Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод и способ деятельности. Основания для их различения. Структура способа деятельности. Основные элементы способа творческой деятельности

Читайте также:
  1. B) типы методологии
  2. EXCEL. Инструментальная среда VBA. Проект VBA и его структура.
  3. I Основные категории педагогики
  4. I. Анализ деятельности школьников.
  5. I. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуациях
  6. I. Методика обучения биологи как наука
  7. I. Методические рекомендации по подготовке к семинару
  8. I. Методы формирования сознания, методы убеждения
  9. I. Стили руководства. Методы принятия управленческих решений. Управленческая решетка Блейка - Моутона.
  10. I. Структурные методы
  11. I. Цели и задачи БЖД. Основные понятия.
  12. II группу составляют следующие федеральные законы, относящиеся к специальному законодательству по вопросам туристской деятельности.



Потребности общества в особых информационных продуктах, возникновение производящей их специфической деятельности, необходимость обеспечить определенный уровень их качества – вот факторы, предопределившие формирование совокупного субъекта журналистики как особого профессионального корпуса. Практически же он складывается в результате освоения закономерностей журналистской деятельности, которые определили ее специфику. Так что эта специфика и есть то общее, что, с одной стороны, объединяет всех журналистов, делает людьми одной профессии, а с другой – отличает, «отъединяет» их от представителей других профессий. А носителем специфики является способ творческой деятельности журналиста.

Способ деятельности – категория, выражающая ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат.

А как определяется понятие метод? В современных научных словарях оно трактуется как путь решения конкретной задачи, представляющий собой «совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности».

Если метод – путь решения конкретной задачи, значит, он опосредует этот процесс. Следовательно, его функция – решение таких задач. А их по ходу деятельности возникает немало, соответственно и методов должно быть немало. Таким образом, методы оказываются в ряду «реальных составляющих» деятельности, выступающих по отношению к ней как ее частная характеристика.

При таком подходе обнаруживается, что содержательно понятие «способ деятельности» по отношению к ней шире, чем понятие «метод». Способ всегда включает в себя набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач. Но это – по отношению к конкретному виду деятельности.

Но в самых разных видах деятельности обязательно встречаются задачи одного и того же типа. Для решения типовых задач существуют типовые методы. По существу они универсальны, а потому могут служить в качестве средства для разных видов деятельности, обретая при этом некоторое своеобразие. С такой точки зрения понятие «метод» шире, чем «способ».

Но если методы – одна из составляющих способа деятельности, естественно предположить, что есть и другие. Речь идет о задачах, которые приходится человеку решать по ходу работы. Работа выглядит как цепочка практических и мысленных шагов, подчиненных решению этих комплексов задач. Они определяют существование устойчивой операциональной структуры творческого процесса, представленной в каждом творческом акте. Над каким бы произведением ни шла работа, его создатель неизбежно оказывается перед необходимостью решить несколько комплексов задач, а значит – предпринять необходимые для того действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач.



«Операция» есть обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению определенного комплекса задач, независимо от его места в структуре творческого акта, здесь характеризуется состав задач.

Операциональная структура творческого акта как носитель характерного набора задач является, наряду с методами, обязательной составляющей способа любого вида деятельности. Порождающая модель несет в себе ту последовательность задач, решение которых разворачивается в творческий процесс.

Отражая особенности взаимодействия человека и среды, порождающая модель во всех случаях ориентирует субъекта творчества на постижение и воссоздание объектов действительности в их целостности. Достигается такая ориентация за счет того, что в каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

- эмпирические, т.е. решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов;

- теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те, и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте – на информационный продукт. Но в каждой операции творческого акта присутствует еще один ряд задач, третьего типа, – организационно-практические. Они существенно отличаются, так как направлены не на будущий результат деятельности, а на сам творческий акт: служат его оптимальной организацией.

Помимо структуры творческого акта и методов решения задач, способ творческой деятельности включает в себя еще две составляющие – гораздо более подвижные, склонные к изменчивости, но, тем не менее, несущие в себе специфические особенности того или иного ее вида. Это технические средства, используемые в творческой деятельности, и система профессионально-этических регуляторов поведения.

Прежде всего для разного вида деятельности используется свой набор технических средств. Различается и характер использования техники. Развитие техники, обогащение технического инструментария того или иного вида деятельности всегда революционизируют ее способ, вносят в него существенные изменения, которые влияют даже на порождающие модели творчества, подчас самым кардинальным образом.

Четвертая составляющая способа. Она обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он себя ведет в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела. Есть общие законы, очерчивающие рамки правового поведения граждан, как и общие этические стандарты, задающие определенный уровень нравственности поведения.

Способ творческой деятельности никем не разрабатывается специально, а естественным путем формируется в опыте деятельности.

 





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.01 сек.