях, если они не понимают, не осознают того, что они изучают или делают. Но они не могут понять, осознать выполняемые действия (умственные или практические) без активного участия в учебном процессе.

Различные методы требуют включения в процесс усвоения учебного материала различных органов чувств:

слуха – объяснение, беседа;

– зрения –демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов, работа с печатными и графическими материалами;

– осязания и мускульных ощущений – упражнения, лабораторно-практические работы.

Выбор методов обучения должен соотноситься с реальными учебными возможностями учащихся и с возможностями педагогов по их использованию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.